Второго компонента компетенций – «Уметь».
Задание № 1
Вспомните, когда и где Вам приходилось сталкиваться с понятиями «философия», «философ», «философский». Каким значением они были для Вас наполнены? Возможно ли философию определить как специфическую форму духовной культуры, несводимую ни к одной из других форм? Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить? Согласны ли Вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения? Попытайтесь сформулировать свое определение философии. Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ». Какие вопросы ставит перед собой философия? Возможно ли утверждать, что на них в принципе не может быть ответов? Если философия не достигает результатов, к которым стремится, то в чем тогда заключается ее роль и значение?
Вспомните, когда и где Вам приходилось сталкиваться с понятиями «философия», «философ», «философский». Каким значением они были для Вас наполнены?
В жизни мы часто встречаемся с этими понятиями, часто сами употребляем их. Всем хорошо известны такие, например, выражения: это философский вопрос; ты рассуждаешь как философ; давайте пофилософствуем; относись ко всему философски; его жизненная философия заключается в том, что... Несмотря на смысловые различия между этими выражениями и ситуациями, в которых они используются, у них есть нечто общее. Нетрудно определить, что их объединяет: в каждом из этих высказываний употребление понятий философия, философ, философский, философствовать указывает на какие-то размышления или рассуждения, свидетельствует о попытке ответить на некие вопросы, решить какие-либо проблемы или разобраться в чем-то, что-то понять.
|
Наверное, люди в своем большинстве так и воспринимают философию – как совокупность каких-либо глубоких размышлений, как стремление ответить на глобальные вопросы. В широком смысле философия занимается именно этим. Человек – единственное существо, которое не просто существует в мире; он хочет объяснить или понять и мироздание, и самого себя.
Возможно ли философию определить как специфическую форму духовной культуры, несводимую ни к одной из других форм?
Философию можно определить как специфическую форму духовной культуры (наряду с наукой, религией и искусством), которая пытается различными способами охватить, описать,
объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мир, и человека.
В разное время различные мыслители пытались приблизить или даже отождествить философию с какой-нибудь другой формой духовной культуры, объявляя, что сама по себе она существовать не может. То ее полагали служанкой религии, то рассматривали как одну из наук, то сближали с искусством. Однако философия, в конечном итоге, остается самою собой и, будучи тесно связанной с наукой, религией и искусством, является все же самостоятельной формой духовной культуры и не сводится ни к одной из других ее форм.
Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить? Согласны ли Вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения?
|
Что же изучает философия (если считать ее наукой), каков ее предмет? Точно ответить на этот вопрос определенного, конкретного предмета и, следовательно, она сильно отличается от всех других существующих наук. Поэтому условно можно было бы сказать, что философия – это наука обо всем.
Философия – это (условно говоря) наука, которая и занимается поиском исследованием этих общих черт всего окружающего мира в целом (и внутреннего мира человека). Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Поэтому мы и говорим, что она – наука обо всем. Но не обо всем вообще, а только о самых главных чертах, основных признаках мироздания и человека. Таким образом, философия – это наука обо всем, то есть – о наиболее широком, общем, важном, главном, основном.
Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук. Каждая наука
смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью. Философия же смотрит на всё не с какой-то его стороны, а со всех сторон сразу. Поэтому она может быть названа метанаукой. Приставка «мета» в переводе с греческого означает «над», «сверху». Философия как метанаука, ставя перед собой более глобальные цели, чем все другие науки, возвышается над ними и объединяет их. Если каждая из наук изучает какую-то часть мира, а философия – весь мир, то любая наука может быть названа частной, а философия – общей наукой или связующей нитью всех наук.
Вопросы, которые задает философия слишком глобальны и сложны, масштаб философии колоссален и поэтому ее вопросы точно так же стоят перед человечеством и так же открыты, как и пять тысяч лет назад. За всю свою историю человек почти нисколько не продвинулся в поисках ответа на эти вопросы и назвал их вечными. Философия, таким образом, – это бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания.
|
Попытайтесь сформулировать свое определение философии.
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах бытия и познания, об отношении человека и мир.
Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ».
Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филuя» переводится как «любовь», «софuя» – как «мудрость». Таким образом, философия буквально
Означает любовь к мудрости.
Какие вопросы ставит перед собой философия?
Откуда произошел мир? По каким законам он устроен и развивается, или же в нем нет никаких законов? Существует ли мир вообще? Возможно ли, что все нами видимое - только иллюзия, а вокруг ничего не существует? Кто такой человек? Откуда он взялся и куда движется, в чем смысл его появления и существования, для чего он живет во Вселенной? Или же у человека нет ни смысла, ни предназначения, а жизнь его - только воля слепой случайности? И почему все так, как есть? А может ли быть иначе? А как должно быть? И можно ли что-либо изменить?..
Возможно ли утверждать, что на них в принципе не может быть ответов? Если философия не достигает результатов, к которым стремится, то в чем тогда заключается ее роль и значение?
Пифагор, называя себя философом, отнюдь не считал стремление к мудрости бессмысленным делом. В его знаменитых словах содержится утверждение, что человек не только может, но и должен являться любителем мудрости. Поэтому понятие «философия» означает не только невозможность достижения абсолютной истины, но и о том, что к ней возможно и даже необходимо стремиться, следует постоянно искать ее. Но зачем?
Когда мы говорим, что на вечные вопросы никогда не будет вечных ответов, мы противоречим себе, поскольку высказывание: «Ответов не будет, истина недостижима » - уже является неким ответом, утверждением. Если мы говорим, что истину невозможно найти, мы должны отказаться и от данного тезиса, ибо он уже представляет некую истину. Поэтому на вопрос: «Достижима ли истина?» невозможно ответить: «Недостижима », так как подобный ответ опровергает себя. Возможно, требуется ответить неопределенно: «либо достижима, либо нет ». Да и откуда нам знать наверняка - откроется когда-либо человечеству истина или нет?
Правильнее было бы предположить, что возможно и то, и другое. Но если существует вероятность достижения того, что кажется недостижимым, тогда поиск истины в высшей степени оправдан, а философия, занимающейся этим поиском, имеет огромный смысл и значение. Известный русский философ В.С. Соловьев писал по этому поводу: «Так как нам совершенно ничего неизвестно об относительном возрасте человечества, то мы не имеем права отрицать, что его предполагаемая неспособность к метафизическому (философскому) познанию может быть того же рода, как неспособность говорить у трехмесячного ребенка». Итак, мы не знаем, какие горизонты знания могут открыться нам в будущем, но значение философии и состоит в стремлении приблизиться хотя бы на шаг к ним.
Задание № 2
Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Что говорят материалисты о познании мира? Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным? Что говорят идеалисты о познании мира? Подумайте, какие вопросы Вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов? В чем заключаются, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?
Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»?
Материальное - то, что имеет физические параметры и характеристики (вес, размер, цвет) и то, что можно воспринять с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) - увидеть, потрогать и т.д. Любой чувственно (то есть с помощью органов чувств) воспринимаемый предмет окружающего мира является материальным. Поэтому в философии внешний мир часто называется физическим или материальным, или чувственным миром. Совокупность всего материального называется материей, представляющей мировое вещество или грандиозную сумму всех существующих вещей и предметов.
Противоположность материального - идеальное. Философское понятие «идеального» совершенно отличается от обыденного. Мы привыкли считать, что идеальный - очень хороший, образцовый, совершенный. Идеальное в философии - то, что не воспринимается органами чувств (нельзя увидеть, потрогать, услышать и проч.) и не имеет физических параметров и характеристик (нельзя взвесить, измерить, нагреть и т.д.).
В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира?
Материалисты считают, что:
· жизнь на Земле и в мироздании возникла и развивалась вследствие неких случайностей и последовательных осмысленных действий разумных, а иногда и не разумных живых существ;
· жизнь не была создана ни одним (любым) мыслящим живым существом;
· Бога в виде живого вечного не было и не будет;
· жизнь, это есть результат эволюционных законов природы.
Смысл идеалистического объяснения мира, в том, что идеалистический мир - это сознание. Сознание - это не только человеческое сознание, но и Сознании вне человека (если таковое существует), под которым можно понимать Бога (божественное сознание) или Мировой Разум или еще что-нибудь в этом роде.
Идеалисты считают, что:
· в мироздании первичная мысль, идея, живое мыслящее существо (Бог), которые изначально и вечно существуют в мироздании и которые создают жизни на различных планетах, в различных вселенных, в различных уголках мироздания;
· все начинается и все заканчивается мыслью, идеей, Богом;
· нет в мироздании изначальной материи, материя создана мыслью, идеей, Богом;
· материалистические воззрения отсутствуют.
Почему неизменным спутником материализма является атеизм?
Атеизм является неизменным спутником материализма, потому что материализм и атеизм отрицают существование Бога.
Что говорят материалисты о познании мира?
· Познание мира бесконечно, невозможно достигнуть полных знаний и окончательной истины;
· Можно познать мир и ничто не мешает его познавать;
· Не надо боятся познания мира, и смело проникать в тайны природы;
· Нет, и не может быть вещей непознаваемых вообще;
· В мире нет ничего сверхъестественного, потустороннего, полностью недоступного;
· Все, что было неизвестно и непонятно вчера, то станет известным и понятным сегодня или завтра, главное не отчаиваться и ничего не бояться;
· Чудо или тайна -- это всего лишь пока еще непознанное, которое обязательно со временем откроется, после чего оно перестанет быть чудом;
· Нет границ и пределов для человеческого разума и познания;
· Можем и должны с помощью науки уверенно идти вглубь неизведанного, чтобы покорять природу, совершенствовать самих себя и делать нашу жизнь лучше и счастливее.
Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным?
Можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным потому, что религия противоположна атеизму. Атеизм тесно связан с материалистическим воззрением. Материалистическое воззрение противоположность идеалистическому воззрению. Атеизм - отрицание существование Бога, а религия - существование Бога.
Что говорят идеалисты о познании мира?
· Человеческое мышление или разум -- это малая частица мирового Сознания, которая является как бы «божьей искрой», находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему;
· Необходимо игнорировать, то есть, не обращать особенного внимания на материальный, физический мир, так как он -- вторичное и неподлинное существование, и напрямую устремлять свои мысленные взоры к первичному и настоящему существованию -- мировому Сознанию одним только умозрением (а не органами чувств) постигая его вечные и совершенные истины.
Подумайте, какие вопросы Вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов?
Философы-материалисты затруднились бы ответить на идеалистические вопросы. Например: «Существует ли Бог?», «Есть ли жизнь после смерти?», «Что такое «Любовь»?» и т.д.
А идеалистические философы затруднились бы ответить на материалистические вопросы. Например: «Если жизнь на планете Марс?», «Как сияет звезда?», «Почему колесо первое изобретение человека?» и т.д.
В чем заключаются, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?
Что является достоинством материализма, то является и недостатком идеализма. И наоборот, что является достоинством идеализма, то недостаток материализма.
Недостатки материализма:
· Неполное объяснение сущности сознания;
· Неполное объяснение явлений окружающего мира.
Достоинства материализма:
· Логическая доказуемость;
· Опора на науки.
Недостатки идеализма:
· отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Задание № 3
Что представляет собой философский дуализм как один из вариантов решения проблемы соотношения и взаимодействия материального и идеального, материи и сознания? Какова его основная идея? Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму? Какой вариант Дуализма был предложен Декартом? В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира? Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется Вам наиболее убедительной, и почему?
Что представляет собой философский дуализм как один из вариантов решения проблемы соотношения и взаимодействия материального и идеального, материи и сознания?
Материализм и идеализм - это противоположные друг другу философские воззрения. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот. Неудивительно, что в философии часто звучал вопрос - возможно ли как-то примирить эти две крайности, найти какое-то среднее, компромиссное решение проблемы. Вспомним, материализм объявляет первопричиной мира материю, а идеализм - Сознание. А нельзя ли утверждать, что и материя и Сознание являются одновременно двумя равноценными первоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу - одна его часть материальна, а другая идеальна?
Какова его основная идея?
Такое воззрение называется дуализмом (от греческого слова дуо - два) и говорит о том, что и материя, и Сознание существуют вечно и параллельно друг другу, то есть - ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Каждое представляет собой полноценное мировое начало. Остается только выяснить, как они взаимодействуют. Чаще всего, дуализм представлял себе это взаимодействие в качестве контакта идеального с материальным, в результате которого появляются все видимые нами предметы мира. Материя - это грандиозное строительное вещество, лишенное каких-либо очертаний, качеств или свойств, а идеальное из этого бесформенного материала создает конкретные вещи со всеми их свойствами.
Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму?
По учению греческого философа Аристотеля, идеальные сущности, которые он называет формами, являются как бы образцами или эталонами и попадая в какой-нибудь бесформенный кусок материи, превращают его в некую определенную вещь. Любой предмет мира, говорит Аристотель, - это единство материи и формы, это часть материи, приведенная с помощью идеальной формы в нормальное состояние. Например, цветок, - это кусок материи преобразованный в нормальную видимую нами вещь идеальной сущностью - формой или образцом цветка, а лошадь - это часть материи, ставшая реальным животным благодаря вселившейся в нее форме лошади. В учении Аристотеля материю можно уподобить пластилину, из которого по различным образам или представлениям нашего сознания (которые не материальны, а идеальны) мы способны вылепить (создать) какие угодно предметы. Весь вопрос заключается в том, кто занимается этой мировой лепкой, кто или что разумно преобразует материю в многообразие конкретных вещей. Это делает, говорит Аристотель, мировой божественный Ум. Получается, что без него идеальные сущности - формы никогда не совместились бы со строительным материалом - материей, и нынешнего гармоничного, упорядоченного мироздания не было бы. Следовательно, в учении Аристотеля Ум занимает все же более высокое место и играет более важную роль, чем материя и формы. Но ведь он является абсолютно идеальным объектом: формой всех форм называет его Аристотель, а это значит, что аристотелевский дуализм очень близок к идеалистическому воззрению.
Какой вариант Дуализма был предложен Декартом?
В философии был и другой вариант дуализма, предложенный французским философом XVII века Декартом, который утверждал, что одновременно существуют два равноценных мировых начала - духовное и материальное. Основным свойством первого является мышление, а второго - протяженность. В мире есть и то, и другое, причем существуют эти два начала вечно, и ни одно из них не возвышается над другим. Однако на вопрос о том, откуда взялись эти две субстанции, Декарт отвечает, что они созданы Богом, а это значит, что его дуализм отчасти также приближается к идеализму.
В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира?
Как видим, основной проблемой дуализма, утверждающего равноценность и параллельность противоположных мировых начал - материального и идеального, был и остается вопрос об их происхождении. Если этих начал два, значит они порождены или созданы неким третьим. Что оно собой представляет? Если - нечто материальное, тогда дуализм превратится в материализм, а если - нечто идеальное, тогда он станет идеализмом, а если же - не то и не другое, тогда - что? Не отвечать на этот вопрос нельзя, а ответить на него довольно сложно, потому что не вполне понятно, что еще может быть кроме материального и идеального. Таким образом, дуализм, существующий как одно из философских объяснений мира, не лишен противоречий и возражений. Также не лишены серьезных вопросов и проблем материализм и идеализм.
Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется Вам наиболее убедительной, и почему?
Наиболее убедительной мне представляется точка зрения о дуализме, так как в сущности, бытие и сознание человека дуалистично, поскольку развивается между миром идей и действительности, духа и материи, Бога и дьявола, добра и зла, души и тела, веры и знания, рациональности и чувственности, пространства и времени, конечности и бесконечности, свободы и необходимости, индивидуальности и архетипа... Человек стремится преодолеть природный дуализм, но не в состоянии этого сделать, отчего испытывает душевные муки, отражающиеся в творчестве. Поэтому искусство, помимо отдельных бифункциональных произведений, в целом дуалистично, и в этом раскрывается принципиальный символизм художественного творчества. Дуальность художественного мышления в результате саморефлексии становится темой изобразительного искусства. Наконец, дуализм творчества отражается непосредственно в форме произведения искусства и его восприятии зрителем.
Задание № 4
Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии «Брахман», «атаман», «карма», «сансара». Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев? Прокомментируйте следующий фрагмент из «Упанишад» «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий «(мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии «Брахман», «атаман», «карма», «сансара».
В древнеиндийском ведическом учении Брaхман (санскр. от brh, «расти, нарастать» и man, «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально -- «молитва»)- это весь мир, его божественное начало, абсолют. Он безликий и он является всем, вбирая в себя всю вселенную. Он бесконечен и он вечен.
Атман (санскр:- «самость, дух», высшее «Я») - это крупица Брахмана, имеющая своя «Я» и осознающая свое существование. Это духовная сущность, которая должна находиться в единстве с Брахманом, но существующая отдельно от него в каком либо теле (растение, животное, человек). Когда это тело умирает, душа переселяется в другое тело, пока оно тоже не умрет и так далее до бесконечности.
Сансара (санскр. sa?sвra IAST «переход, череда перерождений, жизнь») - бесконечная череда рождения и смерти в физических телах, которая контролируется законом кармы. «Карма буквально переводится как «действие», «деятельность» или «работа» и может быть описана как «закон действия и воздаяния»»[4]. Душа рождаясь в новом теле помнит весь свой прошлый опыт, все свои грехи и для того, чтобы искупить свои прошлые негативные энергии формируется вокруг нового тела психофизическое пространство, в котором душа может отдать свои кармические долги. Так если душой накоплены положительные энергии, то и жизнь в новом теле будет лучше и легче чем в предыдущей.
Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии?
Чтобы прервать цепь кармических воздаяний Атаман должен соединиться с Брахманом и тогда наступит Нирвана. Нирвана (санскр. nirvв?a «угасание, прекращение») - это смерть, которая переходит в вечную жизнь, как полного слияние с богом Брахманом, утратив свое индивидуальное «Я», но став чем-то большим.
В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
Для того, чтобы не рождаться и умирать вновь, а умерев, родиться в вечности, древние индийцы считали, что нужно отказаться от своей индивидуальности, некой обособленности и воспринимать себя как единое целое с миром, с вселенной, раствориться в окружающим и посвятить себя только созерцанию и воспринимать себя как частичка целого, необъятного, вечного. Такой путь должен привести к тому, что прервется цикл кармических перерождений на земле и духовная сущность сможет соединиться с Брахманом.
Прокомментируйте следующий фрагмент из «Упанишад» «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий «(мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
Фрагмент из Упанишад: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого» можно трактовать как путь отречения от своей индивидуальности, своего влияния и власти, богатства и этим путем достигается единение с миром, с богом, растворении в нем себя, достижения наивысшего божественного духа (Пуруше), т.е. фактически достижения нирваны.
Задание № 5
В чем заключается, на Ваш взгляд, философский смысл легенды о принце Сиддхаратхе Гаутаме – создателе буддизма? Будда, в переводе с санскрита, - «просветленный»; как Вы думаете, «просветленный» и «просвещенный» - это синонимы? Если нет, то в чем заключается, на Ваш взгляд, различие между этими понятиями? Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям несомненным страданием? Согласны ли Вы с таким утверждением? В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма? Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от страданий и печалей земной жизни? Раскройте содержание понятий «аскетизм» и «аскет». Широко распространено мнение о том, что аскет – это человек, который может жить в пустыне или в лесу, есть, что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как Вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?
В чем заключается, на Ваш взгляд, философский смысл легенды о принце Сиддхаратхе Гаутаме – создателе буддизма?
Легенда о принце по имени Сиддхартха Гаутама, которого считают создателем буддизма, на мой взгляд показывает, что не все так однозначно в этом мире, как нам кажется, то что мы считали как само собой разумеющееся и принадлежащее нам всегда, может быть дано нам на время, что все изменчиво и скоротечно. Что прибывая в роскоши и благодатях, человеку все равно чего-то не хватает и он все равно к чему-то стремиться и чего-то ищет, не ценя того что имеет. А другим, кому по всем меркам хуже чем тебе тоже плохо. Они тоже не довольны своей жизнью и так же как и ты прибывают в поиске лучшего.
Будда, в переводе с санскрита, - «просветленный»; как Вы думаете, «просветленный» и «просвещенный» - это синонимы? Если нет, то в чем заключается, на Ваш взгляд, различие между этими понятиями?
Будда, в переводе с санскрита, - «просветленный», т.е. открывший в себя божественному свету, божественным истинам, познавший мироздание, в то время как «просвещённый» это человек высоко культурный, высоко образованный. От сюда следует, что эти понятия не являются синонимами.
Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям несомненным страданием? Согласны ли Вы с таким утверждением?
Буддисты считают, что земная жизнь это страдания, которые связанны с вечной неудовлетворённостью человека, которая рождается из того, что его желания не соответствуют его возможностям удовлетворить эти желания и достигнуть ему нужных целей. Как только одни цели и желания реализуются, тут же встают другие цели и желания, над достижением которых опять приходиться трудиться и именно это рождает бесконечное неудовлетворение от своей жизни, страдания и т.п.
В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма? Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от страданий и печалей земной жизни?
Постоянное стремлении человека к чему-либо в буддизме называется жаждой. В буддизме для того, чтобы стать счастливым предлагается ограничить свою жажду своими возможностями и больше не стремиться ни к каким целям, довольствоваться тем что есть. Таким образом, человек избавляется от своего индивидуализма, прерывает цепь перерождений и достигает нирваны. Такое представление о правильности жизни до сих пор достаточно распространено в мире, но человеку другой культуры и другой веры очень трудно воспринять буддийский способ мышления и разделить такое представление о боге и единении с ним.
Раскройте содержание понятий «аскетизм» и «аскет».
«Аскетизм -- вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. В более широком смысле аскетизм -- образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание» [4]. Аскет- это человек, практикующий аскетизм.
Широко распространено мнение о том, что аскет – это человек, который может жить в пустыне или в лесу, есть, что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как Вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?
Конечно же аскет может жить в лесу или пустыне, есть, что придется и носить лохмотья, только для того, чтобы прикрыть наготу, но этого естественно не достаточно, для описания аскета, потому что этот человек выбрал абсолютно сознательно этот путь для чего-то, для достижения какой-то высшей цели, а не потому, что у него возникли материальные трудности.
Задание № 6
В чем видел Конфуций причины общественных несчастий? Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной? Виртуальным в философии называется возможное (от лат. virtualis – возможный), то есть то, чего нет, но может быть при определенных условиях. Можно ли говорить, что зло (прежде всего, общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность? Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает выполнять Конфуций? Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая? В книге «Беседы и суждения», написанной учениками Конфуция, есть такие утверждения «Учитель сказал» «Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное… Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают его… Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям». На какие принципы небесного порядка (которым необходимо следовать) указывают эти утверждения Конфуция?
В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?
