Два слова. —Сенсорные. Занятия.




Сенсорные потребности детей

Если бы вы знали, ЧТО стоит за сенсорикой, вы бы включили её в каждый час каждого дня!

У КАЖДОГО РЕБЁНКА (И ВЗРОСЛОГО!) ЕСТЬ СЕНСОРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Не имеет значения, есть ли у ребенка диагнозы. Не имеет значения, есть ли у него сенсорные расстройства. ВСЕ здоровые взрослые и дети НУЖДАЮТСЯ в сенсорике.

Вы никогда не отказывали детям в необходимости дышать воздухом или питаться питательной пищей. Потребность в тактильных, вестибулярных, оральных, слуховых и проприоцептивных ощущениях должна рассматриваться как приоритет!

На всякий случай: если вы думали, что есть всего пять чувств, то... приготовьтесь удивиться)

Есть еще три, о которых частенько забывают, а они при этом являются ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫМИ для каждого человека.

 

— Вестибулярное ощущение относится ко всему, что связано с ДВИЖЕНИЕМ. Баланс, зрение и способность быть спокойными или настороженными тесно связаны с вестибулярным аппаратом и внутренним ухом.

 

— Интроцептивное ощущение относится к распознаванию ФУНКЦИЙ ВНУТРЕННЕГО ТЕЛА. Я голоден или сыт? Не пора ли мне в туалет? — это и многое другое обрабатывается системой интроцепции.

 

— Проприоцептивное ощущение связано с ТЕЛЕСНОЙ ОСОЗНАННОСТЬЮ. Оно связано с ощущением давления на суставы и связки. Способы получения проприоцептивного опыта — работа с весом, нагрузкой, давлением. Проприоцепция — ключ к нормальной работе всех прочих сенсоров.

КАК ВЫГЛЯДЯТ СЕНСОРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ?

Большинство взрослых удовлетворяют свои сенсорные потребности (повторимся: они есть У ВСЕХ!) социально приемлемыми способами.

Кликаете авторучкой? Накручиваете волосы на палец? — Это тактильная стимуляция!

Кладёте ногу на ногу и качаете верхнюю ногу вверх-вниз? — Это вестибулярная.

Стучите пальцами по столу, когда нервничаете? — Проприоцептивная.

Жуете кончик ручки, грызёте ногти? — Оральная сенсорная стимуляция.

Передергивает от скрипа мела по доске? — А вот и слуховая.

Но дети не всегда могут удовлетворить сенсорные потребности приемлемым способом.

Ребенок может кричать, когда смывают воду в общественном туалете. — Это слуховая потребность.

Ребенок может сосать воротник футболки. — Это потребность в оральной сенсорной стимуляции.

Ребенок может свисать с края дивана головой вниз, пока смотрит телевизор. — Это вестибулярная стимуляция.

Ребенок может с ума сходить, если носки вдруг "не те". — Это тактильное нарушение.

Ребенок может врезаться во все углы и постоянно набивать шишки. — А вот и проприоцепция.

Один из самых тревожных моментов о сенсорных потребностях: они постоянно меняются и их причина часто кажется совершенно рандомной. Знание о том, как и почему так происходит, а также о том, ЧТО скрывается за ними, требует определенных знаний, творческого подхода и громадного опыта наблюдений.

Что важно помнить в любом случае: все эти потребности — реальные потребности вот этого конкретного ребёнка. И их необходимо удовлетворять! Хорошая новость заключается в том, что эта потребность может быть восполнена разными способами, и вот тут-то мы и приходим к пользе сенсорных занятий.

МОЗГ И ОЩУЩЕНИЯ

Мозг обрабатывает огромный объем информации, поступающей в каждую миллисекунду. Мозг явно не может сосредоточиться на всех входных данных сразу, он должен разобраться в нем и найти то, что наиболее важно для здоровья тела и счастья ребенка прямо сейчас.

Когда вы обожглись, боль ожога затмевает все остальные ощущения в теле. Это жизненно важно для нашей безопасности и способности функционировать! Когда сенсорная система выходит из строя, мозг начинает затрудняться с регуляцией и не понимает, какие сенсорные данные обрабатывать.

Это проявляется двумя основными способами.

Искатели — дети, у которых сенсорные данные "потерялись" по дороге. Мозг не регистрирует определенные данные, или не придает этим данным должного значения. Для того, чтобы компенсировать это, дети ищут те ощущения, в которых так нуждаются.

Избегающие — дети, которые гиперчувствительны к определенным сенсорным данным, их мозг не может завершить обработку этих данных. Это часто вызывает стресс и может перерастать в кризисные состояния.

Одна из частых ошибок родителей — предположить, что их ребенок или ищет, или избегает, и ВСЁ. Но дети могут искать/избегать сенсорных данных в любых комбинациях. Например, один и тот же ребенок может избегать вестибулярных ощущений и искать проприоцептивных.

И — как будто этого всего мало!! — все ощущения частенько накладываются друг на друга, и способность ребенка регулировать и обрабатывать сенсорные ощущения зависит от того, какую сенсорную информацию он получает в течение дня. Сегодня он любит бегать босиком по траве, на следующий день он, возможно, не сможет это терпеть. А потребность осталась!

 

Итак, как вы можете помочь детям справиться со всеми этими сенсорными сложностями, с которыми они сталкиваются???

Два слова. —Сенсорные. Занятия.

 

И КАК УЗНАТЬ, КАКОЕ ИМЕННО СЕНСОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ВЫБРАТЬ?

Две вещи, которые важно помнить:

— Проприоцепция — королева сенсорной системы. Работа с проприоцепцией помогает мозгу самоорганизоваться и регулироваться, что в свою очередь помогает всем остальным сенсорным ощущениям обрабатываться как нужно.

— И ищущим, и избегающим сенсорных ощущений детям нужна сенсорная игра.

Приведем пример:

"Тактильный ищущий" ребёнок — его мозг думает, что ребенок недополучает тактильную информацию, и посылает сигналы всячески и постоянно её искать. Такого ребёнка на улице вы встретите в грязи с ног до головы, он постоянно, с удовольствием и неугасаемым интересом будет в прямом смысле влипать во всё подряд: кашу, жижу, тесто, размазывать краску ладошкой.

Что же с "тактильно избегающим" ребенком? — ему тактильный опыт нужен точно так же! Но подход нужен совершенно иной. Как вы помните, эти дети ГИПЕР чувствительны тактильно. Их мозг чрезмерно реагирует на сенсорный сигнал стрессом. Для такого ребенка сенсорный опыт должен быть постепенным и веселым! То, чего он опасается, должно открыться для него с новой, увлекательной стороны.

"Тактильно ищущий" ребенок на сенсорном художественном погружении будет буквально плавать в краске, а "тактильно избегающий" — возможно, погрузит в краску пальчик.

И то, и другое — НОРМАЛЬНО. И первому, и второму надо дать время, быть терпеливым, и также не забывать о том, что сенсорика — это еще и весело, и обязательно отлично провести время!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: