Неделя 22-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лк., 83 зач., XVI, 19–31.

 

Русский перевод РБО:

19. – Жил один богатый человек. Он одевался в самую дорогую и изысканную одежду и каждый день устраивал великолепные пиры. 20. А у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами 21. и был бы рад даже объедкам, падающим со стола богача. Собаки подходили и лизали его язвы. 22. Но вот нищий умер, и ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили. 23. В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря. 24. Он позвал: «Отец мой Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я ужасно мучаюсь в этом огне». 25. Но Авраам ответил: «Дитя, вспомни, что ты получил в своей жизни доброе, а Лазарь получал только плохое. Сейчас же он здесь получает утешение, а ты страдаешь. 26. И кроме того, между нами и вами – огромная пропасть, так что даже если бы кто и захотел отсюда пойти к вам, он не смог бы, и никто оттуда не может перейти к нам». 27. Богач сказал: «Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом моего отца. 28. Ведь у меня пятеро братьев, пусть он предупредит их, чтобы и они не попали в это место мучений». 29. Авраам ответил: «У них есть Моисей и Пророки, пусть их слушают». 30. «Нет, отец Авраам, – сказал богач, – вот если бы кто-то из мертвых пришел к ним, тогда бы они покаялись». 31. На это Авраам ему ответил: «Если они Моисея и Пророков не слушают, то даже если кто-то воскреснет из мертвых, их и это не убедит».

Ивлиев (Ианнуарий), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М., 2019. С. 380-383.

В основу первой части притчи, вероятно, положена фоль­клорная история, которая сначала появилась в Египте, а за­тем через Александрию проникла в Палестину. Перемена судьбы на противоположную в загробной жизни была ши­роко известным фольклорным мотивом. Этот рассказ уже был частично использован Иисусом в притче о великом пире (Лк 14:16-24). Богатый откупщик за единственный добрый по­ступок в своей жизни был почтен похоронами, на которых присутствовал весь город. Смерть же бедняка-учителя оста­лась незамеченной. Но его другу в сновидении была открыта посмертная судьба двух этих человек. Учитель наслаж­дался в райских садах, орошаемых ручьями, а откупщик, страдающий от жажды, тщетно стремился дотянуться до воды. Египетская история заканчивалась словами: «Тот, кто делал добро на земле, будет благословен в царстве мертвых, а кто делал зло на земле, будет страдать в царстве мертвых».

Эта притча известна только евангелисту Луке. Как мы видим, ее основное содержание выражает надежду на справедливость, которая недостижима на земле, но будет реализована на последнем Суде, на ту справедливость, которая установит уравнивание в распределении благ между бедными и богатыми. И еще одна тема представлена в притче: она подчеркивает, что богатых не убедит последовать воле Божьей даже чудо воскресения мертвых. Собственно, притча иллюстрирует прежде сказанные слова Иисуса Христа. Во-первых, слова Напольной проповеди:

Блаженны нищие,

ибо ваше есть Царствие Божие....

Напротив, горе вам, богатые!

ибо вы уже получили свое утешение (Лк 6:20, 24).

Во-вторых, отказ Иисуса Христа дать знамение:

Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения

Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет

и Сын Человеческий для рода сего (Лк 11:29-30).

 

Рассказ начинается с контрастного описания жизни двух главных действующих лиц, сначала на земле, а потом за пределами земного существования, в вечности. Богач попал в «ад», а нищий Лазарь - на «лоно Авраама». Дорогостоящие ткани «порфира и виссон», ежедневные изысканные кушанья наглядно подчеркивают роскошь, в которой жил праздный богач; струпья и голод в ожидании крох, падавших со стола богача, эффектно подчеркивают несчастную жизнь бедного Лазаря. Кстати говоря, Лазарь - единственное имя, упоминаемое в притчах Иисуса Христа. Почему? Потому что это имя - латинская форма иудейского имени Елеазар, которое означает «Бог помогает». То есть слушатель притчи уже в имени Лазарь слышал мысль: этому человеку нет помощи от людей: он живет только надеждой на помощь Божью.

Смерть и последний Суд Божий все переворачивают, создавая баланс, уравнивание по принципу справедливого воздаяния. Картина полностью меняется. Нищий Лазарь после смерти по Суду Божьему «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово». Богач же попал в «ад». Быть или возлежать на лоне кого-то - выражение, означающее почетное место за праздничной трапезой, а именно возлежание одесную, справа от хозяина и господина. Здесь жизнь в Царстве Божьем образно представлена как праздничный пир, на котором Лазарю по Суду Божьему с лихвой достается то, чего ему так недоставало на земле. Напротив, слово «ад» здесь означает уже не подземную могилу «шеол» (место пребывания всех умерших, куда снизшел после своей смерти Иисус), а «геенну огненную» - место наказания грешников после Суда Божьего.

Но в чем же грех богача? В его богатстве? Нет, конечно, но в его равнодушии к нужде Лазаря. Он попросту не обращал внимания на Лазаря, принимая его положение как что-то естественное: Лазарь должен быть больным и голодным, а он, богач, будет купаться в роскоши. Он ничем не поделился с нищим, ничем не помог ему. Кто-то сказал о нем: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, но за то, чего он не сделал». Он был наказан за то, что не замечал горя ближнего. И теперь Лазарь - по принципу равного воздаяния - ничем не может помочь страдающему богачу. Когда богач обращается к своему «отцу»: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною!», тот разъясняет страдающему в аду богачу причину его страдания: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Кроме того, Авраам говорит, что со смертью утверждается непроходимая и окончательная пропасть между добром и злом, «так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Увы, Лазарь уже ничем не может помочь мучающемуся в адском пламени богачу. Не может Лазарь помочь и оставшимся на земле пяти братьям богача, чтобы предостеречь их от неправедной жизни. Об этих братьях говорится: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». То есть им вполне достаточно заповедей Божьих, изложенных в Писании. Если им этого недостаточно, то на них никакого впечатления не произведет и «если бы кто и из мертвых воскрес». «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему; кроме знамения Ионы пророка» (Лк 11:29). Дано это знамение, воскрес Христос. Все равно не поверили! Евангелист Лука тем самым намекает на неверие современных ему иудеев. Для их покаяния и обращения оказалось недостаточным знание воли Божьей, выраженной в Законе и у пророков, недостаточным оказалось и Евангелие воскресения Иисуса Христа.

Притча просто и наглядно на одном примере показывает универсальный нравственный закон. Хотя она повествует о богатстве и нищете, но в принципе обращена ко всем: к политику, обладающему силой и властью; к ученому, обладающему запасом редких знаний; к творцу, обладающему художественным талантом; к проповеднику, обладающему искусством красноречия; ко всем, кто чем-то владеет, любым умением или материальной данностью. У любого человека есть что-то свое в этом роде. В конце концов, у каждого есть руки, ноги, голова, сердце... И к каждому человеку может быть послан свой «Лазарь» для испытания того, как человек использует свой дар от Бога. Как писал апостол Павел, «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор 4:7) А если получил от Бога, то помни: это не твоя заслуга, а дар. А если дар, то и делись им, или, по словам Господа, «даром получили, даром давайте» (Мф 10:8).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: