За время внедрения проектного метода на территории дошкольного учреждения создано:
• Площадка, где дети могут поиграть с мячом;
• «Зоны отдыха»(беседка, лавочки, где дети могут отдохнуть, уединиться, поиграть в спокойные игры.
• Композиционное оформление кустарников, деревьев.
• Уютная территория детского сада стала ещё привлекательнее с появлением новых клумб и вазонов. Разбиты клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия, сказочных сюжетов и образов.
• На участках средних и старших групп появилось новое спортивное и игровое оборудование: «гусеница», «самолет», «лабиринт из автомобильных покрышек», футбольные ворота, кольцебросы, щиты для метания мяча и корзины для игры в баскетбол.
• Созданы зоны для игры с песком и водой на участке второй младшей группы.
• На сайте детского сада будут изданы публикации о достижениях по работе проекта.
Положительные стороны проектной деятельности:
- повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей;
- преобразована предметно - игровая среда детского сада;
- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
-территория сада стала яркой, не похожей на другие сады.
- дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
Проект, представляемый нашим дошкольным учреждением, ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того данный проект может быть реализован на любом другом участке, на базе любого ДОУ.
|
Таким образом, проект благоустройства помог решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок детей. А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольных учреждениях, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечения эстетики при благоустройстве территории ДОУ.
Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
Перспективы на будущее.
УЧАСТОК ДЕТСКОГО САДА
Значение участка, его планировка и озеленение
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации.
Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.
На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.
Участок огораживают заб ором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.
Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.
При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место.
|
|
С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.
При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:
- для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;
- они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.
Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.
Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.
Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.
Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе:
-береза (пушистая, бородавчатая),
-клен (остролистный; ясенелистный, татарский),
-липа мелколистная,
-тополь душистый,
-дуб,
-ясень,
-рябина,
-ель обыкновенная,
-лиственница европейская.
В южных районах страны — тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан кленолистный.
В юго-восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн красный, ильм и т. д.
На севере — береза (пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернеющий), рябина гладковатая, можжевельник, ива Кольская, лиственница даурская и т. д.
На участке детского сада выращивают различные кустарники:
-сирень (обыкновенная и венгерская),
-садовый жасмин,
-бересклет бородавчатый,
-облепиха,
-калина обыкновенная,
-жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль),
-спирея,
-форзиция и т. д.
При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты.
При ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева.
В южных районах, где помещение необходимо затенять, чтобы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.
Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой.
Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда.
Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья:
- бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т. д.; кустарники: акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий и т. д.
Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.
В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.
Для вертикального озеленения широко используются:
виноград (дикий, амурский), жимолость (каприфоль), клематисы, а также травянистые растения — душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция.
Цветник на участке детского сада. Подбор растений для цветника. Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.
Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный зев и т. д.).
Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка и т. д.
Многолетние растения — это растения, живущие несколько лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной еще до всходов летников (крокус, мускари, тюльпан, нарцисс, примула).
Они легко размножаются вегетативным путем.
К многолетникам относятся флокс, пион, рудбекия, георгина, ирис, люпин, гладиолус и т. д.
Ранней весной, как только стает снег, на прогретых солнцем участках появляется крокус — многолетнее клубнелуковичное растение из семейства Ирисовые. Его можно сажать в рокариях (среди камней), на газонах или рабатках. Для посадки рекомендуются отечественные виды крокусов: Алатавский (белый), Михель-сона (синий), Королькова (желто-коричневый) и т. д. Крокусы — самые популярные клубнелуковичные растения, не требующие сложного ухода. Сажают их осенью, в начале сентября, на расстоянии 4—5 см друг от друга (плотно). Пересаживают один раз в 3—4 года. Уход заключается в поливе, рыхлении почвы.
Красочными пятнами можно посадить мускари (мышиный гиацинт, или гадючий лук). Он относится к семейству Лилейные. Стебли высотой 10—20 см. Цветки мелкие, белые, синие, фиолетовые собраны в плотное соцветие — кисть. Цветет в мае — июне. Мускари можно сажать под деревьями и невысокими кустарниками, а также в рокариях. Уход заключается в поливе, осторожном рыхлении. Осеннюю и весеннюю уборку листьев следует проводить осторожно, не снимать с растений лиственного покрова, чтобы не нарушить экологическую среду.
Тюльпан (семейство Лилейные) и нарцисс (семейство Амариллисовые) можно выращивать в отдельных группах или в сочетаниях с другими луковичными. Они цветут с конца апреля и до конца мая.
Нарцисс следует пересаживать один раз в 3—4 года. Луковицы тюльпана выкапывают после отцветания растений и пожелтения листьев, хорошо просушивают, а затем, в сентябре, снова высаживают в грунт (на постоянное место) на глубину в три высоты луковицы. Луковичные растения можно сажать в любом месте сада.
Ранней весной участок детского сада украшает разноцветная примула, или первоцвет (семейство Первоцветные). Разноцветным ковром она кажется на зеленом газоне. Однотонным бордюром ее можно высадить на рабатках.
Примула неприхотлива, хорошо переносит пересадку. Размножается весной и осенью делением куста, семенами. Растет на солнечном месте и в полутени.
Чтобы продлить декоративность апрельских и майских цветников, следует использовать в озеленении группу растений: маргаритку, анютины глазки, незабудку и т. д. Они неприхотливы, цветут даже без особого ухода, не боятся весенних заморозков.
Анютины глазки, виола, фиалка трехцветная (семейство Фиалковые). Это многолетнее растение можно посеять семенами в июне — июле на затененную грядку, затем сеянцы с 3—4 листьями пересадить на место, не слишком освещенное солнцем, и систематически поливать их. К осени будет готова рассада. Весной растения будут свежими, с крупными бутонами. Массовое цветение продлится до июля — августа. Уход заключается в поливе, своевременном подрезании кустиков (не давать вытягиваться), присыпании землей. Если понадобится на место виолы высадить другие растения, не следует ее выбрасывать. Растение необходимо пересадить в горшки и поставить на веранду, на крыльцо. Оно не боится пересадки и еще долго будет радовать глаз.
Маргаритка (семейство Астровые). В средней зоне это многолетнее растение выращивают как двулетник. Обильно цветет в средней полосе с мая по июль на открытых местах и в затенении. Свежее бело-розовое растение нарядно на рабатках, газонах. Хорошо зимует, не боится вымокания. Агротехника подготовки рассады примерно та же, что и у анютиных глазок. Можно осенью делить разросшиеся кусты и рассаживать маленькие растения сразу на постоянное место. Они хорошо укореняются и весной рано и зацветают. В процессе цветения важно обрывать (отрезать) увядшие соцветия, которые портят внешний вид цветника.
Голубая незабудка (семейство Бурачниковые). Это многолетнее растение радует глаз в весеннем цветнике между разноцветными тюльпанами и белыми нарциссами. В декоративном садоводстве используют незабудку болотную, альпийскую и лесную. Они цветут практически в любом уголке сада, но на ярком солнце бледнеют (выгорают). Незабудки до конца июня украшают цветник. Они хорошо смотрятся под старыми деревьями (в том числе и плодовыми). Растение дает обильный самосев. Незабудки, анютины глазки, маргаритки украшают участок вплоть до цветения однолетних растений.
Если двулетники оставляют на прежнем месте и на следующий год не заменяют другими растениями, то весной их следует подкормить. Вторая подкормка необходима в период бутонизации.
К концу ию ня начинают обильно цвести однолетние растения. Наиболее неприхотливые, рекомендуемые для озеленения участков детского сада—календула (ноготки), петуния, антирринум (львиный зев), настурция, бархатцы, лобелия, космея, портулак и т. д.
Антирринум, львиный зев (семейство Норичниковые). Многолетнее растение, но в средней полосе используется как однолетнее. Венчик цветка напоминает пасть льва, форма цветка привлекает детей. Украшает клумбы, рабатки. Хорошо выглядят небольшие пятна разноцветных антирринумов на фоне зеленых газонов. Хорошо растет на открытых солнечных местах. Цветет до поздней осени. Размножается посевом семян в грунт. В средней полосе лучше высаживать рассадой.
Бархатцы, тагетес (семейство Астровые). Однолетнее растение. Бывает низкорослым и высоким, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные. Есть махровые формы. Листья рассеченные, перистые. Листья и цветки имеют сильный терпкий запах. Растет быстро, цветет до заморозков. Размножается семенами.
Душистый горошек (семейство Бобовые). Одна из лучших цветочных однолетних культур для вертикального озеленения. Быстро растет, цветет обильно, долго. Цветки разнообразны по окраске, душистые, покрывают все растение. Семена высевают в грунт в начале мая гнездами по 5—6 штук на солнечной стороне. Для продолжительного цветения отцветшие веточки срезают.
Душистый горошек нуждается в опоре. Для этого подойдут колышки, проволочные пирамиды, шпалеры. Его можно использовать для декорирования стен, заборов, окон, изгородей, создающих уютные уголки для игр детей.
Календула, ноготки (семейство Астровые). Однолетнее растение, обильно и продолжительно цветущее до заморозков. Хорошо растет на открытых солнечных местах. Свое название получила за своеобразную форму семян, напоминающих ноготки. Разрастается в сильные высокие (до 60 см) ветвистые кустики, с большим количеством цветков от светло-желтого до оранжевого цвета. Есть махровые формы. Размножается легко семенами (самосевом).
Космея, космос, красота (семейство Астровые). Это высокое изящное однолетнее растение, со звездообразными белыми, розовыми, бордовыми цветками. Цветет обильно до глубокой осени. Размножается семенами. Хорошо растет на солнечных участках с относительно бедной почвой.
Лобелия (семейство Колокольчиковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетнее. Широко распространен сорт лобелия Эринус. Цветет с июня до октября. Хорошо растет на солнечных местах на перегнойных почвах. Высаживают рассадой. Используют как бордюрное растение.
Настурция, тропеолюм, капуцин (семейство Настурциевые). Очень декоративное теплолюбивое, светолюбивое однолетнее растение, с яркими бархатистыми цветками (от бледно-желтого до темно-бордового цвета). Цветки простые и махровые, душистые. Растение напоминает древнее вооружение воина: листья похожи на щиты, а цветки — на шлемы. Используется как бордюрное растение для украшения веранд, вертикальных стенок, декоративных ваз. Семена сажают в грунт в апреле — мае. Цветет до поздней осени, особенно обильно на солнцепеке; в полутени образует большие листья. Почва нужна рыхлая, но не очень плодородная. Обильно поливают. Плохо переносит пересадку.
Петуния (семейство Пасленовые). Однолетнее растение, имеющее разнообразную окраску: кремовую, белую, лиловую, фиолетовую, разных оттенков красного цвета. Есть махровые формы. Предпочитает открытые солнечные места. Цветет до заморозков.
Портулак (семейство Портулаковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетник. Побеги стелются по земле. Цветки простые, полумахровые, махровые ярким разноцветным ковром устилают клумбу. Открываются только в солнечную погоду. Растение цветет с июня до октября. На юге сеют семенами в грунт на постоянное место. В средней полосе высаживают рассадой.
К концу лета зацветают многолетники: флокс, рудбекия (золотой шар), гайлардия и т. д. Продолжают цвести многие однолетние и двулетние растения (астра, виола, маргаритка, гвоздика турецкая).
Астра (семейство Астровые). Многолетнее растение, цветущее с июня до заморозков белыми, розовыми, сиреневыми, лиловыми цветками. Растет на любых почвах и в полузатененных местах, хорошо переносит пересадку, даже в цветущем состоянии.
Гайлардия гибридная крупноцветковая (семейство Астровые). Красивое высокое (35—70 см) растение с соцветиями 4—10 см. Цветки пестро-окрашенные в желтой, оранжевой и коричневой гаммах. Цветет с июля до морозов. Размножается делением куста. На одном месте растет 4—5 лет, после чего необходима пересадка. Растет на плодородных солнечных местах.
Георгин а (семейство Астровые). Цветет со второй половины лета до заморозков. Соцветие — корзинка. Цветки разнообразны по форме и окраске. Высота от 40 см до 1,5—2 м. Размножается делением корнеклубней. После заморозков клубни выкапывают. Хранят в неотапливаемом сухом помещении до весны.
Гвоздика турец кая, бородатая (семейство Гвоздичные). Многолетнее растение, которое используется как двулетник. Цветки простые, реже махровые, собраны в соцветие-щиток диаметром 10—15 см. Окраска от белой до темно-красной. Цветет в июне — июле. Размножается посевом семян или черенками. Хорошо цветет на солнечных участках на суглинистой удобренной почве.
Ирис, касатик (семейство Касатиковые). Зацветает в июне крупными цветками разнообразной окраски. Растение высокое. Листья мечевидной формы сохраняются зелеными до поздней осени. Растет на солнечных местах на песчаной почве. Размножается делением корневища.
Рудбекия, золотой шар (семейство Астровые). Многолетнее растение высотой около 2 м. Цветет крупными ярко-желтыми (лимонного оттенка) цветками с августа до глубокой осени. Стебли прямые, листья разрезные. Размножается делением куста. Используются сорта: рудбекия.красная, разрезнолистная, зимостойкая.
Флокс летний, друммонда (семейство Синюховые). Многолетнее растение, обильно цветущее с конца июня по октябрь. Соцветия, собранные в зонтик, расположены на концах длинных стеблей. Цветки разного цвета, душистые. Неприхотлив к почве. Размножается черенкованием (летом) и делением куста (весной и осенью), предпочитает солнечные места.
Планировка цветника. При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлечений, спорта.
Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.
Существуют различные виды посадок декоративных цветущих растений, многие из которых могут быть использованы в озеленении участков детских садов.
Цветущие растения лучше располагать в декоративных группах вдоль дорожек, ведущих к зданию детского сада, к групповым участкам.
Вдоль дорожек разбивают бордюры — обрамленные полосы — шириной 30—50 см и рабатки.
Удлиненные полосы от 0,5 до 1 м ширины — рабатки — засаживаются одним видом растений или несколькими, расположенными полосами.
Растения в композиции подбирают с учетом совместимости их требований к почве, влаге и освещенности.
Для того чтобы растения не затеняли друг друга, высокие следует размещать на заднем плане или с северной стороны. На переднем плане размещают самые низкие.
Необходимо предусмотреть сочетание окраски цветков одновременно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочетания розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми.
Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать с крупными цельными или линейными листьями.
Рекомендуются посадки цветущих растений и в виде партера. (Это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами). Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, душистый горошек, плетистая роза.
Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подобрать несколько видов, хорошо растущих в определенном климате, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.
Уход за растениями цветника. Уход за декоративными растениями состоит из обработки почвы, орошения, удобрения и других приемов агротехники. Использование этих приемов создает необходимые условия для роста растений.
Перекопка почвы — прием обработки почвы, обеспечивающий ее оборачивание и рыхление, а также заделку удобрений. В верхнем слое почвы имеется большое количество семян, корневищ сорняков, яиц и личинок вредителей. При перекопке дернина переворачивается и покрывается слоем рыхлой почвы, в результате чего сорняки погибают. Средняя глубина перекопки должна быть не менее 24—28 см. Время перекопки зависит от климатических условий, состояния почвы. При слишком ранней перекопке земля будет глыбистой, при поздней — почва излишне измельчается. Перекопку проводят осенью и весной.
Боронование — рыхление почвы без переворачивания пласта. Применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за перекопкой, а также для уничтожения сорняков.
Поделка грядок. Грядки могут быть приподнятыми над уровнем почвы (в уровень с почвой) и заглубленные в зависимости от состава и влажности почвы.
Приподнятые грядки делают в том случае, если близко подходят грунтовые воды или если почвы холодные и тяжелые, а также если в данной местности выпадает много осадков. Грядки поднимают на высоту от 5 до 18 см. Приподнятые грядки осушают почву, имеют лучшую аэрацию и сток избыточной влаги.
В районах с легкими почвами и малым количеством осадков летом на участках с большой влагопроницаемостью рекомендуется устраивать отрицательные (заглубленные) грядки. В них растение не пересыхает и не вымокает.
Грядки заглубляют на 5—15 см. Дно делают ровным, без впадин и уклонов. Ориентация всех грядок должна быть с севера на юг.
Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка, что приводит к ее иссушению, затрудняет доступ воздуха к корням, ухудшает питание растений, угнетает их рост.
Рыхление называют сухой поливкой. Проводят его на 2—3-й день после сильного дождя или обильного полива, после просы-хания почвы и сочетают с прополкой сорняков.
Прополка — один из обязательных приемов ухода. Во время прополки тщательно удаляют корни и корневища сорняков, так как каждый отрезок корневища (пырея, вьюнка) дает новое растение. Лучше всего прополку проводить после полива или дождя когда почва становится рыхлой. Особенно следует следить за тем, чтобы у сорняков не появились семена.
Мульчирование — покрытие почвы в междурядьях торфом, листьями, перегноем, навозом, резаной соломой, перфорированной пленкой слоем в 2—4 см.
Под слоем мульчи почва остается рыхлой и сохраняет влагу. Подавляется рост сорняков, улучшаются газообмен, поглощение тепловых лучей. Можно в качестве мульчи использовать древесную кору, смешанную с минеральными удобрениями: на 1 м2 2,5 г мочевины и 3,5 г суперфосфата.
Высадка растений в грунт. Нормальное развитие растений зависит от соблюдения правил их высадки. За 1—2 ч перед выборкой рассады из ящиков ее обильно поливают. Это поможет сохранить корни, растение будет легко выниматься с комом земли.
Рассаду высаживают в пасмурную погоду ранним утром или вечером. Если такой возможности нет, растение необходимо сразу затенить скошенной травой, лапником.
Ямки для рассады на грядках делают совком (по натянутому шнуру) так, чтобы корни свободно размещались, не загибались вверх или вбок. Корни засыпают землей, которую слегка уплотняют. Сразу же после высаживания и полива почву мульчируют торфом, песком или другими материалами.
Орошение включает следующие виды полива: дождевание (полив сверху), опрыскивание, полив по бороздам и т. д.
Дождевание — разбрызгивание воды над поверхностью почвы и растений. Проводят утром или вечером. При орошении в жаркий или в ветреный день происходит сильное испарение и возможны ожоги. Норма полива зависит от биологических особенностей растений, их развития, механического состава почвы, погодных условий. У молодых растений потребность в воде меньше, чем у взрослых. Во время цветения и формирования семян воды необходимо больше. На рыхлых песчаных почвах следует производить полив чаще и обильнее, чем на тяжелых.
Поливать растения нужно в несколько приемов. Сначала небольшим количеством воды смачивают гряды, затем поливают более интенсивно. Большинство растений нуждается в обильном, но редком поливе.
Опрыскивание способствует быстрому насыщению влагой воздуха, охлаждает растения, снижает транспирацию, восстанавливает тургор путем поглощения воды через листья и стебли. В результате создается микроклимат, благоприятный для роста и развития растений. Опрыскивают растения летом несколько раз в суткиг
Удобрение почвы — прием, улучшающий питание растений. Декоративные растения, особенно многолетние, сильно истощают почву, так как имеют ограниченную площадь питания. Для нормального роста и развития лх необходимо периодически подкармливать — вносить удобрения в почву.
Допосевное удобрение вносят при перекопке почвы осенью, весной. Расход удобрения 50 г на 1 м2.
Припосевное или припосадочное удобрение вносят одновременно с посадкой на 2—4 см глубже семян, что обеспечивает растения питательными веществами, особенно фосфором, в начальный период жизни. Рекомендуются суперфосфат, а также азотные и калийные удобрения в небольших дозах.
Ориентировочные нормы удобрений для жидких подкормок
Состояние растений Аммиачная селитра Калийная соль Суперфосфат Норма подкормк в г на 10 л воды (ведро) молодые укоренившиеся растения 8—12 4-8 12—18 4—5 м2 грунта.
Подкормка растений производится во время вегетации для обеспечения более раннего начала цветения, большей силы роста и лучшего развития.
Жидкие растворы удобрений используют для внесения в почву и для внекорневых подкормок (опрыскивание).
Растения подкармливают в пасмурную погоду или вечером после дождя или полива.
Подкормка производится после укоренения растений и начала их роста.
Особенно полезны подкормки органическими удобрениями (птичий помет, коровяк, навозная жижа). Птичий помет разводят в воде из расчета 1 часть на 20—25 частей воды, настаивают в течение 3—8 дней, полученный настой разводят в три раза..
Раствор коровяка готовят следующим образом: 1 часть свежего навоза на 5—6 частей воды. Подкармливают растения сразу же.
Навозную жижу также употребляют сразу, разводя ее в 10— 20 раз водой. Можно добавить 10 г суперфосфата на ведро раствора. Подкормку проводят один раз в 10—15 дней. Чаще подкармливать нельзя, так как это вызовет «жирение растений»: они перестают цвести.
В период начального роста растения нуждаются в азотных подкормках, а перед цветением — в фосфатно-калийных.
Борьба с вредителями. При появлении вредителей не следует использовать химические препараты. Лучше применять настои чеснока, бархатцев, томатов, табака, мыла. Скошенную или обрезанную ботву настаивают в водном растворе и опрыскивают этим настоем растения.
Устройство газона. На участке детского сада необходимо найти место для зеленого газона.
Газон — это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Его можно использовать для озеленения возле цветника или плес-кательного бассейна. Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снимает возбуждение, дает отдых утомленному зрению.
Партерный газон составляет основу цветника. Он занимает небольшую площадь. Для устройства такого газона рекомендуется использовать следующие растения: мятлик луговой (прекрасно выдерживает суровые зимы и поздние весенние заморозки), овсяница луговая (рано отрастает весной, не переносит засухи),полевица побегообразная (легко укореняется, имеет многочисленные стелющиеся побеги длиной 30— 40 см, которые расползаются по земле, не боится затенения, в сухих районах страдает без полива).
Подходит для умеренно влажного климата и райграс пастбищный. Лучше растет на хорошо дренированных суглинках, плохо — на плотных, кислых почвах. В каждой зоне страны ассортимент газонных трав свой — в зависимости от климатических и почвенных условий. Поэтому нужно использовать семена местной репродукции.
На юге, в засушливых местах, хорошо растет свинорой пальчатый. Ему не страшны засоленность почв, суховеи и зной.
Лучший срок посева трав в центральном районе 10—25 августа. Рекомендуется засевать газон семенами одного вида. Это дает самые хорошие «зеленые коврики».
Для игр детей создают газон лугового типа. Луговой газон засевают травами, устойчивыми к вытаптыванию, как правило, 3—5 видов: костер безостый, ежа сборная, полевица белая, овсяница красная или луговая, райграс пастбищный, пырей ползучий и нежный, плевел многолетний, гребенник, житняк, лисохвост, тимофеевка. Добавляют немного клевера белого, лядвенца. Рекомендуется в таком газоне использовать дикорастущие, приспособившиеся к местным условиям травы. Играть на таком газоне можно не раньше чем через 3 месяца после всхода трав.
Участок, подготовленный под газон, глубоко перекапывают за месяц до посева. Выбирают сорняки, известкуют почву, вносят органические удобрения.
В тяжелый глинистый грунт добавляют крупный песок, в песчаный — глину, торф, ил. Непосредственно перед посевом вносят минеральные удобрения и обрабатывают участок граблями. Участок тщательно выравнивают и уплотняют доской или катком. Смешивают семена с песком (1: 3) и равномерно рассыпают по газону (лучше в безветренную погоду). Посыпают сверху тонким слоем торфа или перегноя и снова слегка уплотняют почву.
Уход заключается в поливе несильной разбрызгивающейся струей воды, в регулярном скашивании травы после отрастания на 10—15 см. Не менее шести раз за лето газон следует подкармливать. Зимой не следует ходить по снегу, укрывающему лужайки. Это ухудшает зимовку трав.