Зло - это разбалансированность мироздания. Представим себе механизм, прекрасно работающий, все части которого правильно соединены друг с другом и потому нормально функционируют. Теперь представим себе, что этот механизм разобрали и соединили его части не в той последовательности, неправильно. Будет ли этот разбалансированный механизм, как и раньше, работать? Скорее всего он вообще не сможет действовать. Так же и в нашем мире, изначально гармоничном и упорядоченном, искажение гармонии, нарушение порядка превращают его в дисбаланс и хаос, в котором все не так, как должно быть: людям следует помогать друг другу, а они враждуют, им следует соблюдать справедливость, а они творят всяческие бесчинства, им надлежит поступать добродетельно, они же совершают злодейства.
Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?
Для того, чтобы этого не происходило, чтобы упорядочить и гармонизировать человеческую жизнь, сделать ее благополучной, нам следует понять небесную волю и тот добрый порядок вещей, который оно установило. Мы должны увидеть этот порядок, осознать его до конца, а далее – следовать ему постоянно, выполнять его неукоснительно.
Нам не следует искать общественное счастье где-либо, так как оно всегда рядом с нами, им нужно только воспользоваться. От нас требуется всего лишь соблюдать добрый порядок, назначенный нам Небом, жить по нему, в соответствии с ним, выполнять все его принципы и правила, никогда не нарушать их, и тогда наша жизнь, построенная на исполнении этого порядка и руководимая им, будет безупречно правильной и оттого счастливой.
Виртуальным в философии называется возможное (от лат. virtualis – возможный), то есть то, чего нет, но может быть при определенных условиях. Можно ли говорить, что зло (прежде всего, общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность?
Зло не имеет самостоятельной причины в мироздании, говорит Конфуций. Наш мир сам по себе не зол и не может быть таковым, потому что он создан и контролируется абсолютно добрым и высшим, безличным, пантеистическим началом – Небом (Тянь), которое само будучи добром, назначило и мирозданию быть добрым. Небо установило порядок (Ли), наполненный добродетелью, то есть имеющий своим смыслом добро. Оно, таким образом, изначально заложено в программу мироздания. Зло не было создано добрым Небом в качестве самостоятельного элемента мира. Откуда же оно берется? Оно проистекает от нарушения порядка, который был создан добрым, то есть от нарушения добра. И это нарушение производим мы – люди, оттого, что не понимаем вполне этот небесный порядок, не видим его, не можем или не хотим ему следовать, выполнять его. Мы вносим в мир беспорядочность, разрушая изначальную гармонию, мы создаем в нем хаос, тем самым нарушая и уничтожая первоначальный порядок. Так появляются несчастья и беды, так появляется зло. Таким образом, оно есть результат нарушения мирового баланса или упорядоченности. Зло - это разбалансированность мироздания.
Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает выполнять Конфуций?
Основными ее принципами или главными добродетелями, установленными Небом, являются великодушие (куань), уважение к старшим (ди), сыновняя почтительность (сяо), верность долгу (и), преданность государю (чжун) и другие.
Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?
Понятно, что жизнь отдельного человека и всего общества, покоящаяся на соблюдении этих правил будет отличаться необычайной стабильностью. Если люди будут поступать не в силу субъективного произвола каждого, не по своим личным желаниям и устремлениям, которые разнообразны, противоречат друг другу и потому раскалывают общество, а в силу от века установленного порядка, единого для всех, тогда человеческое общежитие тоже будет одним целым, спаянным нерушимым единством общественным организмом, незыблемым и постоянным. Конфуцианское учение как нельзя лучше соответствовало историческим процессам экономической, политической и культурной консервации и изоляции Китая и на долгое время стало официальной доктриной, способствуя внутренней целостности, неизменности и национальной самобытности китайской цивилизации
В книге «Беседы и суждения», написанной учениками Конфуция, есть такие утверждения «Учитель сказал» «Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное… Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают его… Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям». На какие принципы небесного порядка (которым необходимо следовать) указывают эти утверждения Конфуция?
Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» - представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.