ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2017 – 2018 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
№ | Наименование разделов и содержание занятий | Часы |
МОДУЛЬ 1 | ||
1-е Занятие | ВВЕДЕНИЕ 1. Предмет и задачи патофизиологии (демонстрация аппаратуры, портретной галереи ученых-патофизиологов.) Знакомство с различными экспериментальными приемами: фиксация животных. 2. Учение о болезни, стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Понятия. 3. Регуляция функций организма и компенсация их нарушений. Значение нарушений регуляторных механизмов в развитии болезней. Самостоятельная работа 1. Изучение компенсаторных реакций систем дыхания (частота) и кровообращения (пульс, артериальное давление) у человека при физической нагрузке. | 1 час 1 час 1 час 1 час |
2-е Занятие | ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫНА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1. Современные представления о роли причин и условий в развитии болезней. Понятия о патогенезе и саногенезе, «ведущем звене» патогенеза, «порочном круге». Патогенез травматического шока. 2. Влияние изменений атмосферного давления на организм. Горная болезнь. Кессонная болезнь. 3. Кинетозы. Самостоятельная работа: 1. Изучение влияния ускорения на организм человека (опыт в кресле Барани) 2. Изучение оптокинетического нистагма у человека. 3. Презентация по теме занятия | 2 часа 1 час 1 час |
3-е Занятие | ВОСПАЛЕНИЕ (альтерация и сосудистые изменения при воспалении) Этиология и патогенез воспаления. Физико-химические и сосудистые изменения в очаге воспаления. Медиаторы и модуляторы воспалительной реакции. Острофазовые реактанты. Самостоятельная работа: 1. Наблюдение сосудистой реакции и эмиграции лейкоцитов при воспалении брыжейки лягушки 2. Определение активности ферментов гноя (протеолитических и амилолитических). Определение рН гнойного экссудата | 1,5 часа 2,5 часа |
4-е Занятие | ВОСПАЛЕНИЕ (инфильтративная и репаративная стадии воспалительной реакции) Эмиграция лейкоцитов в очаге воспаления, механизм. Молекулы адгезии и их роль в экстравазации клеток раннего и позднего инфильтрата. Фагоцитоз, стадии, механизм. Роль нейтрофилов в очаге воспаления. Роль макрофагов в регуляции процесса пролиферации и ангиогенеза. Самостоятельная работа: 1. Наблюдение фагоцитоза птичьих эритроцитов в перитонеальном экcсудате морской свинки – опыт И.И. Мечникова. Тестирование по темам 1 модуля. Итоговый опрос по модулю | 1,5 часа 1 час 1,5 часа |
МОДУЛЬ 2 | ||
5-е Занятие | ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА Механизмы гомойотермии в организме человека. Лихорадочная реакция, этиология, патогенез, стадии, изменения в организме. Типы температурных кривых. Гипотермия, этиология, патогенез, стадии, использование в медицине. Гипертермия, этиология, патогенез, стадии. Самостоятельная работа: 1. Изучение экспериментальной гипотермии у мыши 2. Изучение экспериментальной гипер- и гипотермии у пойкилотермных животных (лягушек) | 1,5 часа 2,5 часа |
6-е занятие | ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ «Этиология и патогенез опухолевого роста» | 4 час |
7-е Занятие | ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания» | 4 часа |
8-е Занятие | ГИПОКСИИ. Определение понятия. Виды гипоксии. Особенности газового состава крови при разных видах гипоксии. Экзогенные и эндогенные причины развития гипоксий. Нормобарическая и гипобарическая гипоксические гипоксии. Компенсаторные реакции при острой гипоксии. Тестирование по темам 2 модуля. | 3 часа 1 час |
МОДУЛЬ 3 | ||
9-е Занятие | ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ Факторы, регулирующие объем воды в организме. Дегидратация и гипергидратация, виды, механизмы компенсации. Отеки как проявление нарушения водного баланса. Классификация отеков. Механизм развития отеков: сердечных, застойных, воспалительных, токсических, почечных (при нефрите и нефротическом синдроме), голодных. Самостоятельная работа: 1. Изучение влияния изменений осмотического давления в сосудистой системе лягушки на развитие отека. 2. Изучение влияния рН среды на гидрофильность белков ткани | 2 часа 2 час |
10-е занятие | НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ Нарушения кислотно-основного состояния Самостоятельная работа: 1. Решение задач с нарушениями кислотно-основного состояния Тестирование по темам 3 модуля. | 2 часа 1 час 1 час |
|
|
Зав. кафедрой патофизиологии
профессор Б.А.Фролов
10 января 2018г.
ПЛАН лекций
По патологической физиологии на 4 семестр 2017-2018 учебного года
для студентов 2 курса лечебного факультета
№ | Тема лекции | Дата, лектор |
МОДУЛЬ 1 | ||
1. | ВВЕДЕНИЕ. УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.Предмет и задачи патофизиологии, ее место среди других медицинских дисциплин. Общее учение о болезни. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии; типовые патологические процессы. Соотношение структурных изменений и конкретных проявлений болезни. Представление о “функциональных болезнях”. Стадии развития болезни, ее исходы. Характеристика терминов “предболезнь”, “предпатология”, “донозология”. Классификация и номенклатура болезней. Некоторые социальные аспекты нозологии. | Проф. Б.А. Фролов (Доц.Т.В.Панфилова) 15.01.2018- 26.01.2018 |
2. | ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. Значение причин и условий в возникновении болезней. Современные представления об этиологических факторах. Понятие о патогенезе. Патологическая система, патологическая детерминанта, патологическая доминанта. Причинно-следственные отношения в патогенезе; ведущее звено патогенеза; понятие о “порочном круге”. Саногенез. Первичные и вторичные механизмы саногенеза. Шок, понятие, патогенез травматического шока. | Проф. Б.А. Фролов (Доц.Т.В.Панфилова) 29.01.2018- 09.02.2018 |
3. | ВОСПАЛЕНИЕ. Понятие о воспалении как о типовом патологическом процессе. Этиология воспаления, основные местные и общие признаки, формы. Стадии развития воспалительной реакции. Физико-химические изменения в очаге воспаления. Сосудистые изменения в очаге воспаления. Молекулярные механизмы развития воспаления. Система комплемента. Калликреин-кининовая система. Цитокины. Эйкозаноиды. Фактор агрегации тромбоцитов | Проф. Б.А. Фролов (Доц.Т.В.Панфилова) 12.02.2018-22.02.2018 |
4. | ВОСПАЛЕНИЕ. Эмиграция лейкоцитов при воспалении, механизм развития и биологическое значение. Молекулы адгезии. Инфильтративная стадия воспалительной реакции. Роль нейтрофилов и макрофагов в очаге воспаления. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные механизмы фагоцитов. Пролиферативная стадия воспаления. Механизмы регуляции процессов пролиферации и ангиогенеза. Значение воспалительной реакции для организма. Роль И.И.Мечникова в учении о воспалении | Проф. Б.А. Фролов (Доц.Т.В.Панфилова) 26.02.2018- 09.03.2018 |
МОДУЛЬ 2 | ||
5. | НАРУШЕНИЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. Лихорадочная реакция, причины возникновения, роль ЦНС и эндокринной системы в ее развитии. Первичные и вторичные пирогены, механизм действия. Стадии лихорадочной реакции, механизм развития. Типы лихорадочной реакции, температурные кривые. Изменения обмена веществ и физиологических функций при лихорадке. Значение лихорадочной реакции для организма. Действие высоких и низких температур на организм. Гипертермия, механизм развития, отличия от лихорадки. Гипотермия, механизм развития, использование в медицине. Искусственная гипотермия в медицине | Доц. Е.Д.Цинберг (Доц.Т.В.Панфилова) 12.03.2018- 23.03.2018 |
6. | ПАТОЛОГИЯ ТКАНЕВОГО РОСТА. Понятие “опухоль”. Характерные черты опухолевого роста. Основные свойства злокачественных и доброкачественных опухолей. Современные взгляды на этиологию опухолей. Экзогенные канцерогенные факторы, виды. Первичные и вторичные химические канцерогены, особенности действия. Роль ионизирующего излучения в развитии опухолей. Эндогенные канцерогенные ситуации. Роль вирусов в развитии опухолей. Представления о молекулярных механизмах канцерогенеза: значение протоонкогенов, онкосупрессоров. Опухолевая прогрессия. Антибластомная резистентность организма - иммунные и неиммунные факторы. Взаимодействие опухоли и организма. | Проф. Б.А.Фролов (Доц.Т.В.Панфилова) 26.03.2018- 06.04.2018 |
7. | ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. АЛЛЕРГИЯ. Аллергия, понятие. Классификация аллергических реакций (по Джиллу и Кумбсу). Аллергические реакции немедленного типа. Анафилактический шок, понятие, природа аллергенов, механизмы развития. Профилактика. Аллергические реакции немедленного типа: сывороточная болезнь, реакция Артюса понятие, механизм развития, методы профилактики. Атопии, отличия от анафилаксии, Механизм развития. Специфическая и неспецифическая десенсибилизация.Аллергические реакции замедленного типа, виды, механизмы развития. Принципы диагностики ГЗТ. Аутоиммунная патология. Определение понятия. Механизмы развития и патогенеза | Проф. Б.А. Фролов (Доц.Т.В.Панфилова) 09.04.2018 – 20.04.2018 |
8. | ГИПОКСИЯ. Определение понятия. Виды гипоксии. Особенности газового состава крови при разных видах гипоксий. Экзогенные и эндогенные причины развития гипоксий. Нормобарическая и гипобарическая гипоксические гипоксии. Компенсаторные реакции при острой гипоксии. | Проф. Б.А. Фролов (Доц.Т.В.Панфилова) 23.04.2018 – 04.05.2018 |
МОДУЛЬ 3 | ||
9. | НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. Гипергидратация как проявление положительного водного дисбаланса Дегидратация как проявление отрицательного водного дисбаланса. Изо- гипо- и гиперосмотический типы гипер- и дегидратации.. Изменения соотношения воды во внутри- и внеклеточных секторах при разных типах гипер- и дегидратации. Межсистемные механизмы компенсации. Отеки, определение, виды, особенности патогенеза | Проф. Б.А. Фролов (Доц. Т.В.Панфилова) 07.05.2018 – 18.05.2018 |
10. | НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ. Понятие об ацидозах и алкалозах, механизмы компенсации этих нарушений гомеостаза, принципы лабораторной диагностики | Доц. Т.В.Панфилова (Проф Б.А. Фролов) 21.05.2018-01.06.2018 |
|
Зав. кафедрой патофизиологии
профессор Б.А.Фролов
10 января 2018г.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛЕКЦИЙ