Речь детей с общим недоразвитием из-за причины неправильного произношения звуков и значительных затруднениях при произнесении слов различной слоговой структуры крайне неразборчива, что выражается в искажении или замещении звуков, перестановке, пропусках звуков и слогов.
Первый этап – формирование(постановка) звуков. На первом этапе правильная артикуляция и правильное звучание сравнивается с неправильным. Обращается внимание на положение артикуляционных органов. В начале первого периода сравниваются далекие звуки: [к] - [м], [к] - [н], [п] - [м], позже - близкие (со второй половины октября). Затем идет различение звуков, выделение из ряда других звуков. По мере усвоения звуков проводится и их дифференциация. При дифференциации выделяются существенные особенности каждого звука. Работу начинаем со звуков: [а], [у], [м], [п], [о], [в], [к], [н], [х], [т], [ф], [и], [э], [б], поскольку они являются более легкими для произношения. Позднее начинается работа над звуками [л], [с], [з], [ы], а также над сочетаниями всех перечисленных звуков согласных с гласными [и], [е]: пи, ми, ти; пе, ме, те и др. Позже всего отрабатываются звуки [ш], [ж], [р], [ц], [ч], [щ], сочетание мягких согласных с гласными [а], [о], [у].Специфической особенностью детей с ОНР является то, что они испытывают затруднения в произношении мягких звуков. Параллельно работаем над слуховым восприятием.
Кроме отработки звуков, большое место отводится произнесению слов, предложений. Упражнения на произношение чередуются с упражнениями на развитие слухового восприятия. Сначала различаем слова, затем фразы. Закрепляем звуковой и слоговой состав: например заучивание слов по слогам,отхлопывание, зрительная опора на схему слова. Также при произношении слов, фраз следует учить восприятию и воспроизведению слоговых рядов с изменяющимся слоговым составом. Позже подбираются рифмованные фразы с четким ритмом. После того как удалось добиться легкого произнесения какого-либо ряда, последовательность меняется, ведется работа над ударением.
Дети подготавливаются к анализу и синтезу слов: выделяют звука из ряда гласных, определяют место звука в ряду, делят слова на слоги, выделяют ударную гласную, выделяют согласные в конце слова, затем вводятся обратные слоги, они подкрепляются схемой. Далее выделяют согласный в начале слова или слога. Делается полный анализ слов.
Структура уроков по произношению:
1. Развитие моторики речевого аппарата (5-7 мин).
2. Изучение звука (15-20 мин).
3. Усвоение слов и предложений различной сложности на материале пройденного, т. е. правильно к этому времени произносимых звуков (15-20 мин).
4. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи (5-7 мин).
На втором этапе идет деление предложения на слова. Строятся простые распространенные и нераспространенные предложения.
К концу первого периода уточняется и расширяется словарь учащихся, формируются навыки грамматически правильной речи. Все это обеспечивает готовность к усвоению грамоте. Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкие представления о звуковом составе языка (слов) и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово - важнейшие предпосылки для успешного обучения грамоте.
5. Уроки произношения (структура, содержание).
Структура уроков определяется необходимостью формирования звуковой и звуко-слоговой структуры речи; вместе с тем учитывается необходимость подготовки ученика к овладению грамотой. Распределение материала внутри урока может быть различным.
Примерная структура уроков произношения.
1. Развитие моторики речевого аппарата (5-7 мин). Артикуляционные упражнения обязательно входят в каждый урок первого периода. Они могут проводиться или непосредственно перед изучением нового звука, или в ходе урока. Во втором полугодии артикуляционные упражнения, по усмотрению учителя, могут быть частично или полностью заменены упражнениями в произнесении различных звуковых комплексов.
2. Изучение звука (15-20 мин). Сюда относятся упражнения в различении на слух определенных пар или групп звуков, а также упражнения на закрепление изучаемых звуков в слогах, словах и предложениях. В отношении усвоения слов и предложений различной сложности эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.
3. Усвоение слов и предложений различной сложности на материале пройденного, т. е. правильно к этому времени произносимых звуков (15-20 мин). Это упражнения на запоминание и различение фраз, рядов слов или слоговых сочетаний и на тренировку произносительных навыков, на развитие чувства ритма, речевого дыхания. В отношении звуков эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.
4. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи (5-7 мин). Это упражнения на нахождение места звука в слове, на деление слов на слоги.
Анализ звукового состава речи частично переносится на уроки грамоты. Через 20-25 мин после начала урока рекомендуется провести 2-3-минутную зарядку или подвижную игру.
Это примерная структура урока. В построение каждого урока учитель вкладывает свои мысли, свой опыт и соображения, свои знания. При планировании каждого урока он должен ясно представлять себе то, что он должен делать: закрепление, усвоение нового или повторение. Необходимо тщательно продумать и подобрать наглядные пособия, зонды, зеркала, шпатель, спирт, вату, игровой материал. В классе должно быть большое стенное зеркало размером 60х150 см.
Успешное обучение возможно лишь при условии постоянного учета индивидуальных особенностей ребенка. В первые дни необходимо провести обследование.
При обследовании произношения выявляются:
· затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложений;
· недостатки в произношении звуков;
· возможности слухового воспроизведения, состояние слухового внимания, различение звуков и слов, сходных по звучанию, слуховая память, степень подготовленности к анализу;
· темп и плавность речи;
· особенности строения артикуляционного аппарата и состояние речевой моторики.
Все данные обследования вносятся в речевую карту, которая заводится на каждого ребенка. Данные учитываются при составлении плана индивидуальной работы с учеником.