Источники, периодизация истории Южной и Средней Месопотамии.




 

Периодизация истории древней Месопотамии. На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение Первобытнообщинного строя и создавались

предпосылки возникновения классового общества.

В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII—XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV—XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX— XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI—XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII—VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII—VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV—XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

Основные категории источников по истории древней Месопотамии. Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов. Памятники материальной культуры. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. Памятники материальной культуры III—I тысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Ларсы, Эшнунны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др. Хозяйственные документы. Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов. Наиболее древние хозяйственные архивы (конец IV тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра. Написаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протоклинописью, еще до конца не расшифрованной. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и т. д. Большое хозяйственные архивы III тысячелетия до н. э. обнаружены в шумерских городах Уре, Лагаше и др. В основном они сосредоточены в храмах и характеризуют обширное храмовое и государственное хозяйство. Особенно много хозяйственных документов сохранилось от II тысячелетия до н. э. в составе не только государственных и храмовых, но и частных архивов.

К началу II тысячелетия до н. э. относится архив ассирийских и аморейских купцов (более 10 000 табличек — счета, сделки, займы, расписки, судебные протоколы и др.), обнаруженный при раскопках Кюль-тепе («Холм пепла») в Малой Азии, где находился город Каниш — центр крупного международного торгового объединения.

XV—XIV вв. до н. э. датируются около 4000 глиняных табличек, найденных при раскопках древней Аррапхи и смежных с ней поселений, которые позволяют исследовать социально-экономическую структуру хурритов. Юридические документы. Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них — законы Шульги — относятся к концу III тысячелетия до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей.

К XX в. до н. э. относятся законы из Эшнуны (периферийного царства, располагавшегося в бассейне реки Диялы), от которых сохранились введение и 59 статей. От начала II тысячелетия до н. э. дошли фрагменты законов из Ларсы и Иссина. От свода, составленного при царе Липит-Иштаре, уцелели введение, часть заключения и около 40 статей законов.

Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). К середине II тысячелетия до н. э. относится судебник из Ашшура — древнейшей столицы ассирийского государства с текстом так называемых среднеассирийских законов. Наконец, сохранились и фрагменты законов (около 20 статей), действовавших в Нововавилонском царстве. Возможно, они были составлены в правление Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). Дипломатические документы. Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э. XXIII веком до н. э. датируется договор, заключенный между аккадским царем Нарам-Суэном и одним из царей Элама после долговременных военных конфликтов. К началу II тысячелетия до н. э. относится дипломатический архив, найденный при раскопках дворца царя Мари Зимрилима. Архив содержит обширную переписку между правителями и государственными деятелями Вавилона, Мари, сирийских и финикийских княжеств и др. Исключительное значение для истории месопотамских государств II тысячелетия до н. э. и международных отношений этого периода имеет найденный на территории Древнего Египта дипломатический Телль-Амарнский архив, в котором встречаются письма митаннийских, вавилонских и ассирийских царей египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону (XIV в. до н. э.). Дипломатические и деловые документы на аккадском языке были найдены при раскопках в Богазкёе на территории Малой Азии, где в древности находилась столица хеттов — Хаттуса (архив хеттских царей, датируемый серединой и второй половиной II тысячелетия до н. э.). Среди международных договоров I тысячелетия до н. э. видное место занимают договоры, заключавшиеся ассирийскими царями с зависимыми от них государствами. Надписи исторического содержания. Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии.

Возвышение Лагашского государства в XXV в. до н. э., рост его внешнеполитического могущества, острая борьба с соседней Уммой освещаются в надписях лагашского правителя Эанатума, особенно на его победной «Стеле коршунов». О событиях большой социально-политической важности — реформах в Лагаше — говорится в надписях правителя Лагаша Уруинимгины (XXIV в. до н. э.). Другой правитель этого города — Гудеа (XXII в. до н. э.) оставил строительные и посвятительные надписи.

Важны надписи аккадских царей (XXIII в. до н. э.), в частности Римуша, описывающие подавление восстаний в Аккадском царстве и завоевательные походы в Элам. Интересным памятником является так на-зываемый «Обелиск Маништушу», который помогает восстановить картину царского земельного фонда, его рост за счет скупки земли у общинников. В большом количестве дошли до нас надписи ассирийских царей. Известно более 140 надписей нововавилонских царей, большая часть которых принадлежит Навуходоносору II и Набониду (VI в. до н. э.). Большое значение имеют надписи царей, делавшиеся при сооружении храмов, изготовлении статуй богов, гимны в честь богов и царей. Будучи наиболее парадными, они выполнялись не только на глине, но и на камне (мраморе, базальте и др.), золотых и серебряных изделиях, печатях из драгоценных и полудрагоценных камней, пластинках из слоновой кости и т. д. Ценный материал содержится в царской переписке, сохранившийся в архивах ассирийских царских дворцов. Интересны как исторический документ запросы царей к тому или иному оракулу для предсказания судьбы важных начинаний, по поводу исхода различных событий и т. д. В государствах Месопотамии существовали царские списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., начинался с «допотопных» царей и позднее был доведен до XVIII в. до н. э. Ассирийскиесписки верховных чиновников — «лимму» (с 911 по 648 г.), по которым велась датировка, и царские списки (с начала II тысячелетия до конца VII в. до н. э.) являются ценнейшими для установления хронологии ассирийской истории, тем более что в них встречается реальная дата солнечного затмения — 15 июля 763 г. до н. э., благодаря которой хронология становится на твердую основу. Дошли также списки вавилонских царей в хронологической последовательности. Сохранились «Синхронистическая история», излагающая историю ассиро-вавилонских взаимоотношений с XVI до IX в. до н. э.; «Хроника о падении Ниневии», в которой отразились события гибели и распада Ассирийской державы (VII в. до н. э.); «Вавилонская хроника», повествующая о покорении Нововавилонского царства персидским царем Киром (VI в. до н. э.). Вместе с царскими надписями эти хроники составляют прочную основу для восстановления истории древней Месопотамии. Памятники шумеро-аккадской словесности. В эпических поэмах об Энмеркаре, правителе Урука, и верховном жреце Аратты содержатся интереснейшие данные о взаимоотношениях Шумера в раннединастический период (начало III тысячелетия до н. э.) с отдаленной страной Араттой, расположенной за «семью сверкающими горами», видимо, на территории Ирана. Источники из других стран Древнего Востока. В связи с тем что Месопотамия, располагавшаяся в самом центре ближне- и средневосточного мира, имела разнообразные экономические, политические и культурные контакты со многими странами, на ее территории часто встречаются чужеземные вещи: статуи и скарабеи из Египта, южноаравийские надписи, ювелирные и ремесленные изделия из Сирии, Финикии, Палестины, Урарту, Ирана, Индии. В свою очередь, вавилонские цилиндрические печати, бронзовые изделия и инструменты из железа ассирийского оружейника были найдены в кладах на территории Египта, шумерские печати обнаружены при раскопках центров Индской цивилизации, Свод законов Хаммурапи, обелиск Маништушу найдены были при раскопках эламской столицы Суз, деловые и дипломатические документы и литературные произведения Древней Месопотамии обнаружены в Малой Азии, Египте, Палестине, Сирии, Иране и др. Из новых находок важно отметить материалы раскопок древнего сирийского города Эблы к югу от города Алеппо (древняя Халпа). Здесь итальянские археологи нашли несколько тысяч глиняных клинописных табличек, содержащих тексты на шумерском и одном из семитских языков. В этом одном из древнейших архивов Передней Азии, восходящем к III тысячелетию до н. э., представлены литературные тексты, «учебники» и «тетради» учеников, деловые, особенно торговые документы и обширная государственная документация: дипломатическая переписка, донесения послов и военачальников, административные распоряжения и др. В числе важных чужеземных источников по истории Месопотамии следует назвать Библию. В ней содержатся рассказы о походах в Восточное Средиземноморье ассирийских и нововавилонских царей, о взаимоотношениях государств Палестины и Месопотамии. Сохранились также персидские источники по истории Месопотамии: «Цилиндр Кира», покорителя Вавилона, надписи Дария I, и прежде всего Бехистунская, где рассказывается о восстаниях вавилонян против персидского господства.

Природные условия, население. Климат Месопотамии был неодинаков на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом. На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В северной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня. Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Много было, особенно на заболоченном юге, разных видов камыша. Особое значение в жизни страны имела финиковая пальма. Страбон говорит, что в древности знали 360 ее полезных свойств. Выращивали виноград и фруктовые деревья (яблоню, смоковницу и др.), зерновые (ячмень, полбу, просо), технические (сезам, лен), огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву), а также бобовые культуры (чечевицу, фасоль, горох).Фауна в древние времена была богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие животные обитали в окрестных степях и приречных зарослях. Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию).

Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину и заметно ускорилось в эпоху неолита. В первую очередь осваивалась более благоприятная с точки зрения природных и климатических условий Северная Месопотамия. Этническая принадлежность носителей древнейших (дописьменных) археологических культур (хассунской, халафской и др.) неизвестна. С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже IV — III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.Вопрос об их происхождении и родственных связях шумерского языка остается весьма спорным. В настоящее время нет достаточных оснований для отнесения шумерского языка к той или иной известной языковой семье.Шумеры вступили в контакт с местным населением, заимствовав у него ряд топонимических названий, достижений в сфере хозяйства, некоторые религиозные верования.В северной части Месопотамии с начала III тысячелетия до н. э., а возможно, и ранее, жили восточносемитские скотоводческие племена. Язык их называется аккадским. Он имел несколько диалектов: в Южной Месопотамии был распространен вавилонский, а к северу, в средней части долины Тигра,— ассирийский диалект.В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячеле­тия до н. э. заняли всю Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык был уже мертвым языком. Однако как язык религии и литературы он продолжал существовать и изучаться в школах до I в. до н. э. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.В конце III тысячелетия до н. э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западносемитские скотоводческие племена сутиев. Аккадцы называли их амореями. По-аккадски Амурру означало «Сирия», а также и «запад» вообще. Среди этих кочевников было много племен, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах. В конце III — первой половине II тысячелетия амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий. С древнейших времен в Северной Месопотамии, Северной Сирии и на Армянском нагорье жили субарейские племена. Шумеры и аккадцы называли их страну Субарту. Впоследствии субареи были асси­милированы расселившимися на их территориях хурритами — одним из народов Армянского нагорья, после чего термин «субареи» перешел на хурритов. К северо-востоку от Месопотамии, от верховьев Диялы до приурмийского района и далее к северу жили горные племена кутиев, по-видимому, родственные современным народам Дагестана. В конце XXIII в. кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце XXII в. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н. э.С конца II тысячелетия в предгорьях Загроса, по соседству с кутиями, жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев, о происхождении и языковой принадлежности которых ничего определенного пока сказать нельзя. Не исключено, что они были родственны касситским племенам. Касситы с древнейших времен жили в Северо-Западном Иране, к северу от эламитов. Во второй четверти II тысячелетия до н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале XVI в. они захватили крупнейшее из месопотамских государств — Вавилонское — и основали там свою династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как касситские племена, оставшиеся на своей родине, сохранили родной язык, отличный от шумерского, семитских, хурритских и индоевропейских языков.Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н. э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории. После завоевания Вавилонии персами в VI в. до н. э. арамейский язык стал официальным языком государственной канцелярии всей Персидской державы. Аккадский сохранялся лишь в крупных месопотамских городах, но и там он постепенно вытеснялся арамейским и к началу I в. до н. э. был окончательно забыт. Вавилоняне постепенно слились с халдеями и арамеями. Пестрота этнического состава Месопотамии была обусловлена также осуществлением политики насильственного переселения народов, которая проводилась в I тысячелетии до н. э. в Ассирийской и Ново­вавилонской державах, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе, куда входила и Месопотамия.

 

34. Культура.Древнего Китая: научные знания, литература историческая

Мысль Древнего Китая.

Письменность.

Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. Подавляющее большинство иньских знаков представляло собой идеограммы — изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части. Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась. Благодаря заимствованию иньской письменности чжоусцами развитие ее не прервалось и в I тысячелетии до н. э. Существенные изменения происходят в ней лишь во II—I вв. до н. э., когда после унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Иероглифы этого времени уже полностью утратили связь со своими первоначальными начертаниями. Письменность ханьского времени в принципе почти не отличается от современной. Трансформация написания знаков была в значительной мере обусловлена эволюцией материалов, использовавшихся для письма. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом (отсюда происходит общее название письменных принадлежностей — «нож и кисть»). Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке (образцы таких «шелковых» книг найдены в ханьских погребениях). На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках новой эры бумага вытесняет все старые материалы для письма.

Литература.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин». «Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых — служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого. Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах». Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности. Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них — Сыма Сян-жу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.

Научное знание.

Математика.

Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» содержит опыт, накопленный предшествующими поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. Для исследователя истории Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения ценна тем, что в ней нашли отражение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д.

Астрономия и календарь.

В «Исторических записках» Сыма Цыня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.

В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения земледельческой техники.

Медицина. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять иглоукалывание. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, содержащими в общей сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями, упоминаются и некоторые магические приемы. Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

 

28) Политический кризис в империи Ахеминидов. Реформы Дария I, их значение.

Придя к власти, Дарий столкнулся с тяжелой ситуацией. Во всех концах империи вспыхивали восстания; одна за другой недавно присоединенные к Персии страны пытались добиться независимости. Опираясь на армию, молодой царь жесткой рукой подавил восстания и восстановил эффективную власть центра. В знак своих успехов он повелел высечь на Бехистунской скале гигантское барельефное изображение с надписью на нескольких языках. И изображение, и надпись (сыгравшая в свое время важную роль в расшифровке клинописи) призваны были закрепить в поколениях память о великой победе. Однако военными успехами деятельность Дария не ограничилась - с них она практически только началась, ибо центр тяжести ее был в ином, т.е. в тех реформах, которые обеспечили почти двухвековое владычество персов на Ближнем Востоке. Суть реформ Дария сводилась прежде всего к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Сами персы - кара (это слово означало одновременно «народ» и «воины», что адекватно отражало сравнительно ранний этап развития персов как этноса, и те социально-политические функции, которые выпали на их долю в империи) - занимали привилегированное положение. Именно из их числа формировался командный состав армии, именно они составляли ядро административного аппарата, разветвленная сеть которого густо опутала всю державу Ахеменидов. Дарий разделил страну на провинции - сатрапии, во главе которых им были поставлены ответственные перед центром управители-сатрапы. Но в отличие от ассирийцев Дарий пошел дальше: для упрочения власти центра и ограничения всевластия сатрапов он ввел разделение военной и гражданской власти на местах. В функции сатрапов входило осуществление гражданской администрации, обеспечение регулярного поступления податей и выполнения повинностей. Они же выполняли судебные функции, имели право чеканить серебряную и медную монету. Однако сатрапы не имели военной силы, за исключением небольшой личной охраны и аппарата принуждения на местах. Что же касается военной администрации, то вся империя была поделена на пять больших округов во главе с военачальниками, в ведении которых находились военные руководители сатрапий, независимые от сатрапов и не подчинявшиеся им. Это разграничение гражданской и военной администрации при взаимном контроле ответственных руководителей различных ведомств сыграло важную роль в упрочении всевластия центра. Именно центральный аппарат власти сохранял за собой все основные руководящие функции. Для упрощения канцелярско-деловой переписки в многоязычной державе Дарий перевел всю ее на арамейский язык, широко распространенная лексика которого удачно соответствовала переведенной на алфавитную основу по финикийскому образцу унифицированной клинописи. Только столичное казначейство, в сокровищницы которого ежегодно стекались подати из всех сатрапий, в строгом соответствии с их богатством и степенью экономического развития, имело право чеканить золотую монету, дарик, получившую широкое распространение не только в персидском, но и греческом мире. Во главе административного аппарата центра стояли знатные персидские вельможи, им помогали многочисленные чиновники из персов и мидян, причем часть этих же чиновников посылалась в сатрапии, где они выступали в качестве помощников сатрапов, исполняя судебные и иные функции. Что касается администрации внутри сатрапий, особенно таких крупных и развитых, как Египет или Вавилон, то они делились на области, для управления которыми обычно привлекались чиновники и писцы из числа местных жителей. В сатрапиях, где политические связи издревле основывались на добровольном подчинении мелких государств (Финикия и др.), роль руководителей подчиненных сатрапам областей выполняли местные правители с их традиционным аппаратом власти, и местным самоуправлением. Далекие периферийные районы, населенные небогатыми племенами, тоже обычно сохраняли традиционную систему управления во главе с вождями, а их взносы в персидскую казну ограничивались небольшой данью, принимавшей форму спорадических подарков. При этом почти во все окраины державы центр посылал свои военные отряды, сооружая там крепости и форпосты. Воины гарнизонов обычно получали освобожденные от налогов земельные наделы и жили за счет их обработки. При этом строго соблюдался принцип, согласно которому в число воинов не должны были включаться жители данного района, даже вообще страны, особенно если имелась в виду такая страна, как Египет, Вавилония. Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, занимала привилегированное положение в качестве личной охраны царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников, причем периферийные ее подразделения, стоявшие гарнизонами в сатрапиях, включали в свой состав не только персов и мидян, хотя именно иранские племена по-прежнему оставались костяком армии. Вначале строго следили за тем, чтобы воинские наделы оставались наследственно-должностными и не переходили в личную собственность, не становились объектом купли-продажи. С течением времени, однако, наделы начинали отчуждаться, что не могло не сказаться на боеспособности армии. Как известно, это привело к тому, что последние персидские цари вынуждены были все большую ставку делать на воинов-наемников. Став мировой державой, империя Ахеменидов вынуждена была активно строить военные корабли, особенно после того как ей пришлось столкнуться с сильными именно на море греками.

Серия военно-политических и социально-экономических реформ Дария, приведшая к укреплению внутренней административной структуры и усилению власти правителя, сравнительно мало затронула те привычные социальные и экономические отношения, которые существовали на Ближнем Востоке издревле. При всем несходстве между развитыми и отсталыми странами, при всех модификациях моделей эволюции эти отношения в общем были однотипными: эффективная администрация центра опиралась на власть-собственность, производители выплачивали ренту-налог в казну, а частное хозяйств всегда было под строгим контролем чиновников.

Завоеватели-персы, облагавшие огромными податями подвластное им иноплеменное население, выступали в качестве правопреемников тех правителей, которые прежде олицетворяли собой власть-собственность в каждой из покоренных персами стран. Во всех них система царско-храмовых хозяйств становилась одним из важнейших источников дохода казны Ахеменидов, причем земли этих хозяйств по-прежнему обрабатывали арендаторы, обычно зависимые либо неимущие полноправные из числа местного населения. Параллельно с царско-храмовыми многие из аннексированных земель были розданы знатным персам и иным приближенным либо заслуженным лицам, которые тем самым приобретали большие должностные и личные владения, обрабатывавшиеся для них на правах аренды преимущественно теми же зависимыми (многих из них именовали персидским словом «гарда», в эламском варианте - «курташ»), нередко из числа бесправных покоренных пленников. Часть крупных владений имела привилегии и иммунитеты, т.е. была освобождена от налогов, тогда как с остальных налоги взимались по минимальной ставке. К должностным землям крупного масштаба были близки по характеру и более мелкие должностные владения чиновников и воинов, которые обычно также обрабатывались арендаторами.

36. Внешняя политика фараонов XVIII – XIX династий. Внешний расцвет Египта Реформированная египетская армия по своему вооружению, организации была од­ной из лучших и самых многочисленных армий того времени.

Опираясь на мощь армии, XVIII дина­стия проводила активную внешнюю поли­тику и захватила обширные территории. Особенно впечатляющими были завоева­ния на побережье Восточного Средиземно­морья. Успехам египтян способствовала политическая раздробленность этого реги­она, отсутствие сильных государственных образований, которые могли бы противо­стоять на равных Египту. Хеттское царство, Ассирия, Вавилония переживали не лучшие времена и не могли активно вмешаться в дела Сирии и Палестины. Опасным сопер­ником египетских фараонов было лишь государство Митанни, усилившее свое могу­щество в конце XVI — первой половине XV в. до н.э. Нейтрализация митаннийского про­тиводействия стала основной заботой XVIII династии. Стремясь остановить египетскую экспансию в Сирию и Палестину, Митанни поддерживало коалицию мелких сиро-пале­стинских княжеств во главе с городом Ка-деш. Создание такого союза на некоторое время задержало продвижение египтян в Палестине и несколько стабилизировало обстановку в этом регионе. Остановленные здесь фараоны XVIII династии начинают вести активную политику в южном направ­лении. Преемники Яхмоса захватили здесь обширные территории вплоть до 3-го ниль­ского порога. При царице Хатшепсут была направлена большая военно-торговая фло­тилия в страну Пунт, которая вернулась в Египет нагруженная многочисленными по­дарками как знаками покорности тамошних правителей.

Активность завоевательной политики резко возросла, когда на троне оказался пасынок Хатшепсут Тутмос III (1490—1436 гг. до н. э.), талантливый полководец, дально­видный государственный деятель. Он сосре­доточил основное внимание на восточно-средиземноморском регионе. После тща­тельной подготовки Тутмос III ввел много­численные войска в Палестину, где его поджидала объединённая коалиция сиро-палестинских княжеств во главе с городом Кадет, поддерживаемая Митанни. Сиро-палестинские войска были сосредоточены Около сильно укрепленного города Мегид-до; подходы к которому были труднодоступ­ны из-за подступающих гор. В анналах Тутмоса III подробно описывается поход к Мегиддо. Анналы рассказывают, что фараон, не посчитавшись с трусливым мнением своих сановников идти обходной, более без­опасной дорогой, избрал рискованный путь через узкое ущелье и внезапно появился перед не ожидавшим его противником. В ожесточенной битве (1468 г. до н. э.) египтяне одержали решительную победу. Сиро-палестинское ополчение укрылось в городе Мегиддо, который был взят после изнури­тельной семимесячной осады. Разгром ко­алиции сделал Тутмоса III хозяином большей части Палестины и Сирии, после чего египетские войска приступают к пол­ному завоеванию этих территорий, предпринимая регулярные, почти ежегодные вторжения. За двадцать два года единолич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: