Особенности организации и проведения подготовительной и контрольной работы на уроке русского языка.




На обобщающем уроке происходят систематизация и обобщение знаний по изученной большой теме. Обобщающие уроки проводятся на любую тему и могут подводить итоги работы по целому разделу программы. На этих уроках может быть дан и дополнительный материал. Они способствуют расширению круга детских представлений. Задачей обобщающих уроков является связь материала учебника с теми знаниями, которые дети уже получили. Виды работы могут быть самыми разнообразными.

 

32.Задачи, содержание, этапы работы по формированию грамматического строя речи у учащихся школы для детей с ТНР.

Формирование грамматического строя речи учащихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является одним из обязательных разделов коррекционной работы на протяжении всего времени обучения. Организация материала в разные годы имеет свою специфику. На начальном. этапе (1-2 классы) уроки строятся на тематической основе, а знакомство с грамматическими нормами, способами употребления, отдельными грамматическими формами и конструкциями осуществляется в процессе изучения лексики. К третьему году обучение меняется, иногда меняется и состав класса (кто-то переходит в массовую школу, кто-то - во вспомогательную), а оставшиеся ученики имеют устойчивый аграмматизм, особенно в письменной речи, вплоть до выпуска из школы. Усложняющийся грамматический материал в средних и старших классах требует большей доли осознанности при его освоении. Следует использовать различные способы схематизации грамматических отношений, методы моделирования и конструирования. Грамматический материал может выноситься и на индивидуальные занятия, затем этот материал включается в урок развития речи. Иная последовательность изучения грамматических форм и конструкций имеет место на уроке русского языка. На них дети знакомятся с элементами теории русского языка. Основное содержание курса грамматики состоит в вычленении определенной грамматической закономерности, обозначении ее с помощью термина, выявлении существенных признаков и обучении практическому применению ее на письме. Недостаточность вербальной аналитико-синтетической деятельности является одной из причин, которая в значительной степени затрудняет формирование грамматических знаний, умений и навыков в рамках курса. Известно, что дети с тяжелыми нарушениями речи очень тяжело усваивают терминологию. Эффект «терминологической необучаемости» обусловлен тем, что сама по себе терминология требует от ученика высокого уровня обобщения, а у этих детей процесс обобщения нарушен на речевом уровне. В качестве конечной цели можно выдвинуть цель обучения детей грамотному письму, но письменной речью в повседневной жизни дети почти не пользуются. Материал кypca грамматики предоставляет большие возможности для коррекции и совершенствования речемыслительной деятельности, интеллектуального, психического и речевого развития. Коррекция и формирование грамматического строя - длительные процессы, и правильная организация работы определяет результативность всего обучения. Специфика работы по формированию грамматического строя речи заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка. Формируется умение анализировать языковой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируется представление о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем в ходе выполнения специальных заданий включаются в коммуникативные высказывания. Успешность овладения элементами теории грамматики языка во многом определяется уровнем

сформированности языковых средств и речевых умений учащихся. Дети должны владеть знаниями о данных грамматических формах, способах их оформления в устной речи. Они должны уметь их включать в самостоятельную письменную речь. Знания доводятся до уровня автоматического умения. Все обучение грамматическому строю условно можно разделить на три этапа: 1) знакомство с этим понятием;

2) сознательное усвоение грамматических действий и осознанное оперирование грамматическими единицами; 3) формирование автоматизированных умений. Между этапами нет четкой границы. На третьем этапе ставится задача включить навыки грамматического оформления письменного высказывания в условия их функционирования в речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: