Краеугольные камни повестки.




Введение

Одним из важнейших вопросов внутренней политики Австрии остается вопрос о её вооруженных силах. В отличие от большинства стран-членов ЕС Австрия не является членом НАТО. Кроме того, в стране существует призывная армия. Сложившаяся ситуация вызывает множество споров среди населения страны. Нужно ли сохранить призывную армию? Должна ли Австрия вступить в НАТО? В 2013 году прошёл референдум по поводу отмены обязательного призыва в армию. Явка составила 50%, против отмены призыва выступило 60% проголосовавших. Однако за прошедшие после проведения референдума 7 лет политическая ситуация в мире серьезно изменилась. Конфликт России и Украины, ухудшение отношений США и Европы, а также конфликты внутри НАТО вызывают серьёзное беспокойство со стороны австрийского руководства. Как Австрия будет обеспечивать безопасность своих границ - вопрос, который предстоит решить участникам модели.

История вопроса

В 1955 году Австрия восстанавливает суверенитет и провозглашает «вторую республику». В этом же году была принята конституция, и федеральный конституционный закон в соответствии с которым Австрия провозглашалась «нейтральным государством». Это означает, что федеративная республика не имеет права вести наступательные войны, размещать на своей территории войска других стран, вступать в военные альянсы. С момента своего основания, вторая республика не приняла участие ни в одной войне, не вступила ни в один военный альянс. Тем не менее, в 1999 году Австрия позволила самолетам стран НАТО использовать своё воздушное пространство для бомбардировок Сербии, а с момента вступления в ЕС страна принимает активное участие в формировании общеевропейских структур, отвечающих за безопасность. По факту, в 21 веке Австрия всё меньше соблюдает нейтралитет. С середины 90-х годов прошлого века начались активные дебаты о вступлении федеративной республики в НАТО. Консерваторы и правые партии поддержали эту идею, в то время как левые и либеральные силы выступили против. В 2011 году правящая партия SPD инициировала плебисцит об отмене обязательной военной службы. Правые и консервативные силы выступили за сохранение призыва. В 2013 году прошёл референдум, по итогам которого призыв в вооруженные силы был сохранен. Последние 7 лет были насыщены внешнеполитическими событиями. Конфронтация России и Украины стала причиной, из-за которой страны-члены ЕС начали воспринимать Россию как страну-агрессора, угрожающую их существованию. Резкое ухудшение отношений США и ЕС, а также конфликты внутри НАТО поднимают вопрос о способности альянса гарантировать безопасность Европы. Всё чаще европейские политики говорят о необходимости создания общеевропейской армии. В условиях политической неопределенности и тяжёлой экономической ситуации, вызванной финансовым кризисом 2020 года, Австрии предстоит принять ряд решений, от правильности которых зависит не только оборона её границ, но и сохранение суверенитета.

Краеугольные камни повестки.

Воинская обязанность в Австрии.

Служба в вооруженных силах Австрии является обязательной для лиц мужского пола, достигших 18-ти летнего возраста и длится 6 месяцев. Призыву подлежат лица в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие противопоказаний к службе связанных со здоровьем. Существует система отсрочек, в том числе для студентов. Лицо, не желающее нести воинскую службу по религиозным или моральным мотивам, может пройти альтернативную гражданскую службу сроком 9 месяцев. Все новобранцы получают бесплатное проживание, питание, форму, а также денежное довольствие в размере 300-500 Евро в соответствии со своим воинским званием. Таким образом, срок службы солдат призыва является непродолжительным, а условия несения воинской обязанности крайне комфортными. О нарушении прав человека не может идти речи. Вооруженные силы Австрии составляют 35 тысяч человек, из них около 10 являются набираемыми ежегодно призывниками. Отмена призыва на воинскую службу поднимет уровень боевой подготовки армии из-за замены солдат срочной службы на высококвалифицированных контрактных служащих. Кроме того, воинская повинность имеет ещё одно преимущество - экономия бюджета. Австрия активно снижает траты на вооруженные силы (в процентах к ВВП). За период с 2009 по 2019 гг. расходы относительно ВВП были снижены с 0,83% до 0,73%. Две ведущие в военном плане страны ЕС (Германия и Франция) тратят на оборону 1,38% и 1,84% к ВВП соответственно. Однако отмена обязательного призыва на воинскую службу снизит число солдат запаса, что серьёзно повлияет на обороноспособность страны. Продление срока срочной службы или привлечение к военной службе женщин поднимет обороноспособность республики, но вызовет серьёзную нагрузку на австрийский бюджет, испытывающий серьёзный дефицит в связи с необходимостью принятия неотложных мер для восстановления экономики после финансового кризиса.

Членство в НАТО.

Австрия – одна из немногих стран-членов ЕС, не вступивших в НАТО. Сделать это не позволяет «Нейтралитет», прописанный в ФКЗ. Тем не менее, геополитическая ситуация в Европе стремительно меняется, а вместе с ней может измениться и Австрия. Вступление в НАТО может принести республике как дивиденды, так и ряд проблем. Вступление в НАТО навсегда обеспечит Австрии защиту от внешнего вторжения. В соответствии с уставом альянса, нападение на Австрию будет приравниваться к нападению на все 29 стран-участниц. Кроме того, на территории республики будут размещены американские войска, что дополнительно усилит обороноспособность страны. Однако вступление в НАТО потребует изменения ФКЗ, полного пересмотра внешнеполитической доктрины. Присутствие американских солдат на территории Австрии будет ущемлять её суверенитет. Кроме того, членство в НАТО обязует тратить 2% государственного бюджета на оборону, что вызовет серьезную нагрузку на финансы страны в период COVID – 19. Многие австрийцы настроены скептично по отношению к НАТО и выступают против вступления страны в военный альянс.

Создание общей армии ЕС.

Идея о создании общей армии вынашивается европейскими политиками на протяжении длительного времени. Этой идее активно противостояла Великобритания, но её выход из ЕС и Украинский кризис вновь оживили идею о создании единой армии. В настоящий момент создание общей армии ЕС поддерживают все страны-участники. Высока вероятность воплощения этой идеи в жизнь. Участие в формировании армии ЕС будет логичным шагом в углублении сотрудничества внутри союза, но решит Австрию части её суверенитета. Австрийским политикам необходимо сформировать своё отношение к будущему единой армии ЕС и создать соответствующую законодательную базу.

Заключение

Внешнеполитическая ситуация побуждает австрийский парламент в кратчайшие сроки принять ряд решений, которые будут влиять не только на судьбы тысяч австрийцев, но и позволят сохранить мирное небо над Австрией. В то же время финансовый кризис серьёзно сковывает в возможностях австрийское правительство, вынуждая его принять максимально экономичное и прагматичное решение. Описанные выше три краеугольных камня будущей реформы позволят участникам модели понять суть обсуждаемого вопроса и успешно отстоять интересы своей партии на модели.

Дополнительно

Про НАТО

В случае желания вступления в НАТО Австрия имеет на это все шансы. Процедура вступления:

Шаг 1


Прежде чем государству будет предложено вступить в НАТО, оно должно отвечать определенным требованиям:

— государство должно быть географически в Европе
— оно должно быть демократическим
— и оно должно иметь возможности и быть готовым внести свой вклад в безопасность Евроатлантического региона

Выполнив все три условия вступления в НАТО, государство может быть приглашено.

Шаг 2


Следующий шаг — осуществление Плана действий по вступлению в НАТО

подразумевает консультации и поддержку, адаптирование к различным аспектам членства от армии и оборонных вопросов, до правовых и политических.

Шаг 3


После осуществления необходимых реформ начинаются переговоры о вступлении в НАТО.

В ходе этих переговоров государство получает информацию о правах и обязанностях члена НАТО.

Шаг 4


На этом этапе, каждый действующий член НАТО должен подписать и ратифицировать Протокол о членстве. Хотя процесс ратификации может и продолжаться, приглашенное государство уже начинает работу по интеграции в НАТО.

Шаг 5


На последнем этапе, приглашенное в НАТО государство должно ратифицировать договор о членстве. Процесс подписания зависит от внутренних процедур страны. Это может быть референдум или одобрение парламентом. После ратификации договора государство вступает в НАТО.

 

Кроме того, Австрия имеет тесное сотрудничество с НАТО в рамках ПМР (Партнерство ради мира). Короткую и информативную статью можно прочитать здесь: https://нато.рф/ru/partnership_for_peace.html

Однако нужно понимать, что вступление в НАТО — это не только сплошные плюсы, которые все и так знают, но и серьезные недостатки. Австрия тратит 0.73 % ВВП на оборону, в то время как члены НАТО обязаны тратить на неё не менее 2%. Т.Е. для вступления в НАТО придётся тратить на армию почти в три раза больше денег (пандемия COVID – 19 тем временем является тяжким бременем для австрийской экономики). Кроме того, страны-члены НАТО обязаны участвовать во всех конфликтах, в которых принимает участие организация. Проще говоря, австрийские солдаты могут умирать в азиатских и африканских странах, воюя за чужие интересы. Есть ещё один важный пункт, который надо учесть сторонникам вступления в НАТО – ФКЗ о нейтралитете.

Нейтралитет

В 1955 году Австрия стала страной. В этом же году парламент принял федеральный конституционный закон, провозглашающий вечный нейтралитет и отказ в будущем от участия в каких-либо военных альянсах и запрет на размещение любых военных баз на своей территории. В 90-х Австрия активно ходила по грани/нарушала этот закон: ПРМ, открытие воздушного пространства для бомбардировщиков НАТО во время конфликта в Югославии. Далее приводим текст закона полностью:

Статья 1
В целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете.
Австрия будет поддерживать и защищать его всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.
Для обеспечения этих целей Австрия в будущем не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории.
Статья 2
Осуществление этого федерального конституционного закона возлагается на федеральное правительство.

Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что:

1) Отменить ФКЗ о нейтралитете можно только при наличии 2/3 голосов депутатов.

2) Для вступления в НАТО/Единую европейскую армию необходимо отменить ФКЗ о нейтралитете.

Важные для нашей темы куски конституции:

Статья 9а 1. Австрия признает свою ответственность за всестороннюю оборону страны. Оборона направлена на обеспечение внешней независимости, а также неприкосновенности и целостности территории Федерации, в частности, - на поддержание и защиту постоянного нейтралитета. Исходя из этого, должны быть обеспечены охрана и защита конституционных учреждений и их деятельности, а также демократических свобод граждан от насильственных посягательств извне. 2. Всесторонняя оборона страны включает в себя военную, идеологическую, гражданскую и хозяйственную оборону страны. 3. Каждый австрийский гражданин мужского пола является военнообязанным. Каждый, кто отказывается и освобождается от выполнения воинской обязанности по религиозным мотивам, должен нести службу, которая заменяет военную. Более подробные предписания определяются законами. 4. Австрийские гражданки добровольно могут нести службу в федеральных вооруженных силах и имеют право оставить ее.

Статья 79 1. На федеральную армию возлагается вооруженная оборона страны. 2. На федеральную армию, если законной гражданской власти требуется ее содействие, кроме того, возлагается: 1) помимо вооруженной обороны страны: а) защита конституционных учреждений и обеспечение условий их деятельности, а также демократических свобод граждан; b) общее поддержание порядка и безопасности внутри страны; 2) оказание помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, значительных по своему масштабу. 3. Другие задачи федеральной армии регулируются Федеральным конституционным законом. 4. Закон о Вооруженных силах определяет, какие органы и учреждения могут непосредственно обращаться за содействием к федеральной армии в целях, указанных в абзаце 2. 5. Самостоятельное вмешательство армии в целях, указанных в абзаце 2, допускается только в том случае, если компетентные органы власти в результате воздействия непреодолимой силы лишены возможности обратиться за таким содействием, а дальнейшее промедление может быть чревато непоправимым ущербом для всего общества, или в случаях, когда речь идет об отражении реального нападения либо о подавлении сопротивления, сопряженного с актами насилия, которое направлено против каких-либо частей федеральной армии.

Статья 80 1. Верховное командование федеральной армией осуществляет Федеральный президент. 2. В случаях, когда по Закону о Вооруженных силах распоряжаться ими уполномочен не Федеральный президент, такие полномочия возлагаются на компетентного федерального министра в пределах прав, предоставленных ему Федеральным правительством. 3. Командование федеральной армией осуществляется компетентным федеральным министром.

Статья 84 Военные суды упразднены, кроме действующих в период военного времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: