Трудовое воспитание детей раннего и дошкольного возраста




Основные понятия: труд, трудовое воспитание, виды труда, формы организации труда, условия, со­держание, средства труда.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трак­туется как «целесообразная деятельность человека, на­правленная на видоизменение и приспособление пред­метов природы для удовлетворения своих потребнос­тей». Труду как человеческой деятельности много вни­мания уделялось в народной педагогике, в работах К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского.

Систематическое углубленное исследование проблем трудового воспитания берет начало с 1964 года. На­правления работ исследований: Е. И. Радина — оз­накомление детей с трудом взрослых; В. Г. Нечаева -становление трудовой деятельности дошкольников; Я. 3. Неверович -- воспитание у детей уважения к труду взрослых и воспитание трудолюбия, трудовой направленности, формирование мотивов трудовой пользы. В. И. Логинова изучала отбор знаний о труде на основе системного подхода; Р. С. Буре -- формы организации труда, воспитание взаимоотношений в труде, разработка методики трудового воспитания; А. Д. Шатова — организация поручений в работе ДОУ, их воспитательная ценность; экономическое воспита­ние дошкольников; Д. В. Сергеева -- воспитание у детей умения и желаний трудиться, методика трудо­вого воспитания.

Задачи трудового воспитания на основе класси­фикации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой. В. Г. Не­чаевой, Р. С. Буре можно разделить на две группы: 1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельнос­тью (формирование навыков трудовой деятельности, умений, ее организации, планирования, контроля, объективной самооценки); 2) развитие личности ре­бенка в труде (трудолюбия, ответственности, привыч­ки к трудовому усилию); формирование уважительно­го отношения к труженику, бережного отношения к результатам труда; формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности), форми­рование взаимоотношений и приобретение социально­го опыта взаимодействия.

По содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяй­ственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич).

Формы организации труда: поручения; дежурства, общий, совместный, коллективный труд (труд всей группой в старшем возрасте).

Поручения являются первой формой организации трудовой деятельности. По форме организации они могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общи­ми; по продолжительности — кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; по содер­жанию — соответствовать видам труда (В. Г. Нечаева, А. Д. Шатова).

Дежурство — предполагает труд одного или не­скольких детей в интересах группы (дежурства по сто­ловой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Исследователями дежурства как формы организации труда были 3. Н. Борисова, Г. Н. Година.

Общий, совместный, коллективный труд направ­лен на решение нравственных задач, создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Эта форма труда исследовалась Р. С. Буре, С. А. Козловой, В. Сергеевой, В. Ф. Кушиной, Л. В. Крайневой и др.

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания. В процессе труда происходит накопление практического опыта, формируются навы­ки и умения, представления о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата), формируются различные знания (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных про­фессий), расширяется кругозор, словарный запас, пред­ставления о сенсорных эталонах; участие в труде по­зволяет детям демонстрировать свои умения, получить оценку, ощутить радость от результата, проявить вни­мание к партнерам по труду.

Решение нравственных задач в видах труда: са­мообслуживание -- воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности; хо­зяйственно-бытовой труд — направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы; в ручном труде -- развитие волевых усилий, творчества; в труде в природе — воспитание ответственности за жизнь животных, растений.

Формы ознакомления детей с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, чтение художественной ли­тературы, рассматривание картин и иллюстраций, ди дактические игры; организация посильной помощи взрослым; организация совместного труда детей стар­шего дошкольного возраста с взрослыми, партнерские взаимоотношения между ними.

Условия воспитания дошкольников в труде:

- создание эмоционально-положительной атмосфе­ры в процессе труда;

- организация материальной среды и трудового обо­рудования;

- учет объема нагрузки при выполнении трудово­го задания, работы;

- учет индивидуальных интересов, склонностей
ребенка к определенному виду труда; состояния здо­ровья;

- включение воспитателя в труд детей на правах партнера;

- обеспечение нравственно-ценной мотивации;

— формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.

- создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам тру­да, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их созда­ние труде;

- разнообразие трудовой деятельности детей, ги­гиенические требования к организации трудовой дея­тельности детей и трудовому оборудованию;

- методически правильное руководство, направлен­ное на одновременное решение задач обучения и вос­питания..

Средства трудового воспитания: а) собственная тру­довая деятельность детей; б) обучение трудовым на­выкам и организации труда; в) ознакомление с тру­дом взрослых; г) организация трудовой деятельности; д) художественные средства: художественная литера­тура, музыка, произведения изобразительного искус­ства, диафильмы, видеофильмы, слайды.

Формы ознакомления детей с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, использование картин, видео­фильмов, художественной литературы, организация со­вместной трудовой деятельности со взрослыми.

Этапы организации коллективного труда всей группы: подготовка к труду, разъяснение содержания общего задания; помощь детям в справедливом рас­пределении работы между собой; руководство процес­сом труда; формирование способов проявления ответ­ственности, заботы о результате общего дела; обсуж­дение результата труда, оценка, постановка задач на будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: