Основные понятия: труд, трудовое воспитание, виды труда, формы организации труда, условия, содержание, средства труда.
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике, в работах К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского.
Систематическое углубленное исследование проблем трудового воспитания берет начало с 1964 года. Направления работ исследований: Е. И. Радина — ознакомление детей с трудом взрослых; В. Г. Нечаева -становление трудовой деятельности дошкольников; Я. 3. Неверович -- воспитание у детей уважения к труду взрослых и воспитание трудолюбия, трудовой направленности, формирование мотивов трудовой пользы. В. И. Логинова изучала отбор знаний о труде на основе системного подхода; Р. С. Буре -- формы организации труда, воспитание взаимоотношений в труде, разработка методики трудового воспитания; А. Д. Шатова — организация поручений в работе ДОУ, их воспитательная ценность; экономическое воспитание дошкольников; Д. В. Сергеева -- воспитание у детей умения и желаний трудиться, методика трудового воспитания.
Задачи трудового воспитания на основе классификации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой. В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре можно разделить на две группы: 1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (формирование навыков трудовой деятельности, умений, ее организации, планирования, контроля, объективной самооценки); 2) развитие личности ребенка в труде (трудолюбия, ответственности, привычки к трудовому усилию); формирование уважительного отношения к труженику, бережного отношения к результатам труда; формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности), формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия.
|
По содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич).
Формы организации труда: поручения; дежурства, общий, совместный, коллективный труд (труд всей группой в старшем возрасте).
Поручения являются первой формой организации трудовой деятельности. По форме организации они могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности — кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; по содержанию — соответствовать видам труда (В. Г. Нечаева, А. Д. Шатова).
Дежурство — предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Исследователями дежурства как формы организации труда были 3. Н. Борисова, Г. Н. Година.
Общий, совместный, коллективный труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Эта форма труда исследовалась Р. С. Буре, С. А. Козловой, В. Сергеевой, В. Ф. Кушиной, Л. В. Крайневой и др.
|
Организация труда является ведущим средством трудового воспитания. В процессе труда происходит накопление практического опыта, формируются навыки и умения, представления о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата), формируются различные знания (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий), расширяется кругозор, словарный запас, представления о сенсорных эталонах; участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, получить оценку, ощутить радость от результата, проявить внимание к партнерам по труду.
Решение нравственных задач в видах труда: самообслуживание -- воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности; хозяйственно-бытовой труд — направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы; в ручном труде -- развитие волевых усилий, творчества; в труде в природе — воспитание ответственности за жизнь животных, растений.
Формы ознакомления детей с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, ди дактические игры; организация посильной помощи взрослым; организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми, партнерские взаимоотношения между ними.
Условия воспитания дошкольников в труде:
- создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;
- организация материальной среды и трудового оборудования;
- учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;
|
- учет индивидуальных интересов, склонностей
ребенка к определенному виду труда; состояния здоровья;
- включение воспитателя в труд детей на правах партнера;
- обеспечение нравственно-ценной мотивации;
— формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.
- создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде;
- разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;
- методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания..
Средства трудового воспитания: а) собственная трудовая деятельность детей; б) обучение трудовым навыкам и организации труда; в) ознакомление с трудом взрослых; г) организация трудовой деятельности; д) художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.
Формы ознакомления детей с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, использование картин, видеофильмов, художественной литературы, организация совместной трудовой деятельности со взрослыми.
Этапы организации коллективного труда всей группы: подготовка к труду, разъяснение содержания общего задания; помощь детям в справедливом распределении работы между собой; руководство процессом труда; формирование способов проявления ответственности, заботы о результате общего дела; обсуждение результата труда, оценка, постановка задач на будущее.