Цель: формировать у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, что касается каждого из нас.
Упражнение «Линия жизни»
- На чистых листочках бумаги, слева, поставьте точку и под ней укажите дату своего рождения. Вправо от этой точки прочертите луч, и на этом луче отметьте сегодняшнее число. Между датой рождения и сегодняшним числом на луче, точками отметьте все хорошие события, которые произошли в вашей жизни. (По желанию дети могут рассказать о значимых событиях в их жизни).
- А теперь, вправо от сегодняшней даты отметьте все те события, которые вы хотите, чтобы произошли в вашей жизни.
- Что нужно сделать вам сегодня, чтобы все ваши желания исполнились?
(Подвести беседу к тому, что необходимо сохранять и укреплять своё здоровье)
- Как вы хотите жить в будущем (здоровым или больным, долго или нет), все зависит от вас.
При встрече мы говорим друг другу «здравствуйте». А как вы думаете почему? Что это слово означает? (Это значит, что мы желаем друг другу здоровья)
- А что такое здоровье?
- Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
- Как вы думаете, от чего зависит здоровье человека?
- Сегодня, мы собрались с вами, чтобы поговорить о привычках, влияющих на здоровье человека.
- В качестве разминки, мы с вами поиграем в игру «Ассоциации».
- Я предлагаю вам назвать ассоциации (представления), которые возникают у вас к слову «Здоровье». (не болеть, быть радостным, счастливым, добрым, спокойным, красивым, работоспособным, уверенным, закалённым)
- Вы назвали много ассоциаций связанных со здоровьем.
- Благодаря чему человек может быть здоровым? (не употреблять спиртные напитки, не курить, заниматься спортом, закаливанием, соблюдать правильное питание, режим дня, чередовать работу и отдых.
Привычка - тоже некая болезнь,
Привычка – это тоже ведь зараза,
Она болит и заживает не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растёт микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри,
Её не видно, но на самом деле
Она испепеляет и «горит».
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы отдавая по часам.
- О чем это стихотворение? (о привычке)
- В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова дается такое понятие слову «привычка»:
«Привычка – образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем–нибудь за определённый период жизни, вошедший в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь».
Таким образом, привычка - это такое действие, которое выполняется как бы автоматически. У каждого человека в течении жизни вырабатывается много привычек.
- Увидеть, как формируется привычка, нам поможет игра «Привычка».
Описание игры:
Дети встают. Если команда ведущего начинается со слова «Прошу!», то все выполняют различные движения: «Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять левую руку» и так далее. Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники игры привыкли выполнять их. В определенный момент воспитатель перед командой не произносит слово «Прошу», и тогда дети не должны выполнять его указания.
Обсуждение игры:
- Привыкнув выполнять команды, многие из вас не сразу смогли переключиться и выполняли команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас привычки: стоит только многократно повторить то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
Привычки формируются в результате многократных повторений. Когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
- У каждого из нас в течение жизни вырабатывается много привычек. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека.
- На какие группы можно разделить привычки? (вредные и полезные)
- Привычки, способствующие сохранению здоровья – это какие привычки? (полезные)
Игровое упражнение «Сорняки и розы»
-У вас на столах лежат по две картинки.
На картинке с розой Вам нужно написать полезные привычки, на картинках с сорной травой написать вредные привычки. После выполнения задания проводится обсуждение.
- Какие полезные и вредные привычки вы написали? Почему их так называют?
- Давайте представим, что наш организм – это клумба с цветами. Если человек ухаживает за клумбой, она какая? (красивая, опрятная, ухоженная…)
А если человек перестанет «поливать» клумбу то, что произойдет с ней? (она завянет, зачахнет, на ней вырастут сорняки)
Вывод: Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.
Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.
- От чего же будет зависеть здоровье человека?
- Здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет.
- Я предлагаю вам карточку с изображением сорняка сжать и выбросить. Дабы в нашем с вами организме не было этих вредных сорняков.
- Какие среди наиболее опасных привычек человека вы знаете? (курение, приём алкоголя, употребление наркотических и токсических веществ)
- В настоящее время проблема употребления опасных веществ становится всё более актуальной в подростковой среде. Они вредны для любого человека, но самую большую опасность они представляют для детского организма.
- Как вы думаете, каковы последствия употребления данных веществ?
Каждой группе предлагается нарисовать плакат-листовку и защитить его на тему:
Мы против курения (1 группа)
Мы против употребления алкоголя (2 группа)
Мы против употребления наркотиков (3 группа)
- Давайте проведем физкультурную разминку «Да и Нет»
Я называю слово, если вы считаете, что оно подходит для Здорового Образа Жизни, вы говорите «Да!» и поднимаете руки вверх, если нет, то говорите слово «Нет!» и присаживаетесь на корточки.
(Спорт, жизнь, спиртные напитки, красота, грязь, счастье, сигареты, неряшливость, зарядка, прогулки, лень, наркотики, книги).
- Молодцы! Вы хорошо провели разминку.
- Ребята, а чему мы ещё можем сказать "ДА!"? (Движению, хорошему настроению, режиму, правильному питанию, закаливанию...)
- Чему мы говорим «Нет!» (курению, алкоголю, наркотикам, тунеядству, бродяжничеству, токсикомании…)
-Все слова, собранные под словом "НЕТ!", называются дурманом. Дурман - это то, что туманит сознание, отупляет ум.
-Перечислите преимущества людей, которые не употребляют вредные вещества (не курят, не употребляют алкоголь и наркотики). (Крепкое здоровье, ясный ум, хорошая память, им не надо обманывать, уверенность в себе, хорошее настроение...)
-Вот видите, как много вы назвали преимуществ у здорового человека.
Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!»
- Давайте нарисуем две ладони и запишем 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек, свободный от Вредных привычек ПАВ (10 качеств на 10 пальцев руки). Например, убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый, доброжелательный, вежливый, обдумывает решения.
- А какое бы качество каждый из вас хотел бы взять с собой в будущее?
- Будущее в наших руках
Надеюсь, что вы сделаете правильный выбор и найдете себе занятия, которые будете делать с удовольствием, безо всяких вредных привычек. ПАВ. Активный отдых на природе, занятия физической культурой и спортом, расширение своих знаний, подготовка к профессиональной деятельности, к созданию прочной благополучной семьи – это лучшие средства для профилактики пристрастия вредным веществам.
- Предлагаю высказать свое мнение о том, что на этом занятии оказалось интересным и полезным. А, может быть, что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может высказать в нескольких словах свое мнение.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех.
Давайте станем каплю терпеливее,
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, так
Чтобы здоровый образ жизни сохранить!
-На этой доброй ноте я должна закончить наше мероприятие, мне хочется ещё раз отметить вашу активность, искренность и интерес на занятии. Спасибо за ваше внимание. Я хочу, чтобы уже сегодня вы задумались о своём будущем и о будущем тех, кто с вами рядом. Стоит ли ломать свою жизнь? Ведь выбор за вами!