ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2017 – 2018 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
№ | Наименование разделов и содержание занятий | Часы |
МОДУЛЬ 1 | ||
1-е занятие | ВВЕДЕНИЕ 1. Предмет и задачи патофизиологии (демонстрация аппаратуры, портретной галереи ученых-патофизиологов.) Знакомство с различными экспериментальными приемами: фиксация животных. 2.Учение о болезни, стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней. Экологические аспекты общей нозологии. Дефицит в окружающей среде факторов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Понятия. 3. Регуляция функций организма и компенсация их нарушений. Значение нарушений регуляторных механизмов в развитии болезней. Самостоятельная работа 1. Изучение компенсаторных реакций систем дыхания (частота) и кровообращения (пульс, артериальное давление) у человека при физической нагрузке. | 1 час 1 час 1 час |
2-е занятие | ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫНА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1. Современные представления о роли причин и условий в развитии болезней. Понятия о патогенезе и саногенезе, «ведущем звене» патогенеза, «порочном круге». 2. Влияние изменений атмосферного давления на организм. Горная болезнь. Кессонная болезнь. 3. Кинетозы. Самостоятельная работа: 1. Изучение влияния ускорения на организм человека (опыт в кресле Барани) 2. Изучение оптокинетического нистагма у человека. 3. Презентация по теме занятия | 1 час 1 час 1 час |
3-е занятие | РЕАКТИВНОСТЬ. ПАТОГЕНЕЗ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ШОКА 1.Виды реактивности. Факторы, определяющие реактивность. Соотношение понятий реактивности, резистентности, гомеостаза. Влияние факторов внешней среды на реактивность. Особенности реактивности человека – роль социальных и экологических факторов. Роль реактивности в развитии профессиональных заболеваний 2.Патогенез травматического шока Самостоятельная работа: 1. Изучение влияния различной температуры окружающей среды на чувствительность организма к гипоксии | |
4-е занятие | МЕХАНИЗМЫГИБЕЛИ КЛЕТКИ (апоптоз, некроз, аутофагия).Общие механизмы повреждения клетки. Повреждение мембран и ферментов в клетке; значение перекисного окисления липидов (ПОЛ) в повреждении клетки; прооксиданты и антиоксиданты.. Отличие апоптоза и некроза | 3 час |
5-е занятие | НАРУШЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Классификация нарушений периферического кровообращения. Причины и патогенез артериальной и венозной гиперемии, ишемии, стаза, тромбоза.
Самостоятельная работа:
| 2 час. 1 час |
6-е | Итоговое занятие по модулю. Тестовый контроль знаний студентов | 3 час |
МОДУЛЬ 2 | ||
7-е занятие | ВОСПАЛЕНИЕ (альтерация и сосудистые изменения при воспалении) Этиология и патогенез воспаления. Физико-химические и сосудистые изменения в очаге воспаления. Медиаторы и модуляторы воспалительной реакции. Острофазовые реактанты. Самостоятельная работа: 1. Наблюдение сосудистой реакции и эмиграции лейкоцитов при воспалении брыжейки лягушки 2. Определение активности ферментов гноя (протеолитических и амилолитических). 3. Определение рН гнойного экссудата | 1,5 час 1,5 час |
8-е занятие | ВОСПАЛЕНИЕ (инфильтративная и репаративная стадии воспалительной реакции)) Эмиграция лейкоцитов в очаге воспаления, механизм развития. Молекулы адгезии и их роль в экстравазации клеток раннего и позднего инфильтрата. Фагоцитоз, стадии, механизм. Роль нейтрофилов в очаге воспаления. Роль макрофагов в регуляции процессов пролиферации и ангиогенеза.. Самостоятельная работа: 1. Наблюдение фагоцитоза птичьих эритроцитов в перитонеальном экcсудате морской свинки – опыт И.И. Мечникова . | 2,5 часа 1час |
9-е занятие | ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА Механизмы гомойотермии в организме человека. Лихорадочная реакция организма, этиология, патогенез, стадии, изменения в организме. Типы температурных кривых. Гипотермия, этиология, патогенез, стадии, использование в медицине. Гипертермия, этиология, патогенез, стадии. Самостоятельная работа: 1.Изучение экспериментальной гипотермии у мыши 2.Изучение экспериментальной гипер- и гипотермии у пойкилотермных животных (лягушек) | 1,5 час 1,5 час |
10-е занятие | ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ «Этиология и патогенез опухолевого роста» | 3 час |
11-е занятие | ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания» | 3 час |
12-е занятие | ГИПОКСИИ. Определение понятия. Виды гипоксии. Особенности газового состава крови при разных видах гипоксии. Экзогенные и эндогенные причины развития гипоксий. Нормобарическая и гипобарическая гипоксические гипоксии. Компенсаторные реакции при острой гипоксии. | 3 час |
13-е занятие | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МОДУЛЮ. Тестовый контроль знаний | 3 час. |
Модуль 3 | ||
14-е занятие | НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ Нарушения кислотно-основного состояния Самостоятельная работа: 1. Решение задач с нарушениями кислотно-основного состояния | 2 час. 1 час |
15-е занятие | ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ Факторы, регулирующие объем воды в организме. Дегидратация и гипергидратация, виды, механизмы компенсации. Отеки как проявление нарушения водного баланса. Классификация отеков. Механизм развития отеков: сердечных, застойных, воспалительных, токсических, почечных (при нефрите и нефротическом синдроме), голодных. Самостоятельная работа: 1. Изучение влияния изменений осмотического давления в сосудистой системе лягушки на развитие отека. 2. Изучение влияния рН среды на гидрофильность белков ткани | 1,5 часа 1,5 часа |
16-е занятие | ПАТОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА. Изменения углеводного обмена, связанные с нарушением их поступления с пищей, переваривания и всасывания. Нарушения синтеза, депонирования и расщепления гликогена. Гипогликемические состояния, виды, причины и механизмы возникновения. Гипергликемии,виды. Сахарный диабет, общая характеристика заболевания, виды. Последствия избыточного гликозилирования структур различных тканей, осложнения сахарного диабета. Диабетический кетоацидоз | 3 час. |
17-е Занятие | ПАТОЛОГИЯ ФОСФОРНО-КАЛЬЦИЕВОГО ОБМЕНА. Остепении, суть нарушений. Гипо- и гиперкальциемия, основные причины и проявления. Гипо- и гиперфосфатемии. | 3 час |
18-е Занятие | ПАТОЛОГИЯ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА. Недостаточное и избыточное поступление жира в организм. Гиперлипемия, понятие, виды. Гиперхолестериемии, виды. Атеросклероз, этиология, патогенез, факторы риска. Ожирение, виды и механизмы. | 3 час |
19-е занятие | ПАТОЛОГИЯ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА. Нарушения усвоения белков пищи, обмена аминокислот и аминокислотного состава крови. Нарушение конечных этапов белкового обмена, гиперазотемия. Нарушения транспортной функции белков плазмы крови. Белково-калорийная недостаточность. Голодание, истощение, кахектический синдром. | 3 час |
20-е занятие | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МОДУЛЮ Тестовый контроль знаний студентов | 3 часа |
|
|
|
Зав. кафедрой патофизиологии
профессор Б.А.Фролов
10 января 2018г.
ПЛАН лекций