Сбор и анализ данных о товарообороте необходим аптечной организации для оценки результатов ее текущей деятельности, а также для разработки и прогнозирования стратегий на будущее. Необходимость проведения анализа товарооборота также продиктована тем, что от него напрямую зависит удовлетворение покупательского спроса, финансовое состояние аптеки, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.
Основные этапы анализа розничного товарооборота аптеки следующие:
1. изучение динамики его объема
2. оценка степени выполнения плана
3. анализ факторов, влияющих на динамику и степень выполнения плана
4. выявление резервов увеличения товарооборота.
(рис.2) Схема анализа розничного товарооборота аптечной организации
Прежде, чем приступать к проведению анализа, необходимо проверить соответствие используемых показателей друг другу по 3-м направлениям:
- по ценам: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода (для этого применяется индекс цен).
- по времени: товарооборот отчетного и базисного периода должны быть взяты за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, необходимо использовать такой показатель, как среднедневной товарооборот.
- сопоставимость в пространстве: товарооборот отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же торговую площадь.
Выявление резервов увеличения товарооборота. Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота аптечной организации.
(Рис.3) Источники резервов увеличения розничного товарооборота
|
Таким образом, товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества факторов. И если эти факторы являются длительно действующими, то развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, в сохранении механизма формирования товарооборота и темпов и направлений изменения товарооборота. Такое свойство инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода. Поэтому данные экономического анализа являются основой для составления плана товарооборота аптечной организации.
Планирование товарооборота аптеки
План товарооборота — это оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени.
Прогнозная величина розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития аптечной организации, поскольку от величины товарооборота аптеки зависят объем валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки начинается с прогноза годового объема товарооборота.
При прогнозировании товарооборота преследуют следующие цели:
- экономически обосновать объем реализации в соответствии с динамикой платежеспособного спроса населения и товарного предложения;
- привести структуру реализации в соответствие с организацией сбыта.
При планировании общего объема розничного товарооборота аптеки могут быть использованы различные методы прогнозирования. Обоснованность применения того или иного метода зависит от достоверности и объема исходной информации о динамике объема реализации и факторов, влияющих на него, возможности получения информации и т.д.
|
Кроме того, при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот текущего года, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:
Рож=Рфакт,9 мес+ Рплан,IVкв.
где Рожид — ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, р.; Рфакт,9 мес — фактический объем товарооборота за 9 мес отчетного года, р.; Рплан,IVкв. — планируемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, р.
Факторы, влияющие на товарооборот населению и организациям, отличаются, и поэтому планирование объема продаж бывают:
*конечным потребителям
Наиболее простым способом планирования товарооборота является метод динамических показателей. При этом разрабатывается годовой план показателя с последующей разбивкой по кварталам или месяцам. План товарооборота равен реализации текущего года, увеличенной на показатель ежегодного или среднегодового темпа роста (прироста);
* институциональным потребителям
В настоящее время большинство ЛПУ и других организаций приобретают ЛС и другие товары аптечного ассортимента непосредственно у оптовых посредников или производителей. В тех аптеках, где в объем реализации входят продажи ЛПУ, основными факторами, влияющими на товарооборот, являются: коечный фонд и его изменение, профиль ЛПУ, ассигнования, выделенные ЛПУ на закупку лекарственных препаратов и ИМН, размер средств ФОМС и добровольного страхования, наличие формуляров и их стоимость.
|
План товарооборота организациям равен ассигнованиям, выделенным данным организациям на закупку ЛС и других товаров аптечного ассортимента. При расчете объема реализации организациям может быть также применен метод динамических показателей, однако наиболее точным является ориентирование на предполагаемый размер ассигнований.
Распределение общего объема товарооборота по кварталам (месяцам). После определения годового товарооборота производят распределение его по кварталам (месяцам). Причем, динамика квартальных и месячных товарооборотов существенно отличается от годовых и характеризуется неравномерностью и выраженными колебаниями.
При распределении товарооборота по кварталам учитывают сложившиеся соотношения в прошлых периодах, сезонные колебания, обусловленные спросом и предложением на отдельные товары аптечного ассортимента, место расположения аптеки, степень использования выделенных ассигнований ЛПУ.
Традиционная методика распределения по кварталам заключается в следующем: рассчитывают удельный вес (%) товарооборота каждого квартала в общем товарообороте базисного года и сложившиеся соотношения сохраняют на планируемый период. Аналогично проводят распределение товарооборота по месяцам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изученных, в ходе написания данной работы, теоретических основ развития деятельности аптечных организаций, методов анализа формирования товарооборота и управления им, были рассмотрены некоторые аспекты управления товарными запасами организации на примере одной из розничных торговых точек сети «НЕВИС», Аптеки № 11.
Были изучены источники поступления аптечной продукции, выявлены основные поставщики, а также трудности работы с ними и перспективы дальнейшего сотрудничества. Также было проведено разностороннее изучение товаров аптечного ассортимента, находящихся на складе организации, который позволил выявить проблемы товарооборота и управления им. Проведенный анализ способствовал определению основных принципов деятельности персонала организации, отвечающего за снабжение организации товарами и их последующую реализацию. Выявлены следующие проблемы: существенное увеличение товарных запасов при незначительном росте товарооборота, большое время обращения товарных запасов, присутствие в ассортименте позиций, не пользующихся спросом, наличие убытков от истечения сроков годности лекарственных препаратов.
На основании результатов анализа были разработаны следующие рекомендации по улучшению сложившейся ситуации.
Рассмотреть возможность изменения структуры закупок, основываясь на изучении ценовой политики поставщиков, качества поставляемой ими продукции и соблюдения сроков поставок.
При формировании заказа товаров предпочтительно не просто дублировать данные, полученные в результате работы программного обеспечения, но и корректировать состав и объем закупок с учетом колебаний спроса, связанных с всплесками заболеваемости населения, проведения рекламных акций производителями лекарственных препаратов и т.д.
Нужно произвести детальный анализ товарных запасов по товарной номенклатуре аптеки, выявить позиции, по которым наблюдался дефицит, а также те, по которым имеются излишки. Кроме того, необходимо проанализировать перечень имеющихся на складе товаров с целью выявления тех, которые вообще не пользуются спросом и либо исключить их из ассортимента организации, либо продумать меры по их продвижению среди покупателей аптеки.
Также рекомендуется с помощью комплекса мер, включающих проведение рекламных акций, оптимизацию состава товарных запасов и улучшение ассортимента, ускорить время обращения товарооборота, что приведет к росту эффективности использования товарных запасов и высвобождению денежных средств из оборота. Вероятно, имеет смысл ранжировать товарные запасы по вышеуказанному показателю и стремиться к сокращению данного показателя не только в целом по всей номенклатуре, но и по товарным группам, и каждой ассортиментной позиции в отдельности.
Сравнительный анализ цен конкурентов на реализуемые товары показал, что изучаемая аптека далеко не всегда способна конкурировать с другими аналогичными организациями, следовательно, нужно рассмотреть возможные варианты повышения продаж нестоимостными методами.
Кроме того, необходимо наладить учет товаров по такому критерию, как срок годности товаров и разработать комплекс мероприятий, позволяющих реализовывать лекарственные препараты за определенный период до того момента, как они станут непригодны для употребления.
Таким образом, из проведенных исследований следует, что тема анализ структуры товарооборота и повышения эффективности их использования является актуальной для розничной торговой организации аптечного ассортимента и поставленные задачи в ходе дипломного проекта решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная фармакопея XII. – М.: Научный центр экспертизы средств медицинского применения, 2008.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 августа 2010 г. N 706н г. Москва "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств".
3. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
4. Абрамова С. Консолидация аптек: актуальность вопроса и выбор пути// Российские аптеки. – 2004 - №7-8.
5. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие.- М.: «Финансы и статистика», 2006.
6. Алесинская Т.В. Учебное пособие по решению задач по курсу "Экономико-математические методы и модели" - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.
7. Аникин Б.А., Родкина Т.А. учебное пособие Логистика - М.: Просвет, 2008.
8. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации – М.: Медицина, 2004. - 720с.
9. Баранова О.В. Практическое руководство для аптечных работников СПб.:Феникс – 2006.
10. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. - М.: Инфра-М, 2008.
11. Беликов В. Г. учебник для мед. вузов: Фармацевтическая химия— М.: Медпресс-информ, 2007.- 624 с.
12. Битерякова А.М., Тюренков И.Н. Управление запасами аптечного учреждения // Экономический вестник фармации -2002-№1
13. Гаджинский А.М.Основы логистики. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002. – 105с.
14. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. Учебник для вузов, 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
15. Гневко А. В. Инновационный менеджмент логистических систем: коллективная монография/ отв. ред. д. э. н., проф. Голубецкая Н.П.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010.
16. Гончаров О., Ким Д. Книга директора аптеки. – 2-е изд.- СПб: Питер, 2007.
17. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Козлов В.К., Ткач В.В., Уваров С.А. Механизмы закупочной логистики // Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – 3.1. – М.: Гардарики, 2007. – 475 с.
18. Долгов А.П., Козлов В.К., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Концепция логистики фирмы: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 264 с.
19. Дорофеева В.В., Косова И.В., Лагуткина Т.П., Теодорович А.А. Управление и экономика фармации в 4т. Т.3 Экономика аптечных организаций - М.: «Академия», 2008.- 432с.
20. Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008.
21. Зархин И.Б. Очерки из истории отечественной фармации 18 и первой половины 19 века - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1956.
22. Калина А. В., Конева М. И., Ященко В. А. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро - и макроуровни): Учеб.-метод. пособие. — К.: МАУП, 2003
23. Ковалёв В.В., Волкова О.Н.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/В.В. Ковалёв, О.Н. Волкова – М.: Просвет, 2000. – 424с.
24. Кокин А.С. Управление товарно-материальными запасами. – Н.Новгород, 2006.
25. Косова И.В. Организация и экономика фармации: Для вузов. –М.:Академия,2004 - 400с.
26. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2005.
27. Леонтьев Д.А. Краткий исторический очерк аптечного дела в России-СПб.:«Медицина», 1990.
28. Натрадзе А. Г. Русские и советские фармакопеи.- М.: Медицина, 1978.
29. Парфененкова М. Крупнейшие аптечные сети теряют доли на рынке// Ежедневная деловая газета РБК daily -16.03.2011
30. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Логистика. Нормирование сбытовых запасов и оборотных средств на предприятия. - М: Дело, 2002.
31. Карпова Е.В. и др. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учеб. пособие для вузов // под ред. Есютина А.А., Карповой Е.В. - М.: КноРус,2010 - С.187
32. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009
33. Семенченко В. Ф. История фармации. –М.: МарТ, 2003
34. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес – логистике - М.: Ин форм издат. дом «ФИЛИНГ», 1997.
35. Славич-Приступа А.С. Реклама и мерчандайзинг в аптеке - М.: Литтера-2006
36. Спицин М.В. «Логистика товародвижения и товарных запасов»
37. Стерлигова А. Н. Публикация: «О сугубой практичности формулы Вильсона» // Логистика и система, 2005.- № 4, 5.
38. Шамин А. Н. История аптек и аптечного дела. Краткий курс лекций. – М., 2000.
39. Аналитический журнал «Деловая недвижимость» №8-9(114) август-сентябрь 2009.