1. Структурный анализ основывается на сознавании репертуара состояния «Я»,
2. Состояние «Я» он подразделяет на три блока:
- «Я» сходное с образами родителей, экстеропсихика,
- «Я», направленное на объективную оценку реальности, «Я» в функции взрослого, неопсихика,
- «Я» все еще действующее с момента фиксации в раннем детстве - ребенок, археопсихика,
3. У каждого человека эти состояния «Я» присутствуют одномоментно, проявляясь в тех или иных транзакциях, при это по мере онтогенеза (взросления) обнаруживается тенденция «Я» взрослого выступать в роли посредника между «Я» родитель и «Я» ребенок,
4. Берн предлагает проследить как реализуются возможности психики - для этого транзакционный анализ,
Берн констатирует, что транзакции могут быть дополнительными двух видов:
а) взрослая подструктура одного человека взаимодействует с взрослой подструктурой другого,
б) участники транзакций отвечают взаимным ожиданиям, выступая в разных состояниях «Я».
Такие транзакции - гладкие, потенциально неконфликтные, но транзакции могут быть и конфликтными.
Теоретически возможны 9 комбинаций транзакций.
Транзакции есть явные и дополнительные скрытые, требующие участия двух и более состояний «Я», они могут быть угловые и двойные.
Именно скрытые транзакции составляют истинную природу игр, и анализ скрытых транзакций позволяет понять природу явлений человеческих отношений.
Планирование от ребенка основано на близости и конфиденциальности (стремлении к интимности), планирование от родителей - преимущественно ритуальное, т.е. нормативно-ценностное, а планирование от взрослого - более процедурное (стереотипное, шаблонное) при этом по мере взросления, принявшие родительские функции преимущественно их же и демонстрируют, не умеющие применять ритуалы (родительские функции) стремятся заменять их процедурными (как бы взрослыми) функциями, которые проявляются в использовании игровых схем общения. Игры - серия транзакций, с определенным и предсказуемым исходом, у игры есть два признака: скрытый мотив и выигрыш.
|
В результате анализа Берн предлагает тезаурус игр, которые могут быть сознательными или бессознательными,
Основные группы игр:
ü игры на всю жизнь (алкоголик; должник; бейте меня; ну что попался негодяй; посмотри, что я из-за тебя сделал и варианты);
ü супружеские игры (тупик; судебные разбирательства; фригидная женщина; если бы не ты; видишь, как я старался; «дорогая»);
ü игры в компаниях (подумайте какой ужас; изъян; гость-растяпа; почему бы вам не... да но);
ü сексуальные игры (например, «а ну-ка подеритесь»; «это же извращение»; «чулок»; «скандал»; «динамо»);
ü игры преступного мира (полицейские и воры; как отсюда выбраться; давай надуем Джо, мафия);
ü игры на приеме у психотерапевта (оранжерея, т.е. позиция интеллектуализации клиента; я всего лишь пытаюсь помочь вам; неимущий; крестьянка; психиатрия; дурачок; калека)
ü хорошие игры (трудовой отпуск; кавалер; рад помочь вам; они будут рады встретиться со мной; местный мудрец).
Игры передаются из поколения и вычерпываются из впечатлений раннего возраста.
Воспитание детей в большинстве случаев сводится на обучении играм.
Люди выбирают себе друзей, партнеров по играм из тех, кто предрасположен к этим играм.
|
В игры играют тем интенсивнее, чем менее они сохранны, чем менее они душевно комфортны.
Чтобы обрести гармоничность и независимость важно:
- включиться в настоящее,
- быть спонтанным или интуитивно чувствующим,
- быть в близости, т.е. чувствовать людей.
Берн говорит, что в силу того, что воспитание сопровождается обучением играм, то каждому человеку как бы предлагается жизненный сценарий (судьба, карма...), т.е. постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве под влиянием родителей. На формирование сценария человека играет роль:
· очередность рождения,
· желанность ребенка или ситуация зачатия,
· т.н. родовой сценарий, то что уже прожили бабушки, дедушки,
· удовлетворенность родителей полом ребенка и своим полом,
· имена и фамилии,
· временные промежутки между рождением братьев и сестер и т.д.
· кроме всего роль играют не только родители, но и ближайшее окружение.
Задача заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть сценарность жизни, наполненную играми и преодолеть проблемы - создать антисценарий.
Литература:
Э. Берн Игры в которые играют люди.
Э. Берн Люди которые играют в игры.
Э. Берн Введение в психиатрию и психоанализ.
Э. Берн Транзакционный анализ и психотерапия.