Гипотезы о взаимодействии переменных, а именно – как одна из независимых переменных влияет на воздействие другой (пример: цветомузыка).




Планирование эксперимента

I. Экспериментальная выборка и критерии ее формирования. Численность и состав выборки

Объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид, либо, чаще, группа.

Различают следующие виды «дизайна» – конструирования экспериментальных групп:

1. Наиболее распространенный способ – исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной (подвергается воздействию) и контрольной (воздействия нет).

2. Факторное планирование. Создается несколько групп, которые ставятся в разные условия.

3. Исследование одной группы: ее поведение изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Применяется, когда нет возможности сформировать контрольную группу. Но этот план не контролирует влияние экспериментального воздействия на контрольный опыт и наоборот.

При формировании групп используют следующие стратегии:

Привлечение реальных групп (параллельные классы, дети с СДПГ и здоровые дети).

Случайный отбор (рандомизация).

Стратометрический подход. Генеральная совокупность рассматривается как совокупность страт. В экспериментальную и контрольную выборки отбираются испытуемые так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты (пол, возраст, политические предпочтения, образование и т.д.)

4. Стратегия попарного отбора. Экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант – использование близнецов.

5. Приближенное моделирование. В 90 % случаев выбирают студентов как представителей молодежи. Большинство из них – психологи, поэтому психологию часто называют «наукой о студентах-второкурсниках».

Студенты отличаются более высоким уровнем образования, социально-классового статуса, интеллекта и социабельности. Результаты могут быть нерелевантными для всей популяции.

Численность экспериментальной выборки. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) варьирует от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек (корреляции r≥ 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при р = 0,05).

Испытуемых, уже участвовавших в исследованиях, называют – «испорченные испытуемые». Они знают схему эксперимента и способны работать «под гипотезу» (или против). Экспериментаторы предпочитают «наивных испытуемых».

II. Экспериментальные планы для одной независимой переменной

План «истинного» экспериментального исследования отличается следующими признаками:

1) применением одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего – рандомизации;

Наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы.

Классическим вариантом является план для двух групп и одной независимой переменной. Существуют две основные версии этого плана:

1. План для двух групп с тестированием после воздействия (Рональд Фишер). Структура плана:

 

Эксп. группа R Х О1

Контр. группа R О2

Где: R– рандомизация, Х– воздействие,

О1 – тестирование первой группы,

О2 – тестирование второй группы

2. План для двух групп с предварительным и итоговым тестированием. Структура плана:

Эксп. группа R О1 Х О2

Контр. группа R О3 О4

Преимущество: контролируется исходный уровень зависимой переменной (интеллект, тревожность и т.д.). Недостаток: не позволяет контролировать эффект взаимодействия тестирования и экспериментального воздействия

III. Планы для одной независимой переменной, трех и более групп

Иногда сравнения двух групп недостаточно для подтверждения или опровержения экспериментальной гипотезы:

а) при необходимости контроля внешних переменных (см. эксперимент с несколькими контрольными группами);

Б) при необходимости выявления количественных зависимостей между двумя переменными.

План для трех групп и трех уровней независимой переменной.

Эксп. группа 1 R Х1 О1

Эксп. группа 2 R Х2 О2

Контр. группа R О3

План позволяет установить характер зависимости между переменными (линейная или другая)

IV. Факторные планы

Факторный эксперимент – многомерное исследование, в ходе которого устанавливают отношения между несколькими независимыми и зависимой переменными. В факторном эксперименте проверяются одновременно два типа гипотез:

1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;

гипотезы о взаимодействии переменных, а именно – как одна из независимых переменных влияет на воздействие другой (пример: цветомузыка).

 

Цвет Музыка
Есть Нет
Есть    
Нет    

 

Для оценки величины взаимодействия используют:

1. Дисперсионный анализ (ANOVA).

2. Простой количественный анализ.

3. Графический анализ. Например, исследовали зависимость статуса ребенка в группе от состояния его здоровья и уровня интеллекта. Варианты возможных отношений между переменными:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: