Методическая работа детского сада в 2016 – 2017 уч. году была направлена на повышение педагогического мастерства воспитателей в рамках введения ФГОС ДО.
Работа коллектива детского сада строилась и проводилась на основе требований Устава ДОУ, локальных актов детского сада, с учётом требований ФГОС ДО, а также согласно методической теме ДОУ: «Подготовка и введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».
Целью работы являлась информационно-методическая поддержка педагогических кадров по подготовке к введению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования.
В детском саду созданы условия для профессионального роста и повышения уровня педагогического мастерства: функционирует методический кабинет, где для педагогов обеспечены рабочие места, имеющие выход в интернет, идёт формирование и пополнение кабинета методической и художественной литературой.
Материал методического кабинета состоит из нескольких разделов:
• нормативные и инструктивные материалы,
• методические материалы и рекомендации,
• документация по содержанию работы д/с,
• методическая и справочная литература,
• дидактический и наглядный материал,
• художественная литература;
Постоянно идет накопление печатных материалов и изданий по данным разделам.
Методический кабинет доступен каждому педагогу.
Методическая работа в ДОУ - это основной путь совершенствования профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала всего коллектива, повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса. Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с педагогами. Цель методической работы – обеспечение качества образования, модернизация воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Совершенствование педагогического мастерства.
2. Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса.
3. Формирование потребности педагогов в самообразовании.
Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности методической работы стало оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива.
Формы методической работы:
Традиционные:
- тематические педсоветы;
- проблемные семинары;
- семинары-практикумы;
- повышение квалификации;
- работа педагогов над темами самообразования;
- открытые мероприятия и их анализ;
- участие в конкурсах;
- организация курсовой и консультативной подготовки педагогов.
Инновационные:
- «Методическое портфолио педагогов»;
- мастер - классы;
- проектная деятельность;
Высшей формой методической работы является педагогический совет. В ДОУ проводятся педагогические советы, которые включают теоретический материал (доклады, сообщения, аналитический материал), анализ состояния работы по направлениям, итоги диагностики и мониторинга, рефлексивные тренинги для педагогов (выработка методических рекомендаций).
Были подготовлены и проведены педагогические советы:
В августе 2016 года был проведён установочный педсовет, где были утверждены план учебно-воспитательной работы, расписание НОД, был проведен инструктаж по ТБ и охране жизни и здоровья детей.
Педсовет в ноябре 2016 года был организован в форме круглого стола «Проблемное обучение как средство развития творческой личности ребёнка – дошкольника в контексте образовательного стандарта», где состоялось обсуждение, дискуссия по вопросам: «Развитие творческой личности – цель современного образования», «Взаимосвязь обучения и творчества в образовательной деятельности дошкольников», «Деловая игра по проблеме развития творческих способностей детей».
Активное участие приняли все педагоги ДОУ:
Педсовет в феврале 2017 года состоялся в форме деловой игры по теме: «Использование средств театрализованной деятельности в социально - личностном развитии дошкольника». На данном педсовете были подведены итоги тематического контроля «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста», итоги смотра-конкурса театрализованных уголков. Воспитателем Шамара Н. Н. была разработана консультация-презентация для педагогов на тему: «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника».
Следующей формой повышения педагогического уровня являются консультации для педагогов. Нужно отметить, что в этом учебном году расширился круг тематики консультаций, особенно воспитателей интересовал вопрос ФГОС дошкольного образования, проведены консультации и круглые столы по следующим вопросам: «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО): цели, содержание, пути реализации», «Пути и ориентиры развития учреждения в условиях изменения законодательства и введения ФГОС», «Профессиональный стандарт», «Планирование работы в летний период», «Самообразование воспитателя как один из важнейших факторов повышения квалификации в условиях введения ФГОС ДО».
В целях более детального освещения методической темы детского сада воспитателями были сформулированы темы самообразования с учётом требований ФГОС ДО. Все наработки по темам самообразования воспитатели презентовали в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, разрабатывали памятки и консультации для родителей и воспитателей по изучаемой теме.
Старшим воспитателем было организовано индивидуальное консультирование педагогов по вопросам сопровождения введения ФГОС ДО. Освещены следующие вопросы: «Особенности педагогической деятельности по внедрению ФГОС ДО», анкетирование «Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО», «Аттестация педагогов с учётом требований Профессионального стандарта».
Педагоги активно изучали опыт внедрения ФГОС ДО в рамках своего детского сада (взаимопосещения и анализ занятий, развивающей предметно-пространственной среды), а также других ДОУ (Приморский детский сад «Дюймовочка», Агаповский центр развития ребенка «Березка»). Принимали участие в районных (с. Агаповка) семинарах.
В течение года курсы повышения квалификации по ФГОС ДО прошли воспитатели:
- Миненкова Г. И. по теме «Новые информационные технологии в образовании в условиях ФГОС». Май 2016г. ИДПО МаГУ «Горизонт» г. Магнитогорск. 72 ч.
- Шамара Н. Н. по теме «Современные педагогические технологии развития детей в условиях введения ФГОС ДО». Сентябрь 2016г. ИДПО МаГУ «Горизонт» г. Магнитогорск. 72 ч.
Педагогами разработаны рабочие программы по каждой возрастной группе, календарно-тематическое планирование.
Открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе, что позволяет самим педагогам, включаться в процесс управления качеством образования.
Для выявления проблем, в работе воспитателей и своевременной коррекции воспитательно-образовательной работы в ДОУ использовались разные виды контроля.
Были осуществлены:
- обзорный смотр-контроль «Готовность групп ДОУ к новому учебному году», который показал, что во всех возрастных группах соблюдены требования к безопасности для жизни и здоровья детей к мебели и игровому оборудованию, соблюдаются санитарно-гигиенические требования по оформлению помещений, оформление предметно-развивающей среды педагогически целесообразно.
Тематический:
- реализация комплексно – тематического планирования в ДОУ;
- развитие творчества дошкольников в процессе обучения;
- система оздоровительных и закаливающих мероприятий с детьми;
- состояние работы ДОУ по развитию ребёнка в речевой деятельности;
- создание условий для ознакомления дошкольников с детской литературой. Таким образом, система тематической работы с педагогическими кадрами должна ориентироваться на выбранную в коллективе педагогов цель, которая определяет формы, методы и содержание деятельности каждого воспитателя и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства и повышения качества образования.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проектные технологии обучения являются для дошкольников инновационными. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Так, в рамках подготовки к заседанию педагогического совета, в группе был подготовлен и с успехом реализован детско-родительский проект сюжетно-ролевой игры «Автогородок», в ходе его реализации в игровой форме дети имели возможность расширить представления и обогатить знания о работе автостоянки, социальной роли водителя, кондуктора, механика. Проект сюжетно-ролевой игры «Космос» также способствовал формированию умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре, помог вызвать стремление к самореализации, самовыражению детей, решить проблему социально-личностного развития ребенка. Проект «Здоровье - гармония – жизнь» способствовал воспитанию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью, а также помог нам организовать в группе работу «Школы доктора Неболейкина» для детей и взрослых.
В рамках введения ФГОС ДО в детском саду идет реализация системы обучения и внедрения технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс.
Педагоги ДОУ в течение 2016-2017 года реализовали совместные (педагоги, родители и дети) проекты:
1. Проект «Все профессии важны» - автор: воспитатель Балдыкина Е.Е.
Цель: - расширять представлений детей о профессиях;
2. Проект «Этот день Победы» - автор: воспитатель Балдыкина Е.Е.
Цель: - формировать у детей духовно-нравственных ценностей;
3. Проект «Кисонька - Мурысонька» автор воспитатель Миненкова Г.И.
Цель: - закреплять у детей младшего возраста представлений о домашних животных (внешний вид, образ жизни, питание, название детёнышей);
4. Проект «Развивающая среда» автор: воспитатель Шамара Н.Н.
Цель: - совместно с родителями формировать мобильную развивающую предметно-пространственную среду;
5. Проект «Зелёный дворик» автор: воспитатель Миненкова Г.И.
Цель: - создавать, совместно с родителями группы, ландшафтный дизайн территории прогулочной площадки;
6. Проект «В здоровом теле – здоровый дух» автор: воспитатель
Шамара Н.Н.
Цель: - привить осознанное положительное отношение к здоровому образу жизни.
Вывод: Внедрение в образовательный процесс метода проектов, способствует развитию свободной творческой личности, делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей. Проектный метод позволяет воспитателю реализовать требования ФГОС ДО: воспитывать в детях самостоятельность и инициативу, организовывать совместную деятельность с родителями.
Анализ предметно - развивающей среды в группах.
Отмечена положительная динамика,
активность и творчество педагогов в создании игровой и развивающей предметной среды в группах.
В группах обновлены игровые уголки, в каждой группе дополнены спортивным оборудованием
физкультурные уголки.
Выводы: активизировать деятельность педагогов по созданию развивающей среды в ДОУ
соответственно следующим принципам:
1. содержательно-насыщенной,
2. трансформируемой,
3. полифункциональной,
4. вариативной,
5. доступной,
6. безопасной.
Создание предметно-развивающей среды по развитию речи. Тематический контроль был
проведён во всех возрастных группах ДОУ. В группах оборудованы книжные уголки в хорошо
освещённом месте, в наличии художественная литература, иллюстрации по теме дня, регулярная
сменяемость материала, присутствуют разнообразные дидактические и настольно-печатные игры,
театры разных видов.
В течение года приобретались: методическая и учебная литература, пособия для занятий, учебный