Третьего компонента компетенций – «владеть»




Задание №21

1. Прокомментировать высказывания

1) Гегель Г. Философия - "познание посредством понятий"

Гегель дает определение философии, имея в виду ее в высшей степени рациональную основу. Рациональность складывается из трех составляющих – логичности, понятийности и дискурсивности (понятийность - способность формировать определения предметов по общим, однозначным и имеющимся свойствам; логичность - способность мыслить по определенным законам; дискурсивность - способность обосновывать свои суждения.

2) Н. О. Лосский "В философии следует отмечать ядро ее, философскую интуицию, питающуюся у источника нашего интимного "я", и ее оболочку, философскую надстройку познавательного типа, призванную выявить и оправдать эту интуицию"

Лосский имеет в виду, что философская система есть интуитивное прозрение ее автора. Рациональная (философская) надстройка возникает для обоснования интуиции.

2. К какой из древних философских систем может относиться это высказывание, о чем оно и какие моменты сходства с другими концепциями вы видите?

3) "Не ликуй в годину радости, не скорби в годину скорби!"

Древнеиндийское изречение из Махабхараты, призывающее не поддаваться чувствам. Это общее предостережение всех философских систем «осевого времени».

4) "Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть".

Высказывание Конфуция, утверждающее, что если человек достигает высшей мудрости, то он исчерпывает свое предназначение. В «осевое время» появляется идея о возможности самоизменения как высшей мудрости.

5) "Знай, что атман — это едущий в колеснице, тело — колесница. Знай, что разум — возница, мысль поистине узда. Говорят, что чув­ства — это кони, а то, что действует [на чувства] — их пастби­ще. Мудрецы говорят, что упряжка из тела, чувств и мыслей и есть наслаждающийся [атман]"

Изречение из древнеиндийского эпоса «Упанишады» утверждает единство тела, разума и чувств как высшее достижение человека, приближение к атману – вечной духовной сущности, абсолюту, который осознает собственное существование.

3. Какое понятие раскрывается данными афоризмами на место многоточия найти понятие и объяснить

6) "… — это не растворение души, а её вступление в состояние блаженства, которое не имеет конца. Это освобождение от тела, но не от существования"; «— это разрушение пламени вожделения, ненависти и невежества"; — это потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе".

Речь идет об описании состояния ниравана.

Задание №22

1. Прокомментировать высказывания

1) Ницше Ф.: Сократ - “одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории”. Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была бы обращена не на познание, а на эгоистические цели индивида, то тогда произошла бы всеобщая губительная борьба народов.

По Ницше, Сократ совершает духовный переворот, признавая мудрость как общечеловеческое достояние. Идея Сократа стимулировала направить огромный потенциал античности на познание – внешнего мира, Космоса, и внутреннего мира человека с целью его совершенствования.

2) Сенека: "То, что возвышает душу, приносит пользу и телу".

Римский стоик утверждает первичность душевного состояния над телесным. Способность разума и души управлять телом – высшая способность человека («врачевание» души), которую он должен в себе развивать.

2. К какой из древних философских систем может относиться это высказывание, о чем оно и какие моменты сходства с другими концепциями вы видите?

3) "В какое бы положение ни попал человек, пусть будет им доволен, полностью [все] претерпевая".

Из древнеиндийского эпоса. Утверждает значение воли и разума над чувствами скорби, страха и т.п. Общее для культур «осевого времени».

4) "Небу свойственны постоянные явления, земле свойственна постоянная форма, человеку свойственны постоянные нравы. Однажды созданные, [они] не меняются; это называется тремя постоянствами.

Из древнекитайской мудрости (Гуань Чжун VII в. до н.э.): учение о трех постоянствах - Неба, государства и морали. Воспринято Конфуцием в его концепции ритуалов. Характерно для китайского мировоззрения.

5) "Как в спокойной воде глаз видит [отраженный] облик, так познаваемое можно увидеть знаньем, когда успокоены чувства. Но когда [вода] зыблется, в ней [отраженья] облика нельзя увидеть. Так и, когда беспокойны чувства, познаваемого не видит знанье".

Афоризм из Махабхараты означает, что внутреннее волнение мешает познавать мир. Общее для осевого времени.

3. Какое понятие раскрывается данными афоризмами на место многоточия найти понятие и объяснить

6) "… — это высшая мера поведения людей, как безмен — высшая мера веса"; "Почтительность без… приводит к суетливости; осторожность без… приводит к боязливости; смелость без… приводит к смутам; прямота без… приводит к грубости".

Речь идет о ритуале как основной форме поведения в Древнем Китае.

Задание № 23

1. Прокомментировать высказывания

1) А. Бергсон: "На первых порах философская система встает перед нами как законченное здание, с очень искусной архитектурой, и устроенное так, чтобы в нем удобно могли разместиться все проблемы. Созерцая ее в таком виде, мы испытываем эстетическое удовольствие, усиливаемое профессиональным удовлетворением… и под конец начинаем ясно различать в системе то, что мы в ней искали более или менее оригинальный синтез тех идей, в обстановке которых жил философ"

В первой части афоризма Бергсон подчеркивает субъективность и законченность философской системы (даже эстетическую законченность). Во второй части он говорит о том, что философ, создатель, оригинальной системы – человек определенного исторического времени, он чуток к нему и выражает его мотивы. Т.Е. Философская система и субъективна, и объективно-исторична одновременно.

2) Радхакришнан: "Индийские мыслители являются пессимистами, поскольку они смотрят на мировой порядок как на зло или ложь; но они оптимисты, так как чувствуют, что имеется выход из него в царство истины, которое является также благом"

Подчеркнута основная идея философии Древней Индии: осознание смертности и иллюзорности жизни преодолевается выходом в Единое (царство истины и блага).

2. К какой из древних философских систем может относиться это высказывание, о чем оно и какие моменты сходства с другими концепциями вы видите?

3) "...хорошие поступки — это те, которые совершаются с целью получить счастье в ином мире... дурные поступки — это те, которые совершены с целью приобрести счастье здесь"

Парадоксальное высказывание, которое можно приписать любой культуре осевого времени. В данном случае речь идет о Древней Индии.

4) "Каков замысел человека в этом мире, таким он будет в том мире".

Это древнеиндийская мудрость. Речь идет о колесе сансары: грех телесных деяний ведет к неподвижности – воплощению в виде растения; грех словесный – к рождению в виде животного; грех нечистых мыслей – к воплощению в низшей касте.

5) Если "...имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; когда не процветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и положить руки".

Это изречение Конфуция. Речь идет о соответствии природы человека его месту в государстве. Для этого Конфуций предлагал ввести систему отбора на все должности в империи.

3. Какое понятие раскрывается данными афоризмами на место многоточия найти понятие и объяснить

6) «Отец должен проявлять родительские чувства, а сын — почтительность; старший брат — доброту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а жена — послушание, старшие — милосердие, младшие — покорность, государь — человеколюбие, а подданные — преданность. Эти десять качеств и именуются… "

Речь идет о долге. Это из древнекитайской мудрости, приписывается Конфуцию.

Задание № 24

1. Прокомментировать высказывания

1) А.Ф. Лосев: "Всякая философия базируется на своих специфических общих принципах, дальше которых и выше которых она уже не идет, а наоборот, все из них производит".

Лосев отмечает, что в основе любой философской системы лежат общие принципы, на которых строится здание философии. Например, Платон построил свою систему на признании первичности идей по сравнению с материей и их объективного существования в мире идей.

2) Ясперс К.: Сразу в нескольких точках "началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа… и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога”.

Дается описание «осевого времени» как период «поворота земной оси» и рождения рациональности и личности

2. К какой из древних философских систем может относиться это высказывание, о чем оно и какие моменты сходства с другими концепциями вы видите?

3) "Гнев, радость, уныние порождают друг друга".

Из древнеиндийского эпоса. Утверждает, что любой выход из состояния покоя губителен. Общее утверждение культур «осевого времени».

4) "Нравственное совершенство — первая ступень к божественному знанию".

Это утверждение, характерное для буддизма. Это путь к освобождению от мирского, к чистоте души.

5) "Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность. Совершенномудрый живет в мире спокойно и в своем сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ, как на своих детей".

Это известное изречение Лао-цзы. Оно говорит о постоянстве того, кто достиг мудрости. Особенно сильна та часть, где он говорит о мудреце как «собирателе мнения народа», т.е. он как бы выражает народные чаяния.

3. Какое понятие раскрывается данными афоризмами на место многоточия найти понятие и объяснить

6) "Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином — вот, что называется … "

Глубочайшим Дэ – добродетель. Цитата Лао-цзы

Задание № 25

1. Что означает понятие «дхарма» и к какой культуре оно относится?

Внутренний долг в Др. Индии.

2. Что такое рациональность?

Рациональность = Понятийность + Логичность + Дискурсивность

Понятийность - способность формировать определения предметов по общим, однозначным и имеющимся свойствам.

Логичность - это способность мыслить по определенным законам.

Дискурсивность - это способность обосновывать свои суждения.

3. Почему считается, что Сократ стал создателем этики?

По Платону, "добродетель есть знание". Если человек находит истину, он уже больше не может вести себя дурно. "Лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее"

Счастье = Мудрость = Добродетель = Удовольствие

4. Как понимал счастье Платон?

По Платону, Счастье = Мудрость + Добродетель + Удовольствие, т.е. достигая мудрости, ты не становишься счастливым, как считал Сократ. Добродетель – это следование разумной части души, из которого рождается удовольствие. Приобщение к миру идей как высшее блаженство.

5. Прокомментируйте высказывание и объясните, к какой философской системе оно может относиться: «К свободе же ведет лишь одна дорога презрение к тому, что не зависит от нас».

Это высказывание стоика Эпиктета, который призывал «выдерживать и воздерживаться», т.е. различать то, что в силах человек сделать и отстраняться от того, что он не в силах сделать (иными словами контролировать свои мысли и поступки).

Задание №26

1. Что означает понятие «дао» и к какой культуре оно относится?

Дао – путь, первооснова. Основное понятия философии Лао-цзы, Древний Китай.

2. Где и почему возникла философия как отрасль культуры?

Философия как отрасль культуры могла возникнуть только в Древней Греции в результате сочетания нескольких условий: высокой рациональности народа, развитой мифологии, обобщенные мифы которой стали философскими понятиями, демократический политический строй позволял вести свободные дискуссий и придавал философам особый статус в обществе.

3. В чем основная мысль философии Платона?

объективный идеализм ( ученик Сократа)

Основная форма изложения – диалоги (Сократа с учениками)

1) реальность внечувственного мира - Мира идей

2) Мир делится на чувственный и умопостигаемый. Чувственный мир - по образцу мира идей.

3) Душа, бессмертна и рождается много раз. Познание – «воспоминание» (анамнез) души.

4) Диалектика как методология познания.

4. Как понимал счастье Сократ?

Счастье = Мудрость = Добродетель = Удовольствие, счастье как приобщение к мудрости, которое дает возможность постигать истину.

5.Прокомментируйте высказывание и объясните, к какой философской системе оно может относиться: «Если хочешь взять власть над всем, отдай власть над собою разуму!»

Это высказывание стоика Сенеки. Слышны мотивы древнегреческой уверенности в возможности разума, если успокоить страсти.

Задание №27

1. Что означает понятие «нирвана» и к какой культуре относится?

Нирвана – понятие буддизма, означающее в переводе «затухание, покой». По Будде, цель жизни – достичь нирваны как состояния соединения с Единым (выйти из мира как из иллюзорного состояния и достичь единения с высшей реальностью). Для достижения самосовершенствования Будда предложил «восьмеричный путь», контроль за чувствами, словами, поведением.

2. Как понимала цели философии античность?

Цели формировались на основе базовых ценностей философских систем. Таковыми античность признавала Счастье, Мудрость, Добродетель, Удовольствие. Их сочетание являлось фундаментом любой античной фил. системы. По Сократу, цель философии – достижение истины с помощью майевтики (родовспоможения) каждым человеком самостоятельно. По Платону, «философствовать – значит учиться умирать», т. е. возврат души в мир идей. Его Академия – священное братство людей, почитающих Музы и Аполлона. Цель – сформировать людей нового типа, способных обновить государство. По Аристотелю, цель – познание мира, приобщение к Божественному знанию

3. В чем основная мысль философии Сократа?

Счастье = Мудрость = Добродетель = Удовольствие, счастье как приобщение к мудрости, которое дает возможность постигать истину.

4. Как понимал счастье Аристотель?

Учение о добродетелях, или о совершенствовании рациональной души.

Высшая цель человека – счастье. Рациональная часть души двухаспектна, т.к. имеет дело с 2 реальностями – меняющейся миром и неизменными принципами. Отсюда 2 добродетели – рассудительность (практическая мудрость) и мудрость (софия) как познание того, что выше человека. Высшее благо – совершенствование себя, «активность души». Поиск «золотой середины» как практическая этика.

5. Прокомментируйте высказывание и объясните, к какой философской системе оно может относиться «Выдерживай и воздерживайся».

Это два главных принципа Эпиктета: стойко выдерживай все внешние трудности и ко всему относись спокойно; воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа как нечто единое, а не тело.

Задание № 28

1. Что означает понятие «жэнь» и к какой культуре относится?

Жэнь – человеколюбие, главная характеристика «благородного мужа». Древнекитайское понятие.

2. Какова философия конфуцианства?

Конфуций обосновал: 1) значение ритуала как основы человеческого поведения – в семье, в социуме, в государстве; 2) создал систему «исправления имен» - система отбора на все должности в империи; 3) нравственный идеал – «благородный муж» - преданный, искренний, справедливый, верный; 4) поиск «золотой середины»: «не делай людям того, чего не хочешь себе».

3. В чем основная мысль философии киников?

Киники («собаки») – последователи Сократа. Признав необходимость лишь первой части формулы Сократа Мудрость = Добродетель, поставили на первое место не теорию, а практику. Переход к простоте и труд как мерило ценности жизни человека у киников становятся точкой отсчета потенциала самоизменения.

4. Как понимали счастье киренаики?

Предпочли вторую часть формулы Сократа Мудрость = Удовольствие, поэтому считали, что надо стремиться к телесным удовольствиям, и призывали укреплять свои позиции в обществе и наслаждаться простыми радостями жизни.

5. Прокомментируйте высказывание и объясните, к какой философской системе оно может относиться: «Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой – у скупости, третий – у честолюбия и все – у страха… Нет рабства позорнее добровольного».

Афоризм стоика Сенеки. Утверждает, что рабство – это рабство страстей и желаний, и оно – добровольное.

Задание № 29

1. Что означает понятие «даймониум» и к какой культуре относится?

Даймониум – внутренний голос, о котором говорил Сократ. Он считал, что тот оберегает его от дурных поступков и неправды.

2. Какова основная идея философии даосизма?

Основатель даосизма - Лао-цзы. Основные понятия: 1) дао – первооснова, путь, мать всех вещей, туманно и неопределенно, глубоко и темно. Можно понимать как естественный закон развития мира; 2) увэй – отказ от деятельности, противоречащей дао; 3) дэ – добродетель, соответствие дао.

3. В чем основная мысль философии киренаиков?

Предпочли вторую часть формулы Сократа Мудрость = Удовольствие, поэтому считали, что надо стремиться к телесным удовольствиям, и призывали укреплять свои позиции в обществе и наслаждаться простыми радостями жизни.

4. Каково соотношение мира чувственного и умопостигаемого в философии Платона?

Мир делится на чувственный и умопостигаемый. Чувственный мир Бог-творец слепил по образцу мира идей. Мир умопостигаемый неподвижное «есть» (Гиперурания), который доступен возвышенной части души; мир чувственный протяжен во времени. Он – космос, порядок, триумф логоса. Идея Блага – не Бог-личность. Демиург формовщик мира, но не его творец.

5. Прокомментируйте высказывание и объясните, к какой философской системе оно может относиться: «Зло в мире – горькое лекарство, которым лечит нас природа».

Афоризм стоика Марка Аврелия. Он считал судьбу «врачевателем» человека. Если бы не было зла, не было бы ориентира «зло-добро» и человек не знал бы, как поступать.

Задание № 30

1. Что означает понятие «дэ» и к какой культуре относится?

Одно из понятий даосизма – философии Лао-цзы: 1) дао – первооснова, путь, мать всех вещей, туманно и неопределенно, глубоко и темно. Можно понимать как естественный закон развития мира; 2) увэй – отказ от деятельности, противоречащей дао; 3) дэ – добродетель, соответствие дао.

2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

Философия как отрасль культуры могла возникнуть только в Древней Греции в результате сочетания нескольких условий: высокой рациональности народа, развитой мифологии, обобщенные мифы которой стали философскими понятиями, демократический политический строй позволял вести свободные дискуссий и придавал философам особый статус в обществе.

3. В чем основная мысль философии Эпикура?

Созерцательная часть философии Эпикура была не оригинальной — материализм-атомизм. Эпикур оставался материалистом и в отношении человека, считая, что принцип удовольствия заложен в основу человеческой психической жизни, поэтому от удовольствия нельзя отказаться: остается лишь следовать ему. Эпикур создал одну из самых рациональных в античности систем самоконтроля, создав классификацию удовольствий (наслаждений) и разделив их на динамические и статические: «… наслаждения в покое — это безмятежность и безболезненность, наслаждения в движении — радость и удовольствие». Статические наслаждения он считал предпочтительными, поскольку динамические всегда сопровождаются предшествующим желанием, приносящим страдания, а статические — нет, и поэтому они создают некое состояние равновесия без страдания. В дополнение к классификации удовольствий он разрабатывает свою концепцию желаний, разделив их на естественные и вздорные, а естественные — на необходимые (пища, жилище) и не необходимые (изысканные яства и т. п.).

4. Каково соотношение материи и формы в философии Аристотеля?

объективный реализм

1) Классификация наук – теоретические (метафизика, физика, математика, психология), практические (логика, этика, политика, риторика, поэтика), продуктивные (цель производство чего-либо).

Метафизика – высшая из наук, исследует недвижную субстанцию: Что именно: А) ее первые причины: их 4 – 1. формальная (создает форму), 2.материальная (создает материю), 3. действующая(за счет чего меняется); 4. целевая (куда идет); Б) бытие и его смысл: 1. бытие как категория (сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться). 2. бытие как потенция или акт (закрывший глаза и незрячий); 3. бытие как истина (изучает логика); В) Материя и форма (соотносятся как мрамор и статуя); Г) "Философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное"

5. Прокомментируйте высказывание и объясните, к какой философской системе оно может относиться: «Богатство, требуемое природой ограничено и легко добывается, а богатство, требуемое вздорными мыслями, простирается до бесконечности».

Афоризм Эпикура: с точки зрения его классификации желаний, они делятся на естественные и вздорные, а естественные — на необходимые (пища, жилище) и не необходимые (изысканные яства и т. п.). Отсюда вывод естественных и необходимых желаний немного и только их следует удовлетворять.

 

 

ФЭПО

А

Аксиология - это учение о... ценностях, бытии, смыслах, познании

Автором концепции «патрофикации отцов» (достижения человеческого бессмертия и восприятие всех прежних поколений) являлся... К.Э. Циолковский, B.C.Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский

Автором книги «Происхождение человека и половой подбор» является...Ф. Энгельс, Ч. Дарвин, Т. Гексли, Ж.Б. Ламарк

Автор доктрины "Москва - третий Рим": Филофей, Иларион, Мономах, Рублев, Никон

Автором «Философических писем», написанных в 1829 – 1830 г.г., являлся… П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.В. Станкевич

Архетипы коллективного бессознательного, согласно К.Г. Юнгу, проявляются в: мышлении; мифах; сновидениях; художественном творчестве; проблемных ситуациях

Автором труда «Мир как воля и представление» является: А. Шопенгауэр; М. Вебер; Ф. Ницше; Д. Юм

Академиками назвали последователей: Эпикура; Конфуция; Платона; Аристотеля

Б

Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения...герменевтиков, неотомистов, позитивистов, фрейдистов

Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для... Материализма, панлогизма, пантеизма, дуализма

Бытие как объективная реальность обозначается термином... «материя», «сознание», «субстрат», «субстанция»

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал: К. Маркс; 3. Фрейд; Ф. Ницше; А. Камю

В

В. Вернадский стал первым использовать понятие "ноосфера" как: харктеристику нового состояния биосферы, связанного с разумной деятельностью человека, синоним тропосферы и стратосферы, следующий за атмосферой слой, окружающий Землю, слой биосферы, окружающий населенные планеты

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями. Пиррона, У. Оккама, Р. Декарта, Ф. Аквинского

В центре размышлений П.Я. Чаадаева находится (-ятся)... философское осмысление истории, проблемы религиозной веры, гносеологическая проблематика, внутренний мир человека

В научном познании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический, новаторский и репродуктивный, диалектический и метафизический, эклектический и монистический

«Второй природой» человека называют...искусство, философию, культуру, науку

В основе философии истории евразийства лежит утверждение о том. что ...Россия - особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, Опыт российской истории в силу своей исключительности не может быть понят и воспринят представителями других народов, Россия враждебна Европе, Россия в своем развитии должна ориентироваться исключительно на прогрессивный опыт Европы

В индивидуальности человека выражается...его гражданский статус в единстве прав и обязанностей, его принадлежность к человеческому роду, его принадлежность к определенной социальной группе, неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств

В русской философии создателем религиозно-философского учения о всеединстве был...H. Федоров, М. Бакунин, В. Соловьев, А. Лосев

В качестве характеристики материи не выступает... разумностью, системность, движение, отражение

«Вторая природа» - это… искусственная среда, созданная преобразовательной деятельностью человека, искусственная среда, образованная совокупностью технических средств, живая природа, среда обитания человека

В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось… нравственным ценностям,проблемам познания мира,научному обоснованию религиозной веры,ценностям демократии

В корреспондентской (классической) концепции истина понимается как...подтверждённая информация, то. что очевидно и несомненно, полезное и эффективное знание, соответствие знания действительности

Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о (об)...уровнях познания, истине, средствах познания, форме познания

В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был... Сократ, Августин, Ф. Аквинский, И. Кант

В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о____функции
философии - методологической эвристической гуманистической гносеологической

В концепции Г.В.Ф. Гегеля единство мира обусловлено его материальностью актом божественного творения субстанциальностью абсолютной идеи первотолчком

В науке различают два уровня исследования интуитивный и рациональный эмпирический и теоретический гуманитарный и естественнонаучный чувственный и логический

В основе пантеистической картины мира лежит принцип противопоставления природы и человека отождествления Бога и природы противопоставления Бога и природы отождествления Бога и человека

В основе философии истории евразийства лежит утверждение о том, что…

Россия – особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, Россия враждебна Европе, Россия в своем развитии должна ориентироваться исключительно на прогрессивный опыт Европы, опыт российской истории в силу своей исключительности не может быть понят и воспринят представителями других народов

В философии эпохи Просвещения понятие культуры ограничивается лишь духовной культурой профессиональной культурой национальной культурой материальной культурой

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в(во)... формировании социально-ориентированной экономики выходе экономики за национальные рамки взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами росте экономической самостоятельности государств?

Высказывание о том. что насилие является «повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым», принадлежит... П.А. Флоренскому Л.Н. Толстому Ф. Энгельсу И. Канту

В философии эпохи Просвещения понятие культуры ограничивается лишь духовной культурой профессиональной культурой национальной культурой материальной культурой

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в(во)... формировании социально-ориентированной экономики выходе экономики за национальные рамки взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами росте экономической самостоятельности государств?

Высказывание о том. что насилие является «повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым», принадлежит... П.А. Флоренскому Л.Н. Толстому Ф. Энгельсу И. Канту

В формировании новой информационно-технологической парадигмы современного мировоззрения решающее значение имели изобретения: радио; печатного станка; компьютера; интегральные схемы; паровой двигатель

Верным относительно связи философии мировоззрения является суждение, что..: философия шире мировоззрения; философия и мировоззрение – это одно и то же; философия - это тип мировоззрения; философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга

Всякая картина мира: выявляет некоторые существенные стороны действительности; дает исчерпывающее объяснение действительности; дает образное и символическое описание действительности; упрощает и схематизирует действительность; искажает действительность

Высказывание о культуре, с которым нельзя согласиться: «Бескультурных народов не бывает»; «Культура наследуется биологически»; «Выражение «малокультурные народы»- бескультурно»; «Культура такой же древний феномен, как и человечество»

В этическом измерении проявления насилия: проявление справедливости; есть крайнее выражение зла; есть ограничение добра; проявление неравнодушия к происходящему

В мифопоэтическом сознании универсальная концепция мира воплощается в образе: «дракона»; «мировой оси»; «мирового древа»; «шара»

В отличие от христианской картины мира, в буддистской картине мира содержится: идея цикличности; идея творения; множество образов и символов; принцип разделения священного и мирского.

В структуры современных производительных сил общества не входят: научное знание; технология производственных процессов; производственно-экономическая структура; отношение распределения продуктов производства.

В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом: креационизма

Вера как особое состояние сознания: противоречит житейскому опыту; связана с ценностным отношением к предмету веры; опираентся на рациональые доказательства; предполагает эмпирическое обоснование.

Вера в безграничные возможности человека характерна для философии.. XX века, Средневековья, Нового Времени, Античности

Верным является утверждение что: покой есть отсутствие движения; покой существует только в природе и отсутствует в обществе; покой характерен лишь для неживых объектов; покой есть момент всякого движения.

В качестве характеристики материи не выступает... движение, отражение, разумность, системность

«Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастические отражения собственной сущности». - заявляли... материалисты, идеалисты, интуитивисты, дуалисты

Г

Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются вопросы: сущности и смысла истории; природы познания и его возможностей; сущности человека; первоосновы всех вещей

Главной проблемой, встающей перед личностью. И.А. Ильин считал проблему...смысла жизни, самоидентификации, борьбы со злом, творчества

Гуссерль Э. является создателем... (феноменологии)

Главное отличие человека от других животных, с точки зрения науки, заключается в: особом строении рук; умении изготовлять орудия труда; прямохождении; умении общаться с себе подобными

Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в: конце 19 века; 18 веке; начале 20 века; второй половине 20 века.

Главным условием существования и развития общества является(-ются): освоение космоса; справедливые отношения между людьми; вера в Бога; материальное производство

Главным условием существования и развития общества является - освоение космоса материальное производство вера в Бога справедливые отношения между людьми

Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия... способствует приобщению человека к культурным ценностям помогает человеку понять смысл своей жизни накапливает, обобщает и транслирует новое знание прогнозирует общее направление развития общества

Д

Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего: разработать международный экологический кодекс; активизировать исследование космоса; изменить потребительское отношение человечества к природе; снизить темпы научно-технического прогресса

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как... Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо,Сократ, Платон, Аристотель, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Для научной картины мира характерно(-а)… истинное знание причин,уверенность в существовании Мирового разума,отождествление веры и знания, безоговорочное влияние идей ведущих ученых

Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть... София, Логос, Единое,Демиург

Движенне - это...: изменение во времени; любое изменение; переход от возможного к действительному; перемещение в пространстве

Для общих закономерностей функционирования материального мира не свойственна(ы): познаваемость; самоорганизация; историчность и эволюционизм; системность

Для движение не характерна: объективность; активность; абсолютность; непротиворечивость

Древнегреческие натурфилософы VI - V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с: различными природными стихиями; телесными вещами; объективной реальностью; бытием как таковым

Для мифологии как исторического типа мировоззрения характерно: наглядно-образное мышление; абстрактно-понятийное мышление; паранаучное мышление; категориально-рациональное мышление

Е

«Естественное состояние», по Т. Гоббсу, - это... любовь к ближнему война всех против всех равновесие любви и ненависти примирение с действительностью

З

Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития (в виде спирали)

Заблуждения: играют исключительно негативную роль в процессе познания; не способны оказывать какое-либо влияние на процесс познания; могут способствовать созданию проблемных ситуаций; не имеют отношения к поиску истины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: