Виды упражнений и заданий, используемых при обучении орфографии.




 

Орфографический навык - это особого рода речевой навык. В его основе лежат не только зрительные и кинестетические, но и слуховые, и артикуляционные ощущения. Пишущий всегда отталкивается от слышимого слова и его проговаривания, т. е. в акте письма всегда присутствуют скрытые артикуляции. При грубом нарушении фонематического восприятия, звукопроизношения письмо изобилует большим количеством ошибок. Нарушения звуко-буквенного анализа и синтеза оказывают свое влияние на формирование орфографического навыка. При усвоении правописания имеет значение и графический образ слова, и его зрительное восприятие. Графический образ, слышание слова и его произнесение, двигательные впечатления - все это важные предпосылки правильного письма, та база, на основе которой и образуются сознательные орфографические обобщения. Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка (ударный - безударный слоги, наличие в слове той или иной орфограммы). Нужны орфографическая зоркость и чувство языка, которые помогают пишущему остановиться, задуматься, про верить себя, когда это надо. У детей же с ТНР в силу общего недоразвития речи эти процессы затруднены. Упражнения: На первых этапах обучения предлагается простое списывание, затем осложненное: с дополнительным заданием (подчеркнуть, выделить, вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы или грамматические формы и т.п.), с изменением текста, выборочное. Одним из видов сознательного списывания является списывание по вопросам, т.е. по знакомому тексту даются вопросы, ответы на которые надо найти и выписать из этого текста. На определенных этапах ученикам полезно произносить шепотом или губами те слова, которые они пишут, чтобы закрепить ассоциации между словом и его звучанием (орфографическое проговаривание). Диктант - вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а ученики пишут его самостоятельно, без опоры на какие-либо средства и руководствуясь только ранее полученными теоретическими знаниями по грамматике, орфографии и синтаксису. Наиболее распространенными в школе являются: проверочный (он же контрольный); объяснительный; предупредительный; выборочный; зрительный; творческий (разные варианты); свободный.

 

25. Принципы отбора грамматического материала.

Основными принципами отбора в активный грамматический минимум являются:

1) принцип распространенности в устной речи, 2) принцип образцовости, 3) принцип исключения синонимических явлений. В соответствии с этими принципами в активный минимум включаются только те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. Основными принципами отбора в пассивный грамматический минимум являются: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи, 2) принцип многозначности. В соответствии с этими принципами в пассивный минимум включаются наиболее распространенные явления книжно-письменного стиля речи, имеющие ряд значений.

Крайне важен принцип функциональности организации грамматического материала. Грамматические явления не должны изучаться в отрыве от лексического материала.

 

 

26. Методика проведения контрольного диктанта. Основные направления в работе по преодолению трудностей в усвоении орфографии.

Главная задача обучающих диктантов - научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов - проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия. Необходимо регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, практиковать обучающие диктанты различных видов. Алгоритм записи слова под диктовку: 1.Послушай слово; 2.Повтори слово; 3.Проговори слово по слогам; 4.Выдели голосом ударный слог; 5.Диктуй себе по слогам; 6. Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. Подчеркни орфограммы. Следует обратить особое внимание на обязательность пунктов 2-5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия ребенка, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя. Методика проведения контр диктанта. Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста. Затем текст диктанта читается по отдельным предложениям. Каждое предложение диктуется два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй – для записи. Приступать к записи предложения только по окончании его чтения. Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями). После записи всех предложений текст диктанта читается повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы дети успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. Далее следует самопроверка диктанта.

 

27. Проблема оценки знаний по русскому языку учащихся с ТНР.

 

Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оцениваться дифференцировано с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений и навыков, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения. Исключения составляют дети с особо тяжелыми формами речевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением педагогического совета с учетом сложности структуры речевого дефекта.

Выделяют основные виды ошибок при оценке письма: *орфографические; * пунктуационные; *дисграфические: стойкие повторяющееся ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуски букв и слогов; перестановка букв и слогов; недописанные буквы и слога; наращивание слов лишними буквами и слогами; искажение слов («хабаб» - храбрый); ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа («виситнастне» - висит на стене); замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки («зуки» - жуки); нарушение смягчения согласных («васелки»); несформированностью лексико-грамматической стороны речи: аграмматизмы; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; обусловленное заменами букв, сходных по написанию. При проверке и оценивании письменных ответов не учитываются и не выносятся на поля фактические ошибки (орфографические и пунктуационные): на правила, не предусмотренные школьной программой; на еще не изученные правила; в словах с непроверяемым написанием; в употреблении авторских знаков препинания; явные описки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: