Система управления, формирующая задание для всех отделов или цехов




Вопросы по дисциплине «Логистика»

1. Базовые понятия в логистике: материальный поток, логистическая цепь и логистические издержки.

2. Сущность и виды логистических систем.

3. Характеристика функциональных областей логистики.

4. Сущность закупочной логистикой. Правовые основы закупок.

5. Задачи распределительной логистики. Характеристика базовых условий поставок.

6. Характеристика каналов распределения товаров. Структура канала распределения.

7. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике.

 

 

1. Базовые понятия в логистике: материальный поток, логистическая цепь и логистические издержки.

 

Вопрос «Материальный поток, его измерители»

Основной объект исследования, управления и оптимизация процесса логистики – материальный поток.

Материальный поток – грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу.

Операции – разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д.

Размерность материального потока – дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (шт., т), а в знаменателе единица измерения времени (сут., мес., год)

Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. В начале между источником сырья и I перерабатывающим предприятием перемещаются как правило массовые однородные грузы:

- Сырая нефть;

- Железная руда;

- Уголь;

- Зерно и др.

В конце цепи материальный поток предоставлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, сахар, мука и др.

Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки полуфабрикаты.

Для того чтобы управлять материальным потоком, необходимо знать его характеристики и размеры.

Измерители материального потока:

- Масса груза или количество мест, объем, род груза;

- Расстояние транспортировки (км, мили)

- Направление движения (место отправления и место назначения)

- Партионность – масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении (например, материальный поток при перевозке на данном морском судне при работе между определенными пунктами = 60 тыс. т/год);

- Время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.

 

Вопрос: «Макро и микро логистика. Логистическая цепь и логистические издержки»

Логистика так же как и экономика подразделяется на макро и микро уровни.

Макрологистика - решает вопросы управления материальными потоками, принадлежащими нескольким промышленным, торговым, транспортным предприятиям расположенным в разных районах или странах.

Микрологистика – затрагивает локальные вопросы в рамках одного предприятия.

Важным понятием логистики является понятие «логистическая цепь» - последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции.

Логистическая цепь состоит из звеньев. Основные звенья логистической цепи включают:

- Поставку сырья, материалов, полуфабрикатов;

- Хранения сырья и продукции;

- Производство товаров;

- Отправку товаров со склада готовой продукции потребителю и др.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической цепи – предприятия. Т.к. эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистические издержки. К ним относятся:

- Отгрузо/разгрузочные операции;

- Перевозка и экспедирование грузов;

- Хранение груза;

- Сбор, хранение и передача информации о грузе;

- Расчеты с поставщиками и покупателями;

- Страхование грузов;

- Таможенное оформление грузов и т.д.

Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности:

- В промышленности 10-15% суммарных затрат на производство и реализацию продукции;

- В торговле 25% и выше.

 

 

1. Сущность и виды логистических систем.

 

Вопрос: «Понятие логистической системы»

Прежде чем дать определение «логистическая система», рассмотрим общенаучное понятие системы.

Система – взаимосвязанная организованная совокупность элементов, которая обладает качествами, не свойственным отдельным составляющим его элементам.

Из этого определения следует, что некоторая совокупность объектов будет представлять собой систему лишь при наличии следующих свойств:

1. Целостность и делимость: система состоит из элементов, выступающих как единое целое, но в то же время ее можно разделить на подсистемы и отдельные элементы.

2. Наличие связей между элементами.

3. Организованность. Система должна быть определенным образом структурирована.

4. Интегративные качества. Наличие у системы таких качеств, которые не свойственны ни одному из ее элементов.

Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среды системы, а так же вход и выход.

Если имеют место материальные потоки, то всегда имеется какая-то товаропроводящая (логистическая) система.

Признаки и свойства:

А) Элементы логистической системы:

- Транспортные предприятия;

- Склады;

- Предприятия оптовой и розничной торговли;

- Перегрузочная и перевозочная техника и др.

Причем элементы логистической системы можно рассмотреть на макро и микроуровне.

Б) Квалифицированный персонал, обеспечивающий связи между отдельными элементами.

На макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

В) Связи между элементами более или менее упорядочены.

Г) Качества которыми не обладает ни один элемент в отдельности: способность поставить товар в нужное время и место необходимого качества и с минимальными затратами. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней среды.

 

Вопрос: «Виды логистических систем»

Логистические системы делятся на макро и микро логистические.

Макрологистические системы формируются на уровне государства (межгосударсвтвенные связи).

Микрологистические системы создаются на уровне предприятий (организаций) и являются подсистемами макрологистических систем.

При этом критерии оптимизации у макро и микрологистических систем различны: для предприятия в качестве критериев организации его функционирования в рыночной среде используются:

- Минимум издержек;

- Максимум продаж;

- Завоевание максимальной доли рынка и другое.

В макрологистических системах критериями оптимизации зачатую является:

- Экологические цели;

- Социальные цели;

- Военные цели.

Хотя критерий минимум издержек используется.

В зависимости от посредников (их наличия) в системе продвижения товаров различаются:

1. Система с прямыми связями: материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю минуя посредников. В настоящее время встречается редко.

 

 

2. Эшелонированная система: имеет хотя бы одного посредника.

 

 

3. Гибкие логистические системы: движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредника.

 

 

 

2. Характеристика функциональных областей логистики.

Вопрос: «Функциональные области логистики, их отличия»

Управление материальным потоком на отдельных этапах его прохождения имеет определенную специфику, в соответствии с которой выделяют пять функциональных областей логистики:

· Закупочная;

· Производственная;

· Распределительная;

· Транспортная;

· Информационная.

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решается задача закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение. Любое производственное предприятие имеет соответствующую службу.

В процессе управления материальным потоком внутри предприятия решаются задачи производственной логистики, сфера которой тесно соприкасается с закупками материалов и распределением готовой продукции.

При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики. Это относится как к производству, так и к торгово-посредническим предприятиям. На этом этапе решается вопрос обеспечения определенного уровня логистического сервиса.

При транспортировке товаров решаются задачи транспортной логистики. Круг задач решаемых на этом этапе зависит прежде всего, от расположения места отправления и назначения грузов, расстояния транспортировки, рода и ценности груза.

В информационной логистике основным объектом исследования являются информационные системы, обеспечивающие управление материального потока, используемая техника, информационные технологии, а так же возможность организации электронного документооборота при перемещениях материального потока.

 

 

3. Сущность закупочной логистикой. Правовые основы закупок.

 

Вопрос: «Задачи выполняемые закупочной логистикой»

Основная цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Достижение этой цели зависит от ряда задач.

Основные вопросы на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда.

1. Какой вид сырья материалов или комплектующих необходимо закупить.

2. В каком количестве.

3. Кто будет поставщиком.

4. На каких условиях будут производится закупки.

К этому традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои:

· Как системно увязать закупки с производством и сбытом

· Как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками

Рассмотрим более подробно задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.

1. Определение потребности в материальных ресурсах – рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размеру другим параметрам поставок. Может решатся задача «Сделать или купить?», которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производство его на собственном предприятии.

2. Исследование рынка закупок и выбор поставщика – определяются все возможные поставщики, создаются базы данных о них, на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик.

3. Заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов – начинается с проведения переговоров и завершается заключением контракта на определенных условиях. Договорные отношения формируют связи, рационализация которых так же является задачей логистики.

4. Подготовка бюджета закупок – существенная часть логистики, т.к. необходимо знать, во сколько предприятию обходятся те или иные работы и принятые решения. При этом определяются следующие виды затрат:

· Выполнение заказов по основным видам материальных ресурсов

· Транспортировка экспедирование и страхование груза

· Приемка и проверка материальных ресурсов

· Поиск информации о потенциальных поставщиках

5. Координация и системная взаимосвязь закупок производством, сбытом и складированием – решается посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а так же тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, технологии и техники.

 

«Критерии оптимального выбора поставщика»

1. Стоимость приобретения продукции или услуг

2. Качество обслуживания

Качество обслуживания:

· Качество продукции/услуги

· Надежность обслуживания

Надежность обслуживания оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.

Кроме основных критериев, существуют и дополнительные критерии:

· Удаленность от потребителя

· Сроки выполнения текущих и экстренных заказов

· Организация управления качеством продукции у поставщика

· Способность поставщика обеспечить поставку запчастей в течении всего срока службы поставленного оборудования

· Кредитоспособность и финансовое положение поставщика.

 

 

Использование матричного метода для оценки поставщика товаров

Наименование критерия выбора Значимость критерия Поставщики
       
Надежность поставок 0,3        
Время на выполнение заказов 0,2        
Цена товаров 0,4        
Финансовое положение 0,1        
Рейтинг поставщика, баллы 10*0,3+8*0,2+7*0,4+10*0,1=8,4 6,9 9,2 8,4

 

При оценке нескольких поставщиков обычно используют методы экспертных оценок. Рассмотрим один из таких методов: «Матричный метод оценки »

Для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия сумма показателей значимости должна быть равна единице.

После этого каждый поставщик оценивается экспертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (1-10). Затем строится матрица, в которой указываются оцененные значения и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.

Таким образом, мы получили, что наиболее выгодно делать закупки у поставщика №3 у которого высокая надежность поставок и приемлемые цены.

 

 

Вопрос: «Правовые основы закупок»

Грамотное ведение закупочных операций требует отдельных знаний основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

Договор купли/продажи содержит комплекс условий по правам и объязательствам сторон:

1. Предмет контракта включает:

· Наименование товаров

· Количество товаров

· Краткое описание товаров

· Базисные условия поставки (incoterms) товаров

Если договором предусмотрена поставка товаров разных качественных характеристик или разного ассортимента, то они перечисляются в спецификации, прилагаемой к договору.

2. Цена и общая сумма контракта.

Одним из факторов влияющих на цену товара являются применяемые базисные условия договора купли/продажи. Так цена контракта будет минимальной при улови «франко-завод», т.к. в цену товара не включаются издержки по транспортировке, погрузке/выгрузке, таможенные пошлины и др. По мере приближения к группе D цена увеличивается и достигает максимального значения при использовании термина «DDP» (поставка с уплатой пошлины).

В договорах купли/продажи могут применятся различные цены:

А) Твердая (фиксированная) цена – вносится в контракт на переговорах и не подлежит изменению в ходе его исполнения. Данный способ фиксации цены больше подходит для краткосрочных сделок (год, полтора)

Б) Цена с последующей фиксацией (плавающая) – она прямо не указывается в контракте. В этом случае описывается способ установления цены в будущем на момент исполнения контракта. Пример: может быть предусмотрено установление контрактных цен по уровню биржевых котировок на день поставки или платежа.

В) Скользящая цена – фиксация исходной цены в контракте, которая в течении исполнения соглашения может изменится по согласованному сторонами методу при изменении цен на комплектующие или на рабочую силу.

3. Условия платежа.

В современной торговле все расчеты за оптовые товарные поставки осуществляются в безналичной форме между банками продавца и покупателя по их письменным инструкциям и приказам. В данной статье договора устанавливаются:

· Вид валюты платежа

· Способ и порядок расчетов за поставленный товар

· Сроки и место платежа

· Перечень документов предоставляемых к оплате

· Защитные меры против необоснованной задержки платежа либо других нарушений платежных условий контракта.

4. Сроки поставки – это момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю.

Определенное в договоре количества товара может быть поставлено единовременно или по частям. Срок поставки может быть установлен определением календарного дня поставки или определением периода, в течении которого должна быть произведена поставка.

5. Транспортные условия контрактов.

Раздел наиболее важен для перевозчика, т.к. определяет условия обработки транспортного средства, места погрузки/выгрузки в зависимости от базисных условий поставки.

Например, при условии CIF в контракте купли/продажи оговариваются условия обработки судна в порту выгрузки, а условия обработки в порту погрузки оговариваются между продавцом (фрахтователем) и судовладельцем.

6. Страхование.

Им сопровождаются все договоры купли/продажи. В зависимости от учловий договора эта обязанность лежит либо на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки такая обязанность не оговорена, то сторона которая несет риск утраты или повреждения товаров во время транспортировки, сама заинтересована в его страховании. В договоре стороны должны предусмотреть ответы на следующие вопросы:

· Какой груз подлежит страхованию

· От каких рисков производится страхование

· Какая из сторон осуществляет страхование и в чью пользу оно производится

· Условия страхования

Помимо выше перечисленных основных условий в договор/купли продажи могут быть включены следующие условия:

· Гарантии и рекламации

· Ответственность сторон

· Штрафные санкции

· Порядок урегулирования споров

· Форс-мажорные обстоятельства и др.

 

 

5.Задачи распределительной логистики. Характеристика базовых условий поставок.

Вопрос: «Задачи распределительной логистики»

Распределительная (сбытовая) логистика – неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает все цепь системы распределения:

· Маркетинг

· Транспортировку

· Складирование и др.

В процессе решения задач распределительной логистики, необходимо найти ответы на следующие вопросы:

· По какому каналу довезти продукцию до потребителя

· Как упаковать продукцию

· По какому маршруту отправить

· Нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю

· Какой уровень обслуживания обеспечить

Состав задач распределительной логистики на макро и микроуровнях различен

I. На макроуровне:

· Выбор схемы распределения материального потока

· Определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории

· Определение оптимального места расположения распределительных центров

II. На микроуровне:

· Выбор вида упаковки

· Организация отгрузки товара

· Организация послереализационного обслуживания

 

 

Вопрос: «Функции распределительной логистики, поставщика и закупочной логистики покупателя»

Рассмотрим процесс управления материальным потоком на участке между двумя предприятиями, одно из которых является поставщиком товара, а другое оптовым покупателем. С позиции первого предприятия управление материальным потоком должно осуществляться методом распределительной логистики. С позиции второго предприятия этот же поток управляется методом закупочной логистики.

Данное противоречие разрешается в контракте купли/продажи, где указывается момент, до которого этот поток управляется поставщиком и используются методы распределительной логистики и после которого поток товаров управляется потребителем и используются методы закупочной логистики.

Международной торговой палатой (МТП) разработана система стандартных базисных условий поставки товара – инкотермы, которой определяет этот момент.

В инкотермах базисные условия сгруппированы в 4 категории различающиеся между собой:

1. Моментом перехода риска потери и повреждения от продавца к покупателю.

2. Моментом до которого расходы по транспортировке несет продавец, а после которого – покупатель.

Рассмотрим базисные условия поставки:

1) E содержит только 1 термин EXW (ex works)

При включении в договор купли/продажи этого условия продавец несет минимальные риски потерь и минимальные издержки по транспортировке, т.к. он предоставляет товар покупателю на собственной территории (склад готовой продукции, завода)

 

 

 

2) F включает термины

· FCA (франко-перевозчик)

· FAS (франко вдоль борта судна)

· FOB (франко борт)

При условиях FCA и FOB продавец оплачивает все издержки, связанные с товаром до момента завершения погрузки, а покупатель оплачивает основную транспортировку. При этом FOB используется при перевозках на морском и речном транспортах, а FCA при доставке любым видом транспорта.

В случае применения FAS продавец не оплачивает погрузку, т.е. он только доставляет товар к судну.

В данной группе риск потерь и повреждений переходит в месте пердачи товара от продавца к покупателю

 

 

3) C состоит из 4 терминов

  • CFR (стоимость и фрахт)
  • CIF (стоимость страхования и фрахт)
  • CPT (перевозка оплачена до…)
  • CIP (перевозка и страхование оплачены до…)

Продавец оплачивает основную транспортировку, а риск потерь и повреждения товара переходит к покупателю в месте погрузки.

 

 

При этом CFR и CIF применяются при перевозках на морском и речном транспорте, а остальные при транспортировке на любых вида транспорта.

4) D включает следующие термины:

  • DAF (поставка до границы)
  • DES (поставка с судна)
  • DEQ (поставка с причала)
  • DDP (поставка с уплатой пошлины)
  • DDU (поставка без уплаты пошлины)

DAF означает, что переход рисков и распределение расходов между продавцом и покупателем происходит в оговоренном месте

 

 

Если применяются остальные термины группы D, то поставка осуществляется продавцом в место назначения, и он несет риск потерь и повреждений на всем пути следования товара.

 

 

При этом DES и DEQ используются на морском и речном транспорте, а DDU и DDP применяется на любых видах транспорта.

При DES продавец не оплачивает выгрузку, при DEQ оплачивает.

 

 

6. Характеристика каналов распределения товаров. Структура канала распределения.

 

Вопрос. Каналы распределения товаров

Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потре­бителю.

Использование каналов распределения приносит производи­телям определенные выгоды:

• сокращение объема работ по распределению продукции;

• экономия финансовых средств на распределение продукции;

• продажа продукции более эффективными способами;

• обеспечение широкой доступности товара.

Канал распределения — это путь, по которому товары дви­жутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы не­посредственно влияют на скорость, время, эффективность дви­жения и сохранность продукции при доставке.

Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права соб­ственности на него к конечному потребителю.

Протяженность канала определяется по числу промежуточ­ных уровней между производителем и потребителем. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 14.

Каналы распределения, показанные на этом рисунке, состоят из независимого производителя и одного или нескольких неза­висимых посредников. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, которое старается извлечь мак­симальную прибыль. При этом ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, т.е. все предприятия действуют разроз­ненно и не организованы в систему. Такие каналы распределе­ния называют горизонтальными.

Выделяют также вертикальные каналы распределения, со­стоящие из производителя и одного или нескольких посредни­ков, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний либо представляет им определенные привилегии.

           
 
Производитель
 
Потребитель
   
 
 


Канал нулевого уровня


Одноуровневый канал

Производитель Оптовый посредник Розничный посредник Потребитель

Двухуровневый канал

Производитель Оптовый посредник Мелкооптовый посредник Розничный посредник Потребитель

Трехуровневый канал

Рис.14 Канал распределения товаров разных уровней

Вопрос. Структура канала распределения

Под структурой канала понимается количество уровней и конкретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:

• от чьего имени работает посредник;

• за чей счет посредник ведет свои операции.

Возможно выделение четырех типов посредников (табл. 3).

Таблица 3

Типы посредников в каналах распределения

Тип посредника   Признак классификации  
Дилер   От своего имени и за свой счет  
Дистрибьютор   От чужого имени и за свой счет  
Комиссионер   От своего имени и за чужой счет  
Агент, брокер   От чужого имени и за чужой счет  

Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, ко­торые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, и дилер становится собственником продукции.

Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, выс­тупающие от имени производителя, но за свой счет. Произво­дитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определен­ного срока. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается только право продажи.

Комиссионеры — посредники, которые выступают от свое­го имени и за счет производителя. Производитель остается соб­ственником продукции до ее передачи и оплаты конечным по­требителем. Договор о поставке с покупателем заключается от имени комиссионера. Но при этом риск случайной порчи товара лежит на производителе, перед которым отвечает комиссионер.

Агенты — посредники, выступающие в качестве представи­теля другого лица (принципала). За свои услуги агент получает вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с прин­ципалом.

Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. В отличие от агентов брокеры не состоят в дого­ворных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сдел­ки

 

 

7.Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике

 

Вопрос. Предмет производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного ис­точника сырья до конечного потребителя проходит ряд произ­водственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производ­ственной логистики.

Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих матери­альные блага или оказывающих услуги. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их терри­ториальная компактность.

Участников логистического процесса в рамках производствен­ной логистики связывают внутрипроизводственные отношения.

К производственным логистическим системам можно отнести:

• промышленное предприятие;

• оптовое предприятие;

• узловую грузовую станцию;

• узловой морской порт.

Производственные логистические системы можно рассмат­ривать на макро- и микроуровнях. В первом случае производ­ственные логистические системы выступают в качестве элемен­тов макрологистических систем: Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков.

На микроуровне производственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношени­ях и связях друг с другом и образующих определенную целост­ность: закупка, склады, запасы, производство, транспорт, инфор­мация, сбыт и кадры. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.

Вопрос. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике

Управление материальными потоками в рамках произ­водственных логистических систем может осуществляться дву­мя различными способами.

Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в кото­рой предметы труда, поступающие на производственный учас­ток, непосредственно этим участком у предыдущего технологи­ческого звена не заказываются. Материальный поток «выталки­вается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 15).

 

 

Покупатель

Заказ товара

Система управления, формирующая задание для всех отделов или цехов

Рис. 15. Схема толкающей системы управления материальным потоком на производстве

Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислитель­ной техники. Эти системы позволили согласовывать и коррек­тировать планы и действия всех подразделений предприятия с учетом постоянных изменений.

Второй вариант организации логистических процессов на производстве носит название «тянущая система» и представ­ляет собой систему организации производства, в которой де­тали и полуфабрикаты подаются на последующую техноло­гическую операцию с предыдущей по мере необходимости (рис. 16).

При данном способе организации производства центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не уста­навливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена оп­ределяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным зве­ном производственной технологической цепи.

Тянущая система имеет некоторые преимущества перед тол­кающей, так как персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих раз­мер оптимального заказа, чем это могла бы сделать централь­ная система управления.

Заказ товара

 

 

Заказ на материал Заказ на заготовки Заказ на детали

 

Материальный поток

Информационный поток


Рис. 16. Тянущая система управления материальным потоком на производстве

 

 

Вопрос. Качественная и количественная гибкость производственных систем

Производство в условиях рынка может укрепить свои позиции лишь в том случае, если оно способно быстро реаги­ровать на изменение спроса. До 70-х гг. предприятия решали эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продук­ции. В настоящее время логистика предлагает адаптировать­ся к изменяющимся условиям за счет запаса производствен­ной мощности.

 

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.

Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия уни­версального обслуживающего персонала и гибкого производства.

Количественная гибкость может обеспечиваться за счет ре­зерва рабочей силы или резерва оборудования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: