СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АПТЕЧНОГО ДЕЛА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ ТОВАРООБОРОТА
1.1 Развитие аптечного бизнеса на современном этапе
1.2 Понятие товарооборота. Факторы, влияющие на товарооборот аптеки
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРООБОРОТА В СЕТИ АПТЕК «РИВЬЕРА» И АНАЛИЗ ЕЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристика аптечной сети «РИВЬЕРА»
2.2 Анализ товарооборота аптек
2.3 Планирование товарооборота аптеки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов успешного ведения бизнеса в области розничной торговли товарами аптечного ассортимента является управление товарными запасами. Это связано с тем, что товарные запасы представляют собой основную часть оборотных средств аптеки.
Основными показателями деятельности организаций розничной торговли являются величина товарооборота и объем товарных запасов. Они, в свою очередь, оказывают значительное количественное и качественное влияние на показатели эффективности работы торговых предприятий, такие как доходы от реализации, прибыль, рентабельность, величина издержек обращения и т.д.
Эффективное управление товарными запасами аптечной организации заключается в обеспечении бесперебойного удовлетворения потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента (изделиях медицинского назначения, лечебной косметике, медицинской технике, биологически-активных добавках и пр.). При этом возникает необходимость предотвратить рост излишков товаров на складах, приводящих к замедлению оборачиваемости товарных средств, увеличению издержек по хранению товарных запасов. Снижение запасов товаров на складах способствует высвобождению оборотных средств, но в то же время дефицит товаров на складах приводит к снижению качества удовлетворения спроса населения, снижению величины товарооборота, снижению рентабельности торгового предприятия и неизбежно сказывается на имидже организации.
|
Таким образом, основной задачей управляющего организацией розничной торговли аптечного ассортимента является определение, формирование и поддержание такого уровня товарных запасов, при котором будет полноценно удовлетворяться спрос населения, при минимальном расходовании средств, необходимых для создания оптимального запаса товарно-материальных ценностей и его обслуживания. При этом необходимо отметить, что невыполнение данной задачи может привести к неэффективному управлению предприятием, и, в конечном итоге, к банкротству.
Проблеме оптимизации товарных запасов торговых предприятий посвящены работы таких ученых-экономистов, как Аникин Б.А., Гаджинский А.М., Стерлигова А.Н., Рыжиков Ю.И. и др.
Целью настоящей работы является анализ структуры товарооборота в аптеке и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления товарно-материальными ценностями.
Для решения данной задачи необходимо:
- изучить теоретические основы формирования запасов в организации товарооборота аптечного ассортимента;
- дать характеристику анализируемого предприятия Аптеки № 11 сети «НЕВИС»;
- провести анализ хозяйственной деятельности исследуемой организации;
|
- проанализировать товарные запасы организации и выявить основные проблемы и перспективы управления ими, в том числе оценить источники формирования;
- выявить проблемы, связанные с объемом товарных запасов, находящихся на складе организации и разработать оптимальные методы их устранения;
- определить пути и разработать рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики организации.
Предметом изучения является организация управления запасами на предприятии розничной торговли товарами аптечного ассортимента.
Объект изучения - ООО «Аптека «НЕВИС», Аптека №11.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АПТЕЧНОГО ДЕЛА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ ТОВАРООБОРОТА
Развитие аптечного бизнеса на современном этапе
В последние несколько лет российский фармацевтический рынок отличался высокими темпами роста, благодаря которым он вышел на двенадцатое место в мире. Наиболее перспективным направлением расширения аптечного бизнеса в последнее десятилетие считается развитие торговых сетей, многие из которых создаются на базе крупных дистрибьюторов лекарственных препаратов. Особенно отчетливо развитие подобных аптечных сетей наблюдается в крупных городах.
Аналитики российского фармацевтического рынка отмечают стремительное развитие аптечных сетей и их значимость в розничном товарообороте. Сложившиеся обстоятельства столь серьезной конкуренции ставят перед индивидуальными аптечными предприятиями вопрос о необходимости собственной консолидации. В решении этого вопроса можно выделить три ключевых направления. Первое направление — франчайзинг аптечной сети, когда аптека покупает существующие технологии и торговую марку. Но при этом она теряет собственное лицо, получая взамен возможно успешный бизнес. Второй вариант — консолидация нескольких аптек и регистрация собственной торговой марки. Преимуществом такого подхода является возможность аптек сохранить свой имидж и право влиять на стратегическую политику образовавшейся сети. Но вместе с этим участники вынуждены тратить значительные ресурсы на формирование единой идеологии, организацию коммуникаций, рекламу и т.д. Третий путь — это вступление в ассоциацию, объединяющую аптечные учреждения. Это более мягкий способ объединения, не преследующий коммерческих целей, а больше направленный на формирование благоприятного общественного мнения и лоббирование общих интересов.
|
Аптечный бизнес в Казани отличается большим количеством крупных и мелких аптечных сетей, причем основная доля продаж приходится на следующие сети:
- «Казанские аптеки»;
- «36.6»;
- «Бережная аптека»;
- «Вита»;
- «Сакура»;
- «Ривьера»;
- «Столетник»;
- ГУП «Таттехмедфарм»;
Особое влияние на фармацевтический рынок оказал принятый 12 апреля 2013 года Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», в котором было прописано государственное регулирование цен на жизненно необходимые лекарственные препараты. После вступления данного документа в силу, с прилавков российских аптек начали исчезать недорогие лекарства, так как продавать их стало невыгодно. Эксперты говорят о том, что, если ситуация усугубится, значительная часть населения России потеряет доступ к жизненно-важным препаратам. Причиной подобных опасений является то, что аптеки, находящиеся в небольших населенных пунктах, начали нести убытки, связанные с тем, что затраты на коммунальные услуги, аренду помещений и пр. растут, а возможности поднять цены на товары до необходимого уровня нет. По мнению исполнительного директора «Аптечной гильдии» Елены Неволиной, изменить создавшуюся ситуацию может программа государственной поддержки организаций розничной торговли товарами аптечного ассортимента: предоставлений им дотаций и субсидий, предоставление льгот в сфере налогообложения, снижение тарифов на коммунальные услуги.
В создавшейся на фармацевтическом рынке непростой ситуации особое значение имеет оптимизация распределения ресурсов аптечных организаций, повышение рентабельности, снижение издержек, а также построение эффективной системы управления товарными запасами. Управление запасами - важнейшая часть управления аптечным ассортиментом, направленная на бездефектурное обслуживание населения товарами аптечного ассортимента при оптимальной товарной массе, требующей минимально возможных финансовых вложений в ее формирование и обслуживание.