Планирование эксперимента
I. Экспериментальная выборка и критерии ее формирования. Численность и состав выборки
Объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид, либо, чаще, группа.
Различают следующие виды «дизайна» – конструирования экспериментальных групп:
1. Наиболее распространенный способ – исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной (подвергается воздействию) и контрольной (воздействия нет).
2. Факторное планирование. Создается несколько групп, которые ставятся в разные условия.
3. Исследование одной группы: ее поведение изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Применяется, когда нет возможности сформировать контрольную группу. Но этот план не контролирует влияние экспериментального воздействия на контрольный опыт и наоборот.
При формировании групп используют следующие стратегии:
Привлечение реальных групп (параллельные классы, дети с СДПГ и здоровые дети).
Случайный отбор (рандомизация).
Стратометрический подход. Генеральная совокупность рассматривается как совокупность страт. В экспериментальную и контрольную выборки отбираются испытуемые так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты (пол, возраст, политические предпочтения, образование и т.д.)
4. Стратегия попарного отбора. Экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант – использование близнецов.
5. Приближенное моделирование. В 90 % случаев выбирают студентов как представителей молодежи. Большинство из них – психологи, поэтому психологию часто называют «наукой о студентах-второкурсниках».
|
Студенты отличаются более высоким уровнем образования, социально-классового статуса, интеллекта и социабельности. Результаты могут быть нерелевантными для всей популяции.
Численность экспериментальной выборки. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) варьирует от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек (корреляции r≥ 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при р = 0,05).
Испытуемых, уже участвовавших в исследованиях, называют – «испорченные испытуемые». Они знают схему эксперимента и способны работать «под гипотезу» (или против). Экспериментаторы предпочитают «наивных испытуемых».
II. Экспериментальные планы для одной независимой переменной
План «истинного» экспериментального исследования отличается следующими признаками:
1) применением одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего – рандомизации;
Наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы.
Классическим вариантом является план для двух групп и одной независимой переменной. Существуют две основные версии этого плана:
1. План для двух групп с тестированием после воздействия (Рональд Фишер). Структура плана:
Эксп. группа R Х О1
Контр. группа R О2
Где: R– рандомизация, Х– воздействие,
О1 – тестирование первой группы,
О2 – тестирование второй группы
2. План для двух групп с предварительным и итоговым тестированием. Структура плана:
|
Эксп. группа R О1 Х О2
Контр. группа R О3 О4
Преимущество: контролируется исходный уровень зависимой переменной (интеллект, тревожность и т.д.). Недостаток: не позволяет контролировать эффект взаимодействия тестирования и экспериментального воздействия
III. Планы для одной независимой переменной, трех и более групп
Иногда сравнения двух групп недостаточно для подтверждения или опровержения экспериментальной гипотезы:
а) при необходимости контроля внешних переменных (см. эксперимент с несколькими контрольными группами);
Б) при необходимости выявления количественных зависимостей между двумя переменными.
План для трех групп и трех уровней независимой переменной.
Эксп. группа 1 R Х1 О1
Эксп. группа 2 R Х2 О2
Контр. группа R О3
План позволяет установить характер зависимости между переменными (линейная или другая)
IV. Факторные планы
Факторный эксперимент – многомерное исследование, в ходе которого устанавливают отношения между несколькими независимыми и зависимой переменными. В факторном эксперименте проверяются одновременно два типа гипотез:
1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;
гипотезы о взаимодействии переменных, а именно – как одна из независимых переменных влияет на воздействие другой (пример: цветомузыка).
Цвет | Музыка | |
Есть | Нет | |
Есть | ||
Нет |
Для оценки величины взаимодействия используют:
1. Дисперсионный анализ (ANOVA).
2. Простой количественный анализ.
3. Графический анализ. Например, исследовали зависимость статуса ребенка в группе от состояния его здоровья и уровня интеллекта. Варианты возможных отношений между переменными: