§1. Картина мира и эмпирический опыт
Ситуация непосредственного взаимодействия научной картины мира и опытных данных может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории. Сначала рассмотрим как взаимодействует картина мира и эмпирические факты на этапе зарождения научной дисциплины, которая только проходит стадию накопления эмпирического материала. В этих условиях эмпирическое исследование ориентировано сложившимися идеалами науки и формирующейся специальной научной картиной мира (картиной исследуемой реальности). Необходимо подчеркнуть, что последняя образует тот специфический слой теоретических представлений, который обеспечивает постановку задач эмпирического исследования, видение самих ситуаций наблюдения и эксперимента и интерпретацию их результатов.
Общеизвестен факт, что специальные картины мира как особая форма систематизации теоретических знаний являются продуктом длительного исторического развития науки. Они возникли в качестве относительно самостоятельных фрагментов общенаучной картины мира на этапе формирования дисциплинарно-организованной науки (конец XVIII - первая половина XIX в.). Однако на ранних стадиях становления естествознания такой организации науки еще не было. Это обстоятельство не всегда адекватно осмысливается в методологических исследованиях. В литературе на эту проблему были высказаны три точки зрения. Вкратце их можно изложить так: 1) специальных картин мира вообще не существует и их не следует выделять в качестве особых форм систематизации теоретического знания; 2) специальные картины мира являются ярко выраженными автономными образованиями; 3) их автономия крайне относительна, поскольку они выступают фрагментами общенаучной картины мира. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в истории науки могут найти подтверждение все три точки зрения, только они относятся к разным ее стадиям: до-дисциплинарной науке XVII века, дисциплинарно организованной науке XIX - первой половины XX века, современной науке со все более усиливающимися междисциплинарными связями. Эти стадии, конечно, следует различать.
Необходимо подчеркнуть, что первой из наук, которая сформировала целостную картину мира, опирающуюся на результаты экспериментальных исследований, была физика. Вполне естественно, что в своих зародышевых формах возникающая физическая картина мира содержала множество натурфилософских наслоений. Но даже в этой форме она направляла процесс эмпирического исследования и накопления новых фактов. В качестве характерного примера такого взаимодействия картины мира и опыта в эпоху становления естествознания можно указать на эксперименты Уильямса Гильберта (1540-1603), в которых исследовались особенности электричества и магнетизма.
Этот ученый был одним из первых исследователей, который противопоставил мировоззренческим установкам средневековой науки новый идеал - экспериментальное изучение природы. Однако картина мира, которая ориентировала осуществленные им эксперименты, включала ряд представлений, заимствованных из господствовавшей в Средневековье аристотелевской натурфилософии. Хотя Гильберт и критиковал концепцию перипатетиков о четырех элементах (земля, вода, воздух и огонь) как основе всех других тел, он использовал представления о металлах как сгущениях земли и об электризуемых телах как о сгущениях воды. На основе этих представлений ученый выдвинул ряд гипотез относительно электрических и магнитных явлений. Можно обратить внимание, что эти гипотезы не выходили за рамки натурфилософских построений, но они послужили импульсом к постановке экспериментов, обнаруживших реальные факты.
Например, представления об электрических телах как воплощении «стихии воды» породили гипотезу о том, что все электрические явления — суть результата истечения «флюидов» из наэлектризованных тел. Отсюда ученый предположил, что электрические истечения должны задерживаться преградами из бумаги и ткани и что огонь должен уничтожать электрические действия, поскольку он испаряет истечение[1]. Так возникла идея серии экспериментов, обнаруживших факты экранирования электрического поля некоторыми видами материальных тел и факты воздействия пламени на наэлектризованные тела (если использовать современную терминологию, то в данном случае было по существу обнаружено, что пламя обладает свойствами проводника).
Необходимо подчеркнуть, что направляя течение наблюдения и эксперимента, картина мира всегда испытывает их обратное воздействие. В этой связи можно констатировать, что новые факты, полученные У.Гильбертом в процессе эмпирического исследования процессов электричества и магнетизма, генерировали целый ряд достаточно существенных изменений в первоначально принятой им картине мира. В частности, по аналогии с представлениями о Земле как «большом магните» английский физик включает в картину мира представления о планетах как о магнитных телах. Он, далее, высказывает смелую гипотезу о том, что планеты удерживают на их орбитах силы магнитного притяжения. Такая трактовка, навеянная экспериментами с магнитами, радикально меняла представление о природе сил. В это время силу рассматривали как результат соприкосновения тел (сила давления одного груза на другой, сила удара). Новая трактовка силы была преддверием будущих представлений механической картины мира, в которой передача сил на расстоянии рассматривалась как источник изменений в состоянии движения тел.
Особо отметим, что ситуация взаимодействия картины мира и эмпирического материала, характерная для ранних стадий формирования научной дисциплины, воспроизводится и на более поздних этапах научного познания. Даже тогда, когда наука уже сформировала слой конкретных теорий, эксперимент и наблюдение способны обнаружить объекты, не объясняемые в рамках существующих теоретических представлений. Тогда новые объекты изучаются эмпирическими средствами, и картина мира начинает регулировать процесс такого исследования, испытывая обратное воздействие его результатов.
Весьма показательным примером в этом отношении может служить экспериментальное открытие катодных лучей в конце XIX века и изучение их основных свойств. После того как эти лучи случайно были обнаружены в опытах с электрическими разрядами в газовых трубках, выяснилось, что существующие теоретические знания ничего не говорят о природе нового физического явления. Тогда начался довольно продолжительный период изучения катодных лучей преимущественно экспериментальными средствами. В этот период было установлено, что катодный пучок способен вращать радиометр (так называемый эффект механического действия катодных лучей), что поставленный на их пути мальтийский крестик дает на флюоресцирующем стекле четкую тень (прямолинейность распространения катодных лучей), что приближение к ним магнита приводит к смещению вызываемого ими флюоресцирующего пятна (эффект взаимодействия катодных лучей с магнитным полем). Все эти свойства катодных лучей были выявлены в экспериментах Уильяма Крукса (1832-1919), который заключил, что катодные лучи являются потоком заряженных корпускул.
Обычно считается, что гипотеза о корпускулярной природе катодных лучей была выдвинута английским ученым после проведения экспериментов в качестве их обобщения. Но это не так, поскольку в общем виде эта гипотеза предшествовала опытам Крукса. Последние были обусловлены особой системой исторически сложившихся представлений о физической реальности, согласно которым процессы природы трактовались как взаимодействие так называемой «лучистой материи» (колебаний эфира) и частиц, несущих электрический заряд (способных, в свою очередь, образовывать тела как заряженные, так и электрически нейтральные).
Можно обратить внимание, что указанная система представлений не являлась теорией в собственном смысле слова, поскольку она не содержала конкретных теоретических моделей и законов, объясняющих и предсказывающих результаты экспериментов. Это была физическая картина мира, принятая в естествознании конца XIX - начала XX веков. Из этой картины следовало, что рассматриваемый феномен, природу которого надлежало изучить, мог быть либо потоком корпускул (электрически заряженных или нейтральных), либо «лучистой материей». Сам исследователь этого физического явления с самого начала придерживался корпускулярной гипотезы и свои опыты ставил с целью ее обоснования. Надо иметь в виду, что в этот период другими исследователями (Ленард, Герц) проводилась экспериментальная проверка альтернативного предположения - о волновой природе катодных лучей (опыты дали отрицательный ответ, показав тем самым, что катодные лучи не являются электромагнитными волнами).
Подчеркнем, что в обоих случаях первичная гипотеза, в соответствии с которой выдвигалась основная задача экспериментального исследования, была генерирована физической картиной мира. В дальнейшем по мере сопоставления гипотезы с возможностями эксперимента общая задача исследований конкретизировалась и расчленялась на ряд локальных аналитических задач: выяснялось, в частности, какие эффекты могут подтвердить корпускулярную (соответственно-волновую) природу катодных лучей, намечалось, какими средствами можно регистрировать указанные эффекты и т.д. В соответствии с этим и корректировался замысел каждого из экспериментов, поставленных Круксом, Ленардом, Герцем и другими исследователями. Можно заключить, что картина физической реальности определяла здесь стратегию экспериментальной деятельности, формулируя ее задачи и указывая конкретные пути их решения. В свою очередь, полученные факты оказывали активное обратное воздействие на сложившуюся физическую картину мира. Появилась гипотеза об особой природе частиц, образующих катодные лучи, которые Крукс считал «частицами, лежащими в основе физики Вселенной». «Я беру на себя смелость предположить, — писал в этой связи ученый, — что главные проблемы будущего найдут свое решение именно в этой области и даже за ней. Здесь, по моему мнению, сосредоточены окончательные реальности, тончайшие, определяющие, таинственные»[2]. Как мы знаем, последующее развитие физики во многом подтвердило эту гипотезу, доказав, что отрицательно заряженные частицы, составляющие катодные лучи, не являются ионами, а представляют собой электроны (эксперименты Дж.Томсона и Леонарда и теория Г.Лоренца).