Особенности обучения чтению и письму учащихся с ТНР.




Уроки обучения грамоте проводятся с использованием бук­варя для специальных школ с ТНР. С самого начала обучения обращается внимание на осознанность чтения. Чтение связывается с раскрытием семантики слов, обращается внимание на связь слов в предло­жении. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети пишут (или складывают из разборной азбуки) те слова, которые читают, и прочитывают то, что пишут. Умение разбираться в слоговом и звуковом составе слова является основой, на которой базируются навыки письма слов и плавного слогового чтения. В течение 1ого этапа дети овладевают чтением и письмом слов с открытыми и закрытыми слогами. За это же время они усваивают, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слоги, в слове столько слогов, сколько гласных. Дети привыкают осознавать, что они читают, - слог или слово. Они овладевают умением объяснить прочитанные слова, подобрать соответствующую картинку. Для самостоятельной работы по составлению слогов и чте­нию слов применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Широко применяется работа с разрезной азбукой. Большое количество упражнений выполняется на опреде­ление последовательности звуков, поскольку учащиеся с ТНР, часто допускают ошибки на перестановку букв в слове. Уже при изучении первых букв дети упражняются в анализе слогов и слов с последующим их складыванием из букв или печатанием букв. Используются разнообразные, упражнения: *недостающие буквы добавляются в схему под картин­кой (схема вводится на первых уроках); *недостающие буквы добавляются в слова (без картинки); слова складываются из букв, данных в беспорядке; слова складываются из слогов; слова преобразовываются. Основным приемом овладения чтением слога является чтение с анализом, т. е. слог и слово, составленное из букв или напечатанное после предваритель­ного анализа, тут же прочитываются. Отрабатывается навык одновременного охвата при чтении 2, а позднее 3ех букв. Этому способствуют игровые приемы, используемые при чтении слогов, составлении таблиц. Уроки грамоты на первых порах не делятся на уроки чте­ния и письма. Часть времени отводится на чтение, а часть ­на письмо, т. е. урок является комбинированным. На процесс усвоения письма и чтения у детей с ТНР влияют нарушения звуко-слоговой струк­туры слова. Недостатки усвоения звуко-слоговой структуры слова у таких детей проявляются не только и не столько в их устной речи, но и в письменной. Способность к звуковому анализу и синтезу у них значительно слабее, чем у нормально говорящих. Самой распространен­ной ошибкой при чтении и на письме у детей с общим недо­развитием речи является замена одних букв другими, имеют место взаимозамены звонких и глухих, свистящих и шипя­щих, твердых и мягких. 2ую группу ошибок составляют пропуски букв. Особенно часто пропускаются гласные. Кроме того, на письме у детей встречаются перестановки букв, про­пуск слогов, вставки лишних букв, что приводит к полному искажению слов. Наблюдаются трудности и при чтении. Дети читают медленно и с ошибками. Дети не чувствуют ударного гласного звука, поэтому затрудняются в определении безудар­ного и в подборе проверочного слова. Они допускают ошибки и в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок отмечается в написании предлогов, приставок, союзов.

13. Асаблівасці навучання грамаце дзяцей з цяжкімі парушеннямі маўлення.

Весь процесс обучения грамоте делится на 3 периода: 1.Подготовительный (добукварный), задачей которого является подготовка детей к занятиям чтением и письмом в букварный период; 2.букварный период - самый длительный и самый ответственный; 3.послебукварный, в течение которого совершенствуются навыки чтения и письма.Главная задача подготовительного периода (добукварного) - развитие фонематического слуха и правильного произношения. Параллельно с развитием речи идет подготовка к письму; дети знакомятся с некоторыми техническими и гигиеническими требованиями, с разлиновкой тетради, умением правильно сидеть, держать карандаш и ручку. Этому способствуют занятия рисованием бордюров, штриховкой и др. Данный период имеет важное значение в формировании у детей фонематического слуха, речедвигательных механизмов. Однако подготовительный период не дб длительным, т.к. ученик хочет быстрее научиться писать и читать. Нет единого мнения методистов по поводу продолжительности этого периода. Содержание добукварного периода: дети усваивают понятия: звук, слог, слово, предложение; согласные и гласные (сначала Iряда(а, о, у, и,э), затем II ряда (я,ю,ё,ы,е)) звуки и их обозначение цветом (гласные-красным, мягкие согласные-зеленый, твердые согласные- синий); гласные звуки образуют слоги; усваиваются понятия «рабочая строка», «рабочая страница», «обложка», как правильно держать ручку, и, как правильно положить тетрадь. Букварный период является периодом овладения речезвуковой символикой, внимание детей сосредотачивается на буквах, их сочетаниях с другими буквами, на их печатных и рукописных изображениях. С точки зрения методики, знакомство с буквой должно начинаться тогда, когда дети правильно произносят звук, но это методическое требование не выполнимо. Порядок изучения букв с учащимися с нарушениями речи иной, чем в общеобразовательной школе (изучаются от простых звуков к сложным- как появляются в онтогенезе). Главное требование букварного периода- научить детей правильно писать букву, образовывать с ней слоги, слова и правильно их читать.На всех ступенях букварного периода происходит дальнейшее развитие фонематического слуха, абстрагирование «чистого» звука, символом которого и является буква. Его суть состоит в том, что ученик делит слова на слоги, слоги - на звуки, а затем немедленно соединяет выделенные звуки в слоги, а слоги - в слова. После того как ребенок научился соотносить звук с соответствующим ему знаком (буквой), он начинает овладевать слитным чтением. Слитное чтение прямого слога достигается путем упражнений в делении слова на звуки, составлении его из азбуки и слитном слиянии слога по следам анализа. Букварный период в современной методической литературе принято делить на три периода в зависимости от того, какие гласные и согласные звуки изучаются, какие слоги читаются. Задача послебукварного периода - закрепление и совершенствование навыков чтения и письма. Дети в букварный период овладевают слого-аналитическим чтением, а в послебукварный - в индивидуальном порядке переходят на чтение более легких слов, т., е. достигают 3его этапа развития навыка чтения - становления синтетических приемов чтения. Для того чтобы прочесть сложную фразу, ребенок должен остановиться и осмыслить каждое читаемое слово. Работа ведется так, чтобы совершенствовать технику чте­ния, развивать понимание читаемого и плавность чтения. К концу послебукварного периода ребенок должен: *знать, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги из звуков; *уметь точно и ясно выделять отдельные звуки речи; *знать и различать буквы;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: