ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«Технология – писал А.М. Горький, – это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология – логика идей, то есть логика смыслов, извлекаемых из фактов, – смыслов, которые предуказывают пути, приемы и формы творчества новых фактов».
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.
Итак, любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:
– правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
– определить, в какой логической последовательности действовать;
– какие формы, способы и приемы при этом использовать.
Все это составляет основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация (реализация) какой-либо деятельности.
Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб видения процесса.
Уровень, когда рассматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы) – частная методика; конкретизированные формы организации процесса – конкретная методика.
«Общая методика – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).
Общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной системы»
Социально-культурная деятельность (СКД) гарантирована Конституцией РФ. В ст. 44 установлено право граждан:
- на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;
- право на доступ к культурным ценностям.
Кроме этого СКД гарантирована «Основами законодательства РФ о культуре» от 1992г., где определены сферы культурной деятельности, раскрыто их содержание, трактуются права человека в области культурной деятельности.
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия сельского и городского поселений, полномочий муниципального района и полномочия городского округа по вопросам культуры (в части культурно-досуговых учреждений), которые заключаются в следующем:
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха.
Вопросы местного значения муниципального района:
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.
Одной из задач по осуществлению полномочий местного органа власти по вопросам культуры (в части организации работы КДУ) является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.
Досуг означает время, не занятое работой или другим делом или отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Досуг подразделяется на познавательный, творческий и рекреативный. Таким образом, задача учреждений культуры клубного типа состоит в предоставлении возможностей населению заниматься народным художественным творчеством в клубных формированиях или предоставлении населению различных культурно-досуговых мероприятий.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007г № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ включены показатели – удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры и в работе любительских объединений.
Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры и составляет значимую часть в деятельности учреждений всей социальной сферы. Понятие социально-культурная деятельность состоит из двух основополагающих: социальная деятельность и культурная деятельность.
Социальная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий, которые должны помочь каждому человеку в разном возрасте успешно пройти процесс социализации и социальной адаптации. Социализация – это процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоение ею нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества.
Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.
Успешное прохождение человеком социализации и адаптации позволят ему, несмотря на жизненные кризисы и экстремальные ситуации сохранять душевное равновесие, чувство собственного достоинства, трудовую активность.
Культурная деятельность – это деятельность по выявлению, сохранению, освоению, созданию и распространению культурных ценностей. К культурным ценностям относятся: языки, говоры, диалекты, традиции, обычаи, обряды, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения искусства, здания и сооружения, имеющие историко-культурную значимость, технологии.
Таким образом, социально-культурная деятельность – это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самопознание личности.
Социально-культурная деятельность – это технологический процесс в результате которого появляется такой конечный продукт как: концерт, конкурс, вечер, массовый праздник, спектакль, шоу-программа или др. мероприятия.
Мероприятие – организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществления чего-нибудь.
К культурно-досуговым мероприятиям относятся: тематические вечера, устные журналы, диспуты, деловые игры, встречи за круглым столом, детские утренники, концерты, вечера ветеранов войны и труда, театрализованные праздники и представления, спектакли, народные гуляния, карнавалы, праздники города, района, села, гражданские семейные обряды и ритуалы, выставки, показательные выступления, сеансы одновременной игры в шахматы и шашки, киносеансы (если киноустановка в оперативном ведении учреждения), видеотеки, дискотеки, благотворительные мероприятия и др. Чем интереснее проходят различные мероприятия, тем большее количество населения в качестве непосредственных участников или посетителей в них участвуют.
Проведению того или иного мероприятия предшествует большая подготовительная работа.
Рассмотрим методику подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий.
Методики бывают: общие (методика подготовки и проведения мероприятия, методика работы с творческим коллективом и т.д.); частные (методика постановки номера, методика работы с ведущими, методика оформления сцены и т.д.).
В целом схему технологии социально-культурной деятельности можно представить так: СОЦЗАКАЗ – ЦЕЛЬ – СОДЕРЖАНИЕ – ФОРМА – СРЕДСТВО – МЕТОДЫ– МЕРОПРИЯТИЯ – АНАЛИЗ – СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПАПКИ.
Методика – совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения.
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Содержание – то, что составляет сущность кого-, чего-нибудь.
Средства – приемы, способы действия для достижения какой-то цели.
Анализ – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь; всесторонний разбор рассмотрения.
Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Рекреативный – содержащий в себе элементы развлечения, занимательности.
Методику проведения культурно-досуговой программы условно можно разделить на семь этапов.
Первый этап – этап планирования. На основании утвержденного плана работы учреждения культуры или социального заказа органов исполнительной власти или заказа отдельных организаций, предприятий или физических лиц принимается решение о проведении того или иного мероприятия. На этом этапе осуществляется:
- создание оргкомитета, в который входят люди заинтересованные в проведении данного мероприятия и обладающие для этого реальными возможностями (представители органов власти, руководители учреждений), представители СМИ, спонсоры, бухгалтер. Заинтересованные лица – лица, которые могут решать определенные задачи. Например: при проведении мероприятий для ветеранов ВОВ представители Советов ветеранов войны; для ветеранов локальных войн – представители общественных организаций воинов – ветеранов локальных войн. Для детей школьного возраста – представители органов и учреждений образования. Для инвалидов – представители обществ инвалидов и т.д.;
- создание организационно-постановочной группы, в которую должны войти творческие специалисты во главе с директором учреждения культуры (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);
- определение формы проведения мероприятия, места, времени;
- в случае проведения мероприятий, содержащих момент состязания – конкурсы, фестивали, выставки и др., разрабатывается положение, в котором обозначаются учредители данного мероприятия, цели его, критерии оценки, финансовые условия;
- разработка подробного плана подготовки и проведения мероприятия по схеме (см. приложение № 1);
- утверждение программы проводимого мероприятия (см. приложение № 2). Программа мероприятия печатается в афише, может печататься отдельно. Это зависит от наличия средств на типографские расходы.
Второй этап – написание и утверждение сценария, разработка сметы расходов:
- написание сценария и составление сметы расходов;
- 1 согласование сценария и сметы расходов на заседании организационно-постановочной группы;
- 2 согласование сценария и сметы расходов (см. приложение № 3) на заседании оргкомитета;
- утверждение сценария и сметы расходов руководителем учреждения (директором программы) или руководителем организации – учредителя учреждения культуры (например, начальник отдела культуры муниципального образования или глава поселения).
В смете расходов на проведение мероприятия указываются расходы по кодам показателей (по экономической классификации расходов и указание источников финансирования данного мероприятия). В смете делается подробная роспись по каждому виду расходов.
Например: расходные материалы:
- СД-диск 2 шт х 15-00= 30-00
- элементы питания 4шт х 80-00 = 320-00 и т.д.
Источниками финансирования на проведение мероприятия могут быть: средства Государственной программы новгородской области "Развитие культуры и туризма новгородской области на 2014 - 2020 годы"; муниципальная целевая программа по развитию и сохранению культуры на территории данного муниципального образования; средства на текущее содержание данного учреждения культуры; спонсорские средства; средства, полученные учреждением от оказания платных услуг населению.
В случае использования средств областной целевой программы средства перечисляются исполнителю мероприятия в соответствии с заключенным договором между управлением культуры и муниципальным образованием.
Третий этап – реализация сценария, который включает в себя:
- работу с творческими коллективами, подбор исполнителей, художественных номеров, рабочих репетиций, монтировочной и генеральной репетиций;
- оформление сцены;
- запись фонограмм;
- световое решение;
- изготовление костюмов и реквизита;
- приобретение расходных материалов;
- приобретение призов;
- работа по изготовлению рекламной продукции (изготовление афиш, пригласительных билетов);
- работа со СМИ;
- работа со спонсорами;
- работа с потенциальными зрителями.
Четвертый этап – проведение мероприятия.
Пятый этап – анализ мероприятия (как правило, на следующий день):
- необходимо отметить все положительные моменты при проведении мероприятия;
- отметить недостатки, при этом необходимо привести аргументы;
- внести предложения на будущее – как исключить допущенные недостатки, какие моменты усилить для того, чтобы повысить качество проводимых мероприятий.
Шестой этап – подготовка и сдача отчетных документов. Составляется текстовая справка, в которой подробно излагаются отдельные моменты проведения мероприятия. Необходимо отразить как положительные так и отрицательные стороны проведения мероприятия, определить перспективные вопросы для улучшения качества подготовки подобных мероприятий.
В случае использования финансовых средств на подготовку и проведение мероприятий представляются отчеты за использованные средства в бухгалтерию учреждения (поселения). На участников мероприятий, на которых производились какие-то расходы, составляется список с указанием паспортных данных, страхового свидетельства, места проживания. Список заверяется руководителем учреждения (руководителем программы) и сдается в бухгалтерию. В случае оплаты за участие в мероприятии творческих коллективов или отдельных исполнителей им выплачивается заработная плата по договору гражданско-правового характера. Заключение договоров производится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем учреждения или самим руководителем.
При организации питания для участников мероприятия расходы оформляются следующими документами: договор на обслуживание с предприятием общественного питания, предоставляющего услуги, список питающихся (с данными указанными выше), талоны на питание, счет, счет-фактура, акт выполненных работ. При приобретении продуктов питания за наличный расчет в товарных чеках указывается наименование, количество и стоимость приобретенных продуктов. Все документы сдаются в бухгалтерию.
Призы участникам – победителям различных мероприятий присуждаются решением жюри, которое утверждается отделом культуры или руководителем учреждения или поселения. Протокол решения жюри, которым определяются победители, представляется в бухгалтерию. Вручение дипломов и призов производится по ведомости, которая сдается в бухгалтерию с приложением списка награжденных с данными на них, указанными выше. В случае, если приз получает учреждение его получение представителем учреждения-победителя осуществляется по доверенности и накладной. Полученные в качестве приза материальные ценности ставятся на учет.
Авансовые отчеты по средствам, предусмотренным на данное мероприятие, сдаются в бухгалтерии, как правило, в течение трех дней.
В случае списания материалов, использованных на подготовку и проведение мероприятия, в акте на списание подробно указываются причины списания.
Седьмой этап – составление методической папки, в которую должны войти:
- сценарий мероприятия;
- положение о проведении конкурса (фестиваля, смотра, выставки, др.);
- план подготовки и проведения мероприятия;
- программа мероприятия;
- списки участников мероприятия;
- состав жюри;
- протокол жюри;
- образцы печатной продукции (афиши, пригласительный билет, программа, др.);
- программа мастер-класса (творческой лаборатории);
- фото и видеоматериалы;
- отзывы в прессе;
- протоколы заседания оргкомитета;
- итоговая справка.
Таким образом, технология КДМ – последовательность действий и правил, а методика – их внутреннее содержание, идеология.