Урок литературы по теме Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала»




Найдите правильное толкование слова «гуманист»

1)это тот, кто признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье

2) мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения.

3) последователь атеизма, неверующий.

Основное содержание:

1. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

2. Рассказ «После бала»».

3. Теория литературы. Антитеза. Композиция произведения.

 

Л.Н.Толстой- русский писатель и философ родился в Ясной Поляне, Тульской губернии. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета..Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Об этом он рассказывает в повести "Казаки"(1852-63), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). На Кавказе Толстой создает трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».  

Во время Крымской войны отправился в Севастополь, о событиях этой войны он рассказывает в «Севастопольских рассказах».В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе.

 

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества Льва Толстого. Люди к нему относились, как к духовному наставнику.

 

Последними произведениями писателя стали рассказы «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

 

«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа. В центре повествования находится важное событие из жизни главного героя рассказа (потрясение от увиденного после бала). Сам текст небольшой по объёму.

В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель рисует прошлое, чтобы показать, что и в его настоящем ничего не изменилось. Автор выступает против бесчеловечного отношения к людям, против насилия и гнета. Рассказ «После бала» связан с реализмом в русской литературе.

Написан он в 1903 году и опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки. После этого он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Автора волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах?

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Проблема рассказа связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой – это происшествие стремительно меняет отдельную жизнь. В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

 

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции.

 

Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик.

В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; описание блестящего бала и страшного наказания на поле; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

В рассказе выделяются следующие основные части:

вступление, на балу, после бала, заключение.

Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.

После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Из диалога рассказчика и его друзей в начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Рассказчик говорит о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись). Белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, и Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.... это была... жесткая, нехорошая музыка».

Толстой в своем рассказе ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.

Все наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических взглядов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствуют духовному обогащению.

Литература:

Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.

Разбор задания тренировочного модуля:

Определите основную идею рассказа

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма

Алгоритм выполнения задания:

1. Вспомните, что такое идея произведения

2. Обратитесь к содержанию урока и тексту рассказа

3. Выберите правильный ответ

Разбор задания контрольного модуля:

Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

Алгоритм выполнения задания:

1. Вспомните определение каждого приема

2. Попробуйте в тексте найти особенности каждого приема

3. Выберите правильный ответ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: