Основы музыкальной психологии




ФКМФ

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Организация и проведение

Государственного экзамена по специальной педагогической подготовке

1. Государственный экзамен проводится в форме опроса по билетам.

2. Содержание экзаменационных билетов включает три вопроса из следующих разделов:

Первый раздел. Основы музыкальной педагогики и психологии.

Второй раздел. Методика преподавания специальных дисциплин.

Третий раздел. Методический анализ произведения из педагогического репертуара(исполнительский показ произведения или его фрагментов; обоснование педагогических и исполнительских задач; методика работы над произведением).

Произведение для методического анализа выбирается ГЭК из списка педагогического репертуара, утвержденного кафедрой, на которой читается курс методики.

Третий раздел государственного экзамена для специальности «Композиция» и направления специальности «Искусствоведение (музыковедение)» предполагает презентацию одной из тем учебной программы для детской музыкальной школы искусств и учреждения среднего специального образования по музыкально-историческим или музыкально-теоретическим дисциплинам.

Содержание экзаменационных билетов

I. Основы музыкальной педагогики и психологии

Основы музыкальной педагогики

1. Музыкальное образование на различных этапах становления и развития педагогики как науки и педагогической практики.

2. Музыкальное образование в Беларуси: истоки и традиции музыкального образования и просвещения.

3. Музыкальное образование Беларуси на современном этапе.

4. Предмет и категории музыкальной педагогики.

5. Дидактические принципы и их трактовка в музыкальной педагогике.

6. Концепция развивающего обучения в преподавании музыки.

7. Цель, задачи и содержание музыкального образования.

8. Классификация методов музыкального обучения.

9. Формы и средства музыкального обучения.

10. Воспитательные функции педагога-музыканта. Характеристика методов воспитания.

11. Концепции (музыкально-дидактические системы) музыкального обучения и воспитания: Система Б. Бартока – З. Кодая; «Шульверк» К. Орфа; Система Судзуки; Система ритмического воспитания Ж.-Далькроза[1].

Основы музыкальной психологии

1. Психологическая структура личности: направленность, опыт, индивидуально-типологические особенности.

2. Психологическая природа музыкальной одаренности. Выявление и развитие музыкальных способностей.

3. Психология творческой деятельности музыканта-исполнителя.

4. Ощущения и восприятие в творческой деятельности музыканта.

5. Эмоции и чувства как форма психического отражения. Их проявление в музыкальной деятельности.

6. Мышление как понятийное отражение. Развитие профессионального интеллекта музыканта.

7. Процессы памяти в становлении и развитии творческой личности музыканта.

8. Внимание как организация психического отражения. Значение внимания в работе музыканта.

9. Факторы волевого поведения в музыкально-исполнительской деятельности. Причины сценического волнения и пути его преодоления.

10. Психология общения в музыкально-педагогической деятельности.

 

II. Методика преподавания специальных дисциплин

Фортепианный и композиторско-музыковедческий факультет

Для специальности 1-16 01 01 Композиция

1. Основные методические принципы и содержание дисциплины «Элементарная теория музыки».

2. Содержание дисциплины «Сольфеджио».

3. Методика ладового воспитания слуха в курсе «Сольфеджио».

4. Методика развития внутреннего слуха и музыкальной памяти.

5. Развитие гармонического и полифонического слуха.

6. Методика метроритмического воспитания в курсе «Сольфеджио».

7. Музыкальный диктант – одна из форм работы над регуляцией слухового восприятия в курсе «Сольфеджио».

8. Развитие интонационно-ритмических и слуховых навыков в овладении «музыкальным словарем» ХХ – ХХI веков на занятиях по дисциплине «Сольфеджио».

9. Содержание дисциплины «Гармония».

10. Основы методики гармонического анализа.

11. Некоторые особенности гармонии в творчестве композиторов ХХ-ХХI вв.

12. Цель и задачи дисциплины «Полифония».

13. Методика изложения основ полифонии «строгого письма».

14. Методика изложения основ полифонии «свободного письма».

15. Полифония в народной музыке.

16. Основные методические принципы обучения в курсе «Анализ музыкальных произведений».

Для специальности 1-16 01 03 Фортепиано

1. Особенности начального периода обучения игре на фортепиано.

Произведение малой формы западноевропейского, русского или белорусского композитора.

2. Современные методики обучения игре на фортепиано.

Произведение малой формы белорусского композитора.

3. Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано.

Произведение крупной формы или сюитный цикл.

4. Работа над полифоническими произведениями с учащимися ДМШИ. Методическая характеристика полифонических сборников И.С. Баха для ДМШИ: «Нотная тетрадь А.М. Бах», «Маленькие прелюдии», «Инвенции и симфонии».

Полифоническое произведение из репертуара ДМШИ.

5. Работа над полифоническими произведениями с учащимися музыкальных УССО («Французские сюиты», «Хорошо темперированный клавир», «Дуэты»).

Полифоническое произведение из репертуара музыкальных УССО.

6. Работа над произведениями крупной формы с учащимися ДМШИ. Репертуарный обзор произведений крупной формы для ДМШИ.

Произведение крупной формы из репертуара ДМШИ.

7. Основные принципы работы над сонатами композиторов венской классической школы.

Соната Гайдна, Моцарта или Бетховена – по выбору.

8. Понятие исполнительской техники. Классификация видов техники. Работа над гаммами и упражнениями с учащимися ДМШИ и музыкальных УССО.

Этюд на мелкую технику из репертуара музыкальных УССО.

9. Работа над этюдами. Краткий обзор этюдного репертуара для ДМШИ и музыкальных УССО.

Этюд на крупную технику из репертуара музыкальных УССО.

10. Работа над вариациями с учащимися ДМШИ и музыкальных УССО.

Вариации западноевропейского, русского или белорусского композитора.

11. Работа над фортепианным концертом с учащимися ДМШИ и музыкальных УССО.

Концерт западноевропейского или русского композитора.

12. Работа над кантиленными пьесами с учащимися ДМШИ и музыкальных УССО.

Кантиленная пьеса западноевропейского, русского или белорусского композитора.

13. Работа над виртуозными пьесами с учащимися ДМШИ и музыкальных УССО.

Виртуозная пьеса западноевропейского, русского или белорусского композитора.

14. Воспитание и развитие навыков педализации.

Произведение малой формы западноевропейского, русского или белорусского композитора.

15. Воспитание и развитие навыков чтения с листа.

Произведение малой формы западноевропейского, русского или белорусского композитора.

Для направления специальности

1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: