Тема 4. Психологическое консультирование с использованием чат-технологий (ICQ и т.п.)
Сходство и различия консультирования через чат с традиционным консультированием. Преимущества и недостатки. Построение диалога в чат- консультировании. Самопредставление клиента и консультанта. Требования, предъявляемые к обратной связи. Эмпатическое «слушание» через текст.
Приемы консультирования в чат-режиме и использование ICQ и др.. Особенности работы с различными категориями клиентов. Типичные ошибки консультанта.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сопоставление преимуществ и недостатков психологического консультирования «лицом к лицу» и на дистанции.
2. Проведение диалога с клиентом в консультации через чат.
Рекомендуемая литература: основная [3, 4]; дополнительная [10]
Раздел 4. Асинхронное психологическое консультирование
Тема 3. Стадии и приемы асинхронного психологического консультирования
Стадии психологического консультирования. Наиболее часто предъявляемые проблемы клиентов. Диагностика состояния клиента на дистанции (через текст). Ориентации клиентов и «мифология» клиента. Приемы и методы психологического консультирования в сети. Контрактирование в асинхронном режиме. Нерефлексивные и рефлексивные приемы консультативной работы в асинхронном консультировании. Уточнение, перефразирование, резюмирование. Конфронтация. Интерпретация. Завершение консультирования в асинхронном режиме.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сопоставление стадий психологического консультирования и консультативных приемов применяемых на каждой стадии асинхронного консультирования.
2. Выбор диагностических категорий кризисного состояния клиента в тексте письма.
Рекомендуемая литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [6, 7, 8]
Литература
Основная литература:
1. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. - М., 2002.
- Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование М.: «Смысл», 2002
- Меновщиков В.Ю.Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями М.: «Смысл», 2002
- Меновщиков В.Ю.Психологическое консультирование в сети Интернет. М., 2007 (Флогистон.ру)
- Меновщиков В.Ю.Психологическое консультирование и психотерапия в интернете. М. Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт), 2015.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 1999.
- Шабшин И. О психологических особенностях общения в интернете //Московский психотерапевтический журнал, 2005, №1, С. 158-182.
Дополнительная литература:
- Айви А., Айви М., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. Практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2000.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., МГУ, 1984.
- Жичкина А., Белинская Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. Опубликовано 14.02.1999 г. на http: //flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.
- Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. Опубликовано 14.02.1999 г. на http: // flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
- Леви В.Л. Разговор в письмах. М.: Советская Россия, 1982.
- Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая переписка // Психологическая помощь в меняющемся мире. Материалы II Международной конференции психологических служб и Телефонов Доверия. Пермь, 1995.
- Меновщиков В.Ю. Особенности дистанционного консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 1 / 1997.
- Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов. // Вопросы психологии. №1, 1999.
- Меновщиков В.Ю. Новые возможности семейного консультирования и психотерапии в сети интернет – Е-терапия //Психологические проблемы современной семьи. Материалы Третьей Международной Научной Конференции. Часть 2. Москва 16-18 октября 2007
12. Меновщиков В.Ю. Состояние и перспективы исследований консультирования и психотерапии в сети интернет // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С.57-63.
13. Меновщиков В.Ю. Дискурс в дистантном консультировании и психотерапии // Вопросы психологии.2008. № 6. С.87-95.
14. Меновщиков В.Ю. Многомерная модель дискурса интернет-консультирования // Вопросы психологии. 2009. №1. С.97-103.
15. Меновщиков В.Ю. Супервизия и коучинг в Интернет: достоинства и ограничения применения новых компьютерных технологий в многомерном подходе // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ. 2009. № 26. С.62-65.
16. Меновщиков В.Ю. Консультирование и психотерапия в сети Интернет: «За» и «Против» // Психологический журнал. 2010. № 3.
17. Меновщиков В.Ю. Взаимосвязи элементов консультативной системы и результативности дистантного консультирования // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ. 2010. № 5. С.51-54.
18. Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. №. С.78-84.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.
- Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Моск. психотерапевтический журнал.-1992 - №2.- С.19.
- Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. Опубликовано 14.02.1999 г. на http: //flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko.
- American Psychological Association. (1997). Services by telephone, teleconferencing, and lnternet: A statement by the Ethics Committee of the American Psychological Association [online]. Available (February, 1999): https://www.apa.org/ethics/stmnt01.html