Синтаксические нормы литературного языка
Синтаксические нормы определяют построение словосочетаний и предложений. Среди трех видов подчинительной связи (согласования, примыкания и управления) наибольшие трудности при образовании словосочетаний вызывает выбор форм управления.
Нормы управления
Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление) или с предлогом (предложное управление). В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка: уверенность в побед у, вера в побед е (следует употреблять: уверенность в побед е, вера в побед у).
"Очаги" нарушения | Привила употребления |
Предложное и беспредложное управление Употребление предлогов - благодаря, согласно, вопреки, наперекор - по (=после) -по (=согласно) Управление при однородных членах Нанизывание падежей, затрудняющее понимание | Различного управления требуют многие конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными: идентичный чему-л. — сходный с чем-л., обосновывать чем-л.— основываться на чем-л., обрадоваться чему-л. — обрадован чем-л., обращать внимание на что-л. — уделять внимание чему-л., оперировать чем-л. — работать с чем-л., оплатить что-л. — уплатить за что-л., отличать что-л. от чего-л. — различать что-л. и что-л., полный (преисполненный) чего-л. — наполненный чем-л., препятствовать чему-л. — тормозить что-л., рассержен чем-л. - рассердиться на что-л., свойственный чему-л. — характерный для чего-л. Следyет правильно выбирать предлоги в словосочетаниях: беспокоиться о ком-л. — тревожиться за кого-л., вера во что-л. - уверенность в чем-л., похожий на кого-л. - сходный с кем-л., превосходство над чем-л. — преимущество перед чем-л., предостеречь от чего-л. — предупредить о чём-л. -употребляются с дательным (не с родительным!) падежом имени: coгласно расписанию, вопреки предсказанию, наперекор судьбе -употребляется с предложным (не с дательным!) падежом: по приезде, по окончании -употребляется с дательным пад.: по сведениям, по мнению, по графику, по расписанию -общее дополнение могут иметь однородные члены, допускающие одинаковые падежные формы, например: читать (что?) и конспектировать (что?) статью. Ошибочно: подбор (чего?) и наблюдение (над чем?) над фактами -расположение цепочкой нескольких форм родительного или творительного падежей: для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов: овладение знаниями школьниками |
|
Координация подлежащего и сказуемого
Подлежащее выражено: | Сказуемое выражено: |
- собирательным сущ. без управляемых слов -сочетанием колич. числительного или слов с колич. значением (более, несколько, много, масса, свыше, ряд, часть) с одушевл. сущ. -сочетанием собират. сущ. с неодушевл. сущ. - 'два, три, четыре' + сущ.; - однородными членами перед сказуемым | -в ед. числе: Большинство проголосовало за предложенную резолюцию. - в ед. числе (при координации по форме для подчеркивания целостности выполняющих действие: Большинство избирателей проголосовало за кандидата.) -во мн.числе (при координации по смыслу для подчеркивания активности каждого выполняющего действие: Большинство избирателей проголосовали за кандидата) -обычно в ед.числе: Часть книг лежала на полке. -во мн.ч.: Три книги лежат на столе. -обычно во мн.ч.: Таня и Оля идут крепко взявшись за руки. |
|
Употребление предложений с однородными членами
Виды ошибок | Ошибочно употребление: | Следует употреблять: |
Недопустимое сочет. - инфинитива и сущ - второстепенного члена и придаточного предложения - полн, и кр. форм прилаг. и причастий | - Я люблю футбол и плавать. - Легко читается книга, рассказывающая о приключениях друзей и которая знакомит с затерянным миром. - Его выводы простые и понятны. | - Я люблю футбол и плавание. - Легко читается книга, которая рассказывает о приключениях друзей и знакомит с затерянным миром. - Его выводы просты и понятны. |
Неправ, порядок слов при двойных союзах | Я не только люблю лето, но и зиму. | Я люблю не только лето, но и зиму. |
Неправильное использование пар сопоставит, союзов | - не только — а также/но - как — а также - поскольку — поэтому | - не только — но и - как — так и - поскольку — постольку |
Употребление причастных оборотов