Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 167-169.




Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лк., 30 зач., VII, 11–16.

 

Русский перевод РБО:

11. Вскоре после этого Иисус пошел в город, называемый Наин, с Ним были Его ученики [1] и много других людей. 12. Когда Он подходил к воротам города, из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила большая толпа. 13. Когда Господь увидел эту женщину, Он сжалился над ней.

– Не плачь, – сказал Он ей.

14. Затем Он подошел и прикоснулся к носилкам [2]. Те, кто нес их, остановились, и Иисус сказал:

– Юноша, говорю тебе: встань!

15. Умерший сел и начал говорить, и Иисус передал его матери. 16. Всех, кто там был, охватил страх, и люди прославляли Бога:

– Великий пророк появился среди нас! Бог посетил Свой народ!

Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 167-169.

Чудо, о котором рассказывается в этом отрывке, призвано было показать народу, что в Иисусе явлена та же сила, которой некогда совершали чудеса Илия (3 Цар 17:17-24) и Елисей (4 Цар 4:18-37), что великий пророк восстал между нами (Вт 18:17-19), и Бог посетил народ Свой. Одновременно Евангелист, упоминая о беспомощности жен­щины, лишившейся и мужа, и сына, особо подчеркивает действен­ное сострадание Господа к людям, которых постигает несчастье.

Рассказ подготавливает читателя к восприятию, свидетель­ствуя, что наступило время исполнения пророчеств, когда мерт­вые воскресают.

Этот рассказ находится только в Евангелии от Луки, ему нет параллелей в других синоптических Евангелиях. Он призван сделать наглядным утверждение: «Бог посетил парод Свой». Это утверждение характерно для Луки. Так воскли цает Захария, отец Иоанна Крестителя: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему»; «посетил нас Восток свыше» (Лк 1:68, 1:78). О народе Израиля Иисус Христос говорит: «Ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19:44). В Деян 15:14 апостол Петр говорит, что Бог «посетил язычников». В нашем рассказе о воскрешении сына вдовы так говорят свидетели чуда: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой», Это посещение Богом своего народа происходит в Иисусе, в котором действует власть Божья воскрешать умерших (Лк 7:22). Из Писания всем были известны удивительные случаи воскрешения мертвых. Вспомним, что так было в случае пророка Илии, который воскресил сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар 17:17-24). Так было с пророком Елисеем, который воскресил сына Сонамитянки (4 Цар 4:18-37). Эти примеры из священной истории стали как бы образцами для нашего рассказа. Влияние этих ветхозаветных историй на иудеохристиан неоднократно отмечалось. Известно, что многие раннехристианские предания формировались - как, скажем, иконы – по известным канонам и моделям. Такой моделью служило и сообщение о чуде воскрешения, совершенном пророком Илией. Кроме того, Илия в сознании Израиля был не только важнейшим пророком прошлого, но и ожидаемым пророком последнего времени (Мал 3:23-24). «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4:5-6). Поэтому с полным основанием Иисуса называют «великим пророком», о котором предвозвестил Моисей. Об этом напоминает в своей проповеди первомученик Стефан: «Моисей... сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян 7:37; ср. Втор 18:15, 18:18).

И вот этот обещанный эсхатологический Пророк открывается в галилейском городе «Ναΐν» - Наин (сегодня, вероятно, это арабское селение Наим у подножия горного массива Малый Ермон). Множество учеников и других людей следовало за Иисусом. У городских ворот они встретили похоронную процессию: умер единственный сын некоей вдовы. Лаконично описан драматизм ситуации, в которой принимает участие большая толпа горожан. «Господь» (ό κύριος) - это единственное место в Еванге­лии, где Иисус назван Господом, что выдает достаточно по­зднюю дату написания Евангелия, когда титул Господа, при­надлежавший некогда Богу, стал принадлежать и Иисусу после Его Воскресения. Иисус «увидел» несчастную вдову. Нам это не приходит в голову, но этому неприметному слову «увидел» евангелист придает особое значение. В Писании по­смотреть на человека, обратить на него внимание, иметь с ним контакт хотя бы взглядом - ассоциируется с выражением «Бог посетил». Дело в том, что глагол έπισκέτττομοα, переведенный «посетить», буквально означает «глядеть, смотреть, взирать», в церковнославянском переводе - «призирать». «Бог призрел на народ свой» - то же самое, что и «Бог посетил народ свой». - Итак, увидев вдову, «Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь!» После этого Он коснулся носилок, на которых несли умершего. «Коснулся» - тоже не случайное слово в Евангелии. Оно снова означает лично-телесный контакт, телесность встречи с Иисусом. Следует повеление: «Юноша! тебе говорю, встань!» Тот, «поднявшись, сел и стал говорить». Все вокруг видят и слышат, что умерший юноша вернулся к жизни. Открылось, что Иисусу дана полнота власти от Бога, воскрешающего мертвых. «И отдал его Иисус матери его» буквально повторяет слова о пророке Илие: «И взял Илия отрока... и отдал его матери его» (3 Цар 17:23). - Все присутствовавшие были объяты страхом, увидев пророческую власть Иисуса. Они провозглашают двойное исповедание: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». И «Слово это» (так буквально) «распространилось по всей Иудее и по всей окрестности», то есть среди языческих народов, окружавших Иудею. Тем самым подчеркивается, что Евангелие, «Слово это», предназначено и язычникам: они открыты к принятию Евангелия, что показал уже пример сотника в предыдущем рассказе.

 


[1] «Его ученики» - в некоторых рукописях: «немало Его учеников».

[2] Буквально «к гробу»: ή σορός - гроб, или, скорее, похоронные носилки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: