Фазы процессов изменения
1. Видение или Цель изменений
2. Диагностика систем
3. Барьеры на пути перемен
4. Концепция процесса перемен
5. Реализация/ управление переменами
6. Обучающаяся организация
Процесс изменений состоит из последовательного процесса обновлений.
В первой фазе необходимо точно сформулировать цель изменений. Чтобы направить всю энергию работников на осуществление изменений, важно разработать для них привлекательное и желаемое видение состояния, которого надо достичь.
Сильные и стабильные соблазны, привлекающие людей к переменам,— это не финансовые выгоды, новые инструменты или новая схема процесса, а, скорее, ментальные и психологические факторы, такие как культура доверия, возможность самоорганизации, более высокая ответственность.
Во второй фазе надо анализировать не только технологическую и организационную ситуацию, но и ментально-культурные условия коллектива. Для этого приходится иметь дело со следующими факторами: доверие, самостоятельность, инициатива и готовность к действию, кооперация и культура, отождествление себя с компанией, стиль лидерства и т.д. С помощью такого диагноза получается картина, показывающая, будут ли люди противиться запланированным изменениям, или, напротив, приветствовать их. Станет очевидным потребность в переменах на разных организационных уровнях и их потенциал.
После этого целесообразно разработать и смоделировать превентивные вмешательства, которые помогут преодолеть барьеры и сопротивление процессу перемен. Разрабатывается сценарий перемен. Для этого, как в любом плане, определяются конечные цели. Одновременно в компании устанавливаются внутренние системы связи и организуется поддержка «пособникам» перемен.
|
Далее разрабатываются системы материального и нематериального поощрения. Основанные на четких критериях достижения желаемых изменений, они благоприятствуют успеху, если, с другой стороны, «саботажники» будут как-то морально наказаны.
Перед тем как приступать к модернизации, необходимо проанализировать качество и эффективность текущей работы предприятия, продумать программу управления изменениями, оценить возможные барьеры на этом пути, особенно в части сопротивления изменениям со стороны персонала.
Сопротивление изменениям может быть открытое, непосредственное, подразумеваемое или отсроченное. Конечно, наиболее легко иметь дело с сопротивлением открытым и непосредственным. Более сложная проблема — столкнуться с сопротивлением подразумеваемым или отсроченным. Под подразумеваемым сопротивлением понимаются:
- потеря лояльности к организации;
- потеря мотивации к работе;
- увеличение погрешности или ошибки;
- увеличение числа прогулов и т.д.
Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности.
Ощущение бесконтрольности ситуации.
Стремление сохранить то, что ценно.
Угроза авторитету, статусу и автономии.
Недопонимание предъявляемых требований.
Конфликт интересов.
Борьба за власть.
Интерпретация противостояния исключительно как неповиновения.
Недоверие.
Однако можно выделить три основных свойства сопротивления.
|
Прямое и активное или непрямое и пассивное.
Гибкое либо жесткое.
Ситуационное или хроническое. Пока сопротивление проявляется лишь как реакция в конкретной ситуации, его относительно легко перевести в конструктивное русло. Однако сопротивление может стать хроническим. И тогда, что бы ни предлагали менеджеры, сотрудники будут отвечать, например, стойким скептицизмом.
Специалисты в области организационных преобразований рекомендуют использовать 3 базовых принципа и 7 правил проведения изменений.
Три базовых принципа проведения изменений:
- как правило, ожесточеннее всего сопротивляются переменам именно те, кто больше всего в них нуждаются; это касается как отдельных работников или руководителей, так и подразделений и организаций в целом;
- часто сопротивление изменениям - симптом неверной технологии их осуществления;
- пассивное неприятие изменений часто связано с прошлым опытом, - люди, уже пережившие массу реорганизаций, которые не принесли пользы, становятся особенно подозрительными.
Семь правил проведения организационных изменений.
1. правило "узких врат".: при вовлечении сотрудников в процесс изменений следует сразу же предоставить им методические материалы, пусть пока даже неофициальные, и потребовать их применения в обязательном порядке; только в этом случае вариация их действий будет незначительной.
2. Правило "подъема по лестнице". Исследования социологов показывают, что показатели эффективности и качества работы улучшаются быстрее, сильнее и на более долгий срок, если новые методы работы вводятся относительно быстро с последующими периодами стабильной работы по новым методам ("отдыха" от нововведений).
|
3. Правило повторения.: при внедрении новых методов работы необходимо предусматривать соответствующее обучение и практические занятия (повторения).
4. Правило "предварительного прогрева": при проведении изменений необходимо доказать людям, что привычные им методы работы уже не пригодны для решения новых задач.
5. Правило "усталых, но довольных".: при формулировке целей нововведений для сотрудников их следует устанавливать немного выше, чем ожидаемый результат; эти цели необходимо тщательно сформулировать (количественные показатели должны быть измеримыми, качественные - однозначно сформулированными, для временных определено начало и продолжительность).
6. Правило "счастливой семерки". Это правило связано с существенными различиями людей в их способности перерабатывать новую информацию и заниматься новым родом деятельности. Ряд авторов утверждает, что существует некоторое максимальное число единиц информации, которое человек может воспринять и переработать за один раз. Так Г.В. Миллер приводит правило "счастливой семерки" (с поправкой на индивидуальные возможности, 7±2, т. е. 5, 7 или 9), согласно которому:
- при создании рабочей группы общая ее численность (включая руководителя) должна составлять 5, 7 или 9 человек; в этом случае группа работает наиболее эффективно;
- при управлении число непосредственных подчиненных, с которыми в основном контактирует руководитель, должно быть 6±2 (7±2 с руководителем), причем конкретное число зависит от личных качеств;
- хорошо подготовленный документ, например, методологическая инструкция, должен содержать 7±2 важных положения или раздела;
- желательно, чтобы выполняемая одним работником деятельность или процесс содержали бы 7±2 этапа или технологические операции, включая подготовительные и заключительные.
- Правило "обратных связей": успех нововведений во многом определяется эффективностью обратных связей между руководителями и исполнителями; своевременная информация об успехах необходима, чтобы делом убедить людей еще лучше работать; своевременная информация о неудачах позволяет их оперативно проанализировать и скорректировать процесс, что поможет, по крайней мере, не разочаровывать людей.