Стоглавый собор. (23 февраля по 11 мая 1551 г.)




Первый собор, работавший так продолжительно. Сокращенно — Стоглав. Однако так еще называют постановления собора. Академик Голубинский чтобы постановления отличить от собрания священнослужителей кодекс назвал «стоглавником». Свое название Стоглавый собор получил от разделения книги его постановлений на сто глав. Этот собор во многом отличается от прежних соборов. Как считал Макарий митр. Московский, «Русская Церковь, как первенствующая между Церквами, как Церковь третьего Рима, и по своим внутренним качествам должна соответствовать своему высокому положению. Однако фактически такого положения она не имела и, потому Макарий решил совершить ее очищение, обновление, как и нововенчанный царь Иван IV решил обновить государство. Евгений Голубинский, а за ним историк Виппер сравнивали время Макария с католической контрреформацией. А в Стоглавом соборе видели своего рода Тридентский собор 1545-63 гг. Почему 18 лет работал? Потому что этот собор должен был решать проблемы очищения католической Церкви. Этот собор у католиков считается Вселенским. На этот собор был приглашен и молодой Иван IV. Межу прочим, третья сессия проходила одновременно со Стоглавым собором. Он был созван папой для очищения от «порчи во главе и во членах», для противостояния реформации.

Наш Стоглав Голубинский сравнивает с Тридентским собором. Поэтому Голубинский так высоко ставит Макария, до Голубинского не обращали внимания на этого митрополита. Историкам русским очень повезло, что в отличие от прочего сохранился стоглавник. До стоглавника у нас полнейшая нищета в источниках. Благодаря стоглавнику нам так хорошо известен 16 век. Помните, Голубинский сравнивал себя с тряпичником, который малый лоскуток увидит, поднимит и в карман положит.

Стоглав имеет несколько изданий. Первое издание осуществили Казанская Академия в 1862 г. Образцовым дореволюционным изданием считают издание профессора МДА Субботина 1890 г. Это выдающийся расколовед. Сейчас вышло академическое издание с замечательными пояснениями.

Открылся собор в царских палатах 23 февраля. Присутствовали все 9 епископов, многие архимандриты, игумены и строители монастырей, пустынники и духовные старцы из простых монахов, протопопы, священники, т.е. собор представлял все слои духовенства.(1-я особенность собора — продолжительность, вторая — представительность).

Собор открыл молодой 20-летний царь краткой вступительной речью, а затем кто-то из соборян выступил с пространной речью, принадлежавшей самому государю, в последнем докладе Иван каялся в грехах юности и всех призывал каяться и исправляться. Но за спиной его были не только грехи, но и великие деяния — он вел стратегическое наступление на Казань. Он предложил собору 69 вопросов о недостатках церкви. Кому они принадлежат? Вопрос остается открытым. Царю? Но ведь ему только 20 лет. Митрополиту? Скорее это плод их совместной деятельности.

Я заглянул в энциклопедию христианства 2 т. 631 стр., и вот что пишет автор: «По чину созвания собора и его программа исходили из среды нестяжателей, которые при помощи избранной рады и содействия митрополита наметили обширный круг реформ. В области церковного и государственного управления. Нестяжатели как бы готовились дать иосифлянам генеральное сражение, но победа осталась на стороне последних. На соборе их оказалось большинство и по многим спорным вопросам они были митрополитом. Такой исход борьбы повлиял и на дальнейшую судьбу немногих влиятельных противников иосифлян: Артемия, Кассиана Рязанского, которые потом лишились своих мест, а Артемий сверх того был судим и сослан в заточение. Приводить в исполнение постановления собора выпало на долю тех, кто в этом был совсем не заинтересован. Почти все было забыто и все пошло по старому, а деяния собора превратились в простой литературный памятник». Голубинский говорит: «Никакого результата, задуманный как великий реформационный собор, в добром смысле этого слова, ничего не дал». Автор этой статьи объясняет это тем, что не проводили в жизнь эти постановления противники иосифлян. Да, логичное заключение. Собор был величайшим по замыслу, но гора родила мышь.

Было предложено 69 вопросов. Ответы на эти 69 вопросов и составляют содержание работы собора. Деление определений собора на главы условное. Соборное уложение решало следующие вопросы:

1. Церковное богослужение, а именно: об уставности и чинности служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуйи и другое. Рассмотрим два положения — о крестном знамении и о пении аллилуйя. Сейчас трудами русских историков (Голубинского, Ключевского, Каптерева) установлено, что греки до 8 в. крестились одним перстом, причем крестили только чело, либо отдельные члены. Потом входит двоеперстие, а с 13 в. — троеперстие. Мы же, когда крестились, от своих учителей греков взяли двоеперстие и, как истые христиане, неизменно хранили двоеперстие. Так что прав Столгав, который назвал двоеперстие исконным. А почему защита двоеперстия приняла токай ожесточенный характер, потому, что Москва уже — Третий Рим, мы сами с усами! А греки уже обольщены махметовой прелестью, католиками. Вот почему на этом соборе так утрировался вопрос о двоеперстии и о сугубой аллилуйя.

2. Архиерейское управление и суд.

3.Жизнь высшего и приходского духовенства.

4. Монастыри и монашество.

5. Христианская жизнь мирян.

Снова вернусь к первому вопросу о богослужении. В отношении богослужения собор постановил, чтобы все службы были совершаемы сполна и по уставу, чтобы служба проходила чинно, как со стороны поющих, так и молящихся. «Попы и церковные причетники в церкви пьяны и без страха стоят и бранятся, и всякие речи неподобные исходят из уст их. Попы в церквах бьются и дерутся промеж себя».Читаешь и не верится, если бы не Стоглав, то бы сказали, что это Лютер говорил так. Чтобы богослужебные книги были исправлены, обряды однообразны и правильны, а то говорили: «Что ни поп то устав». Чтоб иконы писаны были удовлетворительно и т.д. Относительно епархиального управления постановили: усилить контроль за приходским духовенством, но и ограничить самоуправство архиереев во взимании разных пошлин с попов и от поборов епархиальных чиновников (десятинников) с духовенства и мирян. Для подготовки кандидатов во священники собор рекомендовал улучшить училища грамотности и проявить епископам большую строгость к ставленникам. …контроль настоятелей над имуществом и доходами монастырей. Изгнать из монастырей пьянство и распущенность. Запретить настоятелям отдельные трапезы в своих кельях и объезды вотчин. Запретить общие монастыри. Вот как Иван Грозный говорил в 37 вопросе: «В мужских монастырях живут миряне с женами, а в ином монастыре даже монахи и монахини вместе, а также попы, дьяконы и дьяки, и пономари с женами живут в мужских и женских монастырях. В 9-м и 22-м вопросе: «Черницы и черницы по миру волочатся и живут в миру и не знают, что то слывет монастырь». В 8-ми 9-м вопросах: «Архимандриты и игумены службы Божией и трапезы, и братства не знают. Покой только себе с гостьми в кельях имеют да племянников своих вмещают в монастырь. Да и по селам такоже, а монастыри тем пустотят, и старых слуг и вкладчиков изводят». Иван IV уже не в Стоглаве, в письме к игумену Белоозерского монастыря пишет: «У Троицы, в Сергиевом монастыре, благочестие иссякло». При царе Иване III Паисий благочестивый игумен Тоицкой лавры не мог превратить чернецов на молитву, посты, воздержание. Они хотели даже убить его. О каком Паисии идет речь? Речь идет об учителе Нила Сорского. По судебнику Ивана IV монахам и монахиням было запрещено продавать своих детей. Вы не удивляйтесь, ведь в те голодные времена люди часто продавали своих детей. Воспоминания англичанина Флечера: «Монахи самые оборотливые купцы во всем государстве. Торгуют всяким товарами и деньги дают в рост». Вот сколько было накоплено нестроений, пороков, недостатков. Чтобы устранить их и был созван этот собор.

Запретить монахам странничать.

Принять меры против строителей новых монастырей, делавших сие не для Бога, а для обмана людей и для своего чрева. «Старец на лесу келью поставит или церковь срубит, да пойдет по миру с иконою просити на сооружение, а у меня земли и руги (корма) просит, а что собрав то пропьет. А в пустыни не по Бозе совершает. Герберштейн: «Мы видели, как в Москве пьяных священников всенародно подвергали бичеванию, при этом они жаловались только на то, что их бьют рабы, а не бояре». «Несколько лет назад один наместник государев велел повесить священника, уличенного в краже. Митрополит пришел в негодование и доложил государю. А наместник ответил, что он повесил вора, а не священника. И наместника не наказали.

Относительно жизни мирян. Собор преследовал во-первых судебное целование креста на лживе и содомский блуд. Против безнравственных обычаев: стрижение бороды, имевшее безнравственную цель — содомский грех. Запрещал собор совместное мытье в банях: «Да во Пскове граде моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазору». Против употребления в пищу крови убитых животных, ядения удавленины, против игры в зернь (современные карты), против татаромании в одеже, т.е. ношения на голове тафьи (татарский обычай): «Миряне входили и стояли в церквах в шапках словно на пиру или корчемнице. Говор, ропот, всякие прекословия и срамные слова, песни божественные не слушают…» Против народных языческих увеселений, против волхования, против скоморохов, против скитавшихся по миру пройдох.

11 мая собор завершил работу, насколь в действительности совершилось обновление церкви. Голубинский восклицает: «Увы грустный ответ на вопрос есть тот, что обновление не совершилось почти нисколько». «И деяния собора превратились в простой литературный памятник. После Макария нужен был ряд таких же Макариев». По окончании Стоглавого собора царь с епископами постановил «соборный приговор» об архиерейских и монастырских вотчинах.

В будущим монастырям и архиереям вотчин без доклада царю не покупать.

Возвратить прежним владельцам вотчины, которыми монастыри завладели за долги.

Вернуть боярам села, волости, рыбные ловли, данные архиереям и монастырям после смерти Василия III(1533 г.).

Вот так Иван Грозный ограничивает монастырское землевладение. На большее царь не дерзнул, ибо митрополит принадлежал к защитникам церковного землевладения. Некоторые историки пишут: «Непонятным казусом деяний собора является узаконения обязательности двоеперстия и сугубой пения аллилуйи, запрет стрижки бороды и усов». Наверное в этом смысле выссказался Флоровский: «Стоглав был задуман как реформационный собор, а осуществлялся как реакционный» (защищал старину).

___________________________ по знаменскому

Труды митрополита Макария. После митрополита Даниила во главе иерархии и во главе иосифлян встал митрополит Макарий. Движение умов, возбужденное в русском обществе со времени появления жидовствующей ереси, возбужденные ею споры, многочисленные обличения разных нестроений, наконец, труды Максима имели большое влияние на все стороны тогдашней церковной жизни. Встревоженное обличениями, общество постаралось отделаться от обличителей насильственными мерами, подняло реакцию против беспокойного движения умов, но не могло уже отделаться от самих вопросов, поднимавшихся и разрабатывавшихся в течение почти целого полстолетия и стоявших теперь перед глазами всех с беспощадной ясностью. Обойти эти вопросы уже было нельзя ‒‒ дух реакции в пользу старины мог проявиться только в реакционном характере их решения. В таком духе и постарался решить их Стоглавый собор под председательством митрополита Макария, состоявший большей частью из членов иосифлянской партии. Выражая ясное сознание современных недостатков церковной жизни и обличая их с не меньшей, если еще не с большей резкостью, чем только лишь сошедшие со сцены обличители, председатель собора и его сотрудники искали врачевства против этих недостатков не в исправлениях церковной жизни, на которых настаивали обличители, а напротив, в поддержании старины; причиной этих недостатков они считали то, что "старые обычаи по-исшаталися," и не раздумывая много ο том, почему же они поисшатались, поставили главной своей задачей только поддержать их. По-старому велено исправлять церковные книги "с добрых переводов." Старыми домашними средствами положено удовлетворить и сильной потребности просвещения: собор вспомнил, что в старину при церквах и монастырях были добрые школы в домах добрых попов и дьяконов, т.е. призвал на дело просвещения тех же мастеров-грамотников, ο которых сам же говорил, что они грамоте мало умеют, а силы писания вовсе не знают. Самыми лучшими определениями собора, имевшими действительно исправительное, даже преобразовательное значение, были только указанные выше определения касательно архиерейской администрации, учреждения поповских старост, церковного благочиния и жизни монашества. Нельзя не замечать такого же обращения к старине и в личных трудах самого митрополита Макария. Кроме того, в этих трудах выразился еще другой современный мотив русской жизни после того, как она сосредоточилась около Москвы ‒‒ стремление к собиранию и соединению в одно всех духовных богатств русского народа, прежде разбросанных по удельным землям и еще не приведенных в общерусскую известность. Самый важный из этих трудов Макария ‒‒ "Великие Четии-Минеи," которые он начал составлять еще в Новгороде и продолжал в Москве; в них собрано было все духовное оружие, каким тогда располагала Русская Церковь, все, по его выражению, "книги чтомыя, которыя обретались в Русской земле": жития святых по дням их памятей, слова на их праздники, многие их творения всякого рода, патерики, целые книги Священного Писания и толкования на них. Собирание всего этого книжного сокровища "многим имением и многими писарями" продолжалось около 20 лет. Ему же принадлежит составление Степенной книги ‒‒ обширного сборника сведений по русской истории. Из оригинальных произведений митрополита Макария известны: поучение при браке Иоанна Грозного с Анастасией, три речи и три послания к царю и войску во время казанского похода. Β сочинениях этих он заплатил обильную дань современной моде на пышное риторство. Но не ими он приобрел себе почетное место в истории нашего просвещения, а именно своим главным трудом собрания всех книг чтомых и тем, что сумел возбудить около себя сильное литературное движение, особенно по части составления житий. По его благословению и под его руководством разными лицами составлено было столько житий, сколько не составлялось их ни прежде, ни после его времени. Одни из этих житий явились по поводу составления Четьи-Миней, другие после соборов 1547 и 1549 гг. ο новоявленных чудотворцах, третьи ‒‒ для Степенной книги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: