Фонетико-фонематическая сторона речи




Мнение и советы невролога

По развитию речи у детей

Все чаще ко мне обращаются родители самых маленьких россиян с жалобами на то, что ни педиатры, ни неврологи, ни даже логопеды не слышат их жалоб на то, что их двухлетние дети не говорят вообще. Меня больше всего удивляет то, что логопеды утверждают: "Мы начинаем работу только с пяти лет!" Каждый логопед должен знать, что, если у ребенка в два года нет фразовой речи, то это уже повод для постановки диагноза ЗРР после проведения обследования. По клинической же классификации медики обязаны поставить такому ребенку диагноз СРРР (специфическое расстройство речевого развития). И если Вы лично не имеете опыта работы с таким детьми, это не повод для того, чтобы оставить неговорящего ребенка без логопедической помощи. Позволю себе напомнить вам, как развивается речь ребенка третьего года в норме.

 

Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) в онтогенезе

 

Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл, и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуативна, может быть правильно понята в определенной ситуации, хотя Л. С. Выготский утверждал, что «телеграфная речь» обладает начальными свойствами грамматически организованной речи.

 

Словарь

К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от двухсот пятидесяти до трехсот слов. В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи:

• личные местоимения (Я, ОН, ОНА, ТЫ, МЫ);

• наречия (ТАМ, ВОН, ГДЕ, ХОРОШО, ЕЩЁ);

• прилагательные (КРАСНЫЙ, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ);

• простые предлоги (НА, В, ПОД, У, ЗА);

• соединительные союзы (А, И).

Имена существительные составляют примерно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14 %.

 

Грамматический строй речи

На третьем году жизни идет активное усвоение грамматики. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.

Сразу после двух лет ребенок осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы: [ПАТИК] – пальчик, [ВАТИТЬКА] – водичка.

В речи ребенка третьего года жизни короткие фразы:

• обращение + глагол (МАМА, ИДИ);

• предложение с отрицанием (БИТЬ, НЕ или НЕ БИТЬ);

• обращение + дополнение (ТЁТЯ, ЛЯЛЮ);

• предложение из трех слов с употреблением своего имени (ПАПА, ВИТЯ, ГУЛЯТЬ);

• более сложные предложения из трех слов (ТЁТЯ, ДАЙ МЯЧ. КАТЯ, СИДИ ТУТ.);

• вопросительные предложения (ТЫЧЕГО ТУТ СИДИШЬ?)

• предложения с противопоставлением (ПАПА МНЕ ДАВАЛ КАРАНДАШ, А ТЫНЕ ДАВАЕШЬ.);

• сложносочиненные предложения (МАМА УШЛА, И Я ОДИН ОСТАЛСЯ).

К трем годам в норме ребенок начинает использовать сложные предложения различной структуры (МЫВЕСНОЙ НЕ БУДЕМ КУПАТЬСЯ В ВАННЕ, В РЕЧКУ БУДЕМ ХОДИТЬ КУПАТЬСЯ. МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН, ЧТОБЫКУПИТЬ ХЛЕБ. КОГДА РАСТАЕТ СНЕГ, РУЧЕЙКИ БЕГУТ.), задает вопросы со словами ГДЕ? КОГДА? КУДА? ЗАЧЕМ? (ТЫКУДА ИДЕШЬ? ТЫЗАЧЕМ ЯГОДУ ВЗЯЛ?)

 

Связная речь

Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения. К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду. Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»). Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья. Например, из книги А. Барто «Игрушки».

 

Фонетико-фонематическая сторона речи

Фонетическая сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Ребенок освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’] и к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение согласных звуков, то есть все освоенные твердые согласные могут звучать как полумягкие. Все звуки позднего онтогенеза ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые. И это является физиологической нормой.

Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит. Отмечаются нарушения звуконаполняемости слов. Например в начале третьего года жизни при стечении согласных в начале слова первый согласный опускается: [ПАТЬ] вместо спать, [КУЙКА] вместо шкурка, [НИСЬКА] вместо книжка и т.п. Иногда опускается начальный гласный звук: [ПАДЕТ] вместо упадет, [ГУСЬКИ] вместо игрушки. К концу третьего года жизни эти сокращения уходят.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слов: [ЛЯСЁ] вместо хорошо, [ПАЛЯМ] вместо пополам, [ЛИВАТЬ] вместо поливать.

Малыш овладевает интонационной стороной речи: интонацией понижения в двухсловном предложении, восклицательной интонацией, чуть позже вопросительной интонацией.

Н. В. Нищева

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: