Неделя 21-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. - Лк., 35 зач., VIII, 5–15.

 

Русский перевод РБО:

5. – Сеятель вышел сеять семена. И когда он разбрасывал их, то некоторые из семян упали у самой дороги и были затоптаны и склеваны птицами небесными. 6. Другие упали на каменистую почву, и, едва взойдя, ростки засохли от недостатка влаги. 7. Третьи упали в терновник, и когда тот разросся, то заглушил их. 8. Прочие же упали на хорошую почву. Они взошли и принесли урожай во сто раз больше того, что было посеяно.

Рассказав эту притчу, Иисус громко сказал:

– У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!

9. И когда ученики спросили, что означает эта притча.10. Иисус ответил:

– Вам дано знать тайны Божьего Царства, другим же все остается в притчах, чтобы

«они, смотря, не видели и,

слушая, не понимали» (ср. Ис 6:9).

11. Вот значение этой притчи: семя – это Божье слово. 12. Семена, упавшие у дороги, – это те, кто слышит слово, но потом приходит дьявол и похищает слово из их сердец, чтобы они не поверили и не были бы спасены. 13. Семена, упавшие на камень, – это те, кто с радостью принимает слово, когда слышит его. Но у них нет корня, сначала они верят, но когда приходят времена испытаний, они отступаются. 14. Семена, упавшие в терновник, – это те люди, которые слышат слово, но со временем повседневные заботы, богатство и удовольствия заглушают их, и плод их не дозревает. 15. Семена же, упавшие на хорошую почву, – это люди, которые, слыша слово, хранят его в добром и честном сердце и приносят плод благодаря своей стойкости.

Ивлиев (Ианнуарий), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М., 2019. С. 189-192.

«Слово Божье» и его воздействие - тема следующих отрывков Евангелия от Луки (Лк 8:4-21). В настоящей притче о сеятеле и о семени Лука следует Евангелию от Марка (Мк 4:1-20), редактируя его текст. Он обрамляет текст Марка вводным примечанием о множестве народа из всех городов, стекавшемся послушать Иисуса (Лк 8:4), и заключением с призывом приносить плод от услышанного и хранимого в сердце Слова Божьего (Лк 8: 15).

Обступившей Иисуса большой толпе народа Он говорит притчу о семени (παραβολή) (Лк 8:4-8). Толкование этой притчи, а также последующая притча о зажженной свече (Лк 8:16-18) предназначены только апостолам (Лк 8:9-15) - так же, как и Напольная проповедь произносилась только для ближних учеников-апостолов.

Мы замечаем еще маленькое, но существенное отличие от евангелиста Марка. У Марка Иисус говорит: «вышел сеятель сеять». А у Луки сказано: «вышел сеятель сеять семя свое». Понятно, что, если семя - Слово Божье, а сеятель - Иисус Христос, то у Луки Иисус говорит не просто о Слове Божьем, а о Слове Божьем в своей проповеди. «Семя» испытывает разную судьбу: 1. Часть его упала на дорогу и была потоптана и поклевана птицами. 2. Часть упала на камни и засохла из-за отсутствия влаги. 3. Часть упала в терния, и терния задушили ростки. 4. Часть же упала на добрую почву, взошла и принесла стократный урожай. - Три отрицательных результата и один положительный. Притча под этими разными результатами сеяния подразумевает не разные реакции слушателей Слова, но выражает уверенность Иисуса Христа в том, что, несмотря на всяческий неуспех, Слово Божье тем не менее даст всходы и принесет плод. И «плод» будет неожиданный, просто фантастический - стократный! Это намек на Книгу Бытия, где сказано: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» (Быт 26:12). «Плод» может означать как плодотворное воздействие апостольской миссии, так и практический плод нового образа жизни последователей Иисуса. Вспомним неоднократно повторяемые слова евангелиста Луки в его Книге Деяний святых Апостолов о возрастании «семени» Слова Божьего: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян 6:7; ср. 12:24; 19:20). В заключение Иисус говорит народу: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Речь идет о том, что слушать можно по-разному. Можно слушать и не слышать, то есть не постигать евангельское Слово. Чтобы оно было по-настоящему услышано, оно не должно быть всего лишь акустической информацией, но должно быть усвоено, пустить корни глубоко в сердце. В последнем случае слушатели будут «доброй землей» (Лк 8:15), и Слово Божье станет «приносить плод» (Лк 8:8).

Особого внимания заслуживает начало ответа Иисуса ученикам: «Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что [1] они видя не видят и слыша не разумеют». У евангелиста Марка ответ Иисуса звучит немного иначе: «Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк 4:10-12). Мы замечаем, что у евангелиста Луки смысл тайн Царства Божьего доступен только ближайшему кругу учеников. Все прочие «видя не видят и слыша не разумеют». Поэтому им все говорится в притчах. Конечно, это не подразумевает, что Двенадцать составляют какую-то эзотерическую группу посвященных в отличие от прочих последователей Иисуса Христа. Нет, речь идет о глубине внутреннего постижения Евангелия Христа и о способности адекватной проповеди Евангелия. Им, Двенадцати, даны, вручены «тайны Царствия», и они возвещают эти тайны далее в своей апостольской миссии. Не все же христиане - апостолы: этой харизмой обладают немногие. Прочим же, не-апостолам, «тайны Царствия» возвещаются в притчах, ибо они, согласно пророку Исайе (Ис 6:9), видят и слышат лишь отчасти. Так, согласно евангелисту Луке, существует некая степень усвоения евангельских истин, что и соответствует церковной реальности не только его времени, но и всех последующих времен.

Далее Иисус истолковывает для своих учеников притчу о семени. «Семя есть слово Божие», и это Слово попадает в различные ситуации слушания и внимания. Часто проповедь Слова Божьего терпит неудачу: 1. Слово слушается, но скоро уносится диаволом из сердца. 2. Слово с радостью принимается, но потом отвергается теми людьми, вера которых не имеет крепких корней. 3. Слово слушается, вроде бы усваивается, но жизнь с ее заботами душит его, и оно остается бесплодным. 4. Наконец, Слово слушается, удерживается и, благодаря крепости веры и терпения, приносит плод. – Лука понимает, сколько многообразных трудностей встает перед христианской миссией. Но при этом он полон уверенности, что, несмотря ни на что, есть много таких, «которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». «Хранение», точнее, «удержание» (κατέχω) Слова в добром и чистом сердце - это тоже плод хорошей апостольской проповеди, и «плодоношение» слушающих – результат «терпения», точнее, «стойкости и выдержки» (ύπομονή) перед лицом конкретных жизненных трудностей, бесстрашного принятия реальности.

Очень многие комментаторы склоняются к мысли, что истолкование принадлежит не Иисусу, а ранней Церкви. Действительно, у большинства притч нет истолкования, и, кроме того, в этом отрывке много слов, которые в Евангелиях не употребляются в метафорическом значении («корень», «приносить урожай»). Жизненный контекст тоже предполагает более позднюю ситуацию, когда вера христиан подвергалась самым различным испытаниям. В таком истолковании притча потеряла свой изначальный эсхатологический смысл, став просто предостережением и ободрением для христиан в условиях преследований и мирских соблазнов.

 


[1] Буквальный (и правильный) перевод: «чтобы они видя не видели и слыша не уразумели» (Еп. Кассиан). Надо сказать, что это всегда звучало загадочно, так, будто Иисус говорил притчами, чтобы люди не смогли понять смысл сказанного. Но нам трудно поверить, чтобы Он преднамеренно скрывал от своих слушателей смысл своих высказываний. Дело в том, что у евангелистов несколько неудачно цитируется текст из пророка Исаии. Напомню это пророчество:

И сказал Он: пойди и скажи этому народу:

слухом услышите - и не уразумеете,

и очами смотреть будете - и не увидите.

Ибо огрубело сердце народа сего,

и ушами с трудом слышат,

и очи свои сомкнули,

да не узрят очами,

и не услышат ушами,

и не уразумеют сердцем,

и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис 6:9-10).

Иначе говоря, имеется в виду следующее: Иисус Христос потому и говорил притчами, что многие не могут сообразительно видеть и мыслить. Переводчики Синодального текста попытались как могли скрасить неудачное цитирование Исаии в Евангелиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: