Церковное возрождение на оккупированных территориях Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии в 1941-44 гг.




Михаил Шкаровский

ЦЕРКОВЬ ЗОВЁТ К ЗАЩИТЕ РОДИНЫ

Шкаровский М. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны", Санкт-Петербург, 2005

Также его статьи на эту тему: Девятьсот дней в аду. 2004. Ответ на статью протоиерея Сергия Окунева. 2006.

Церковное возрождение на оккупированных территориях Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии в 1941-44 гг.

К началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь, больше чем в любой другой епархии Советского Союза (в границах 1939 г.), кроме Московской. Однако подавляющее большинство из этих храмов — 16, как уже говорилось, находились в Ленинграде и пригородах и, таким образом, все районы области представляли собой "церковную пустыню". Пять из шести действующих храмов южных пригородов северной столицы, оказавшись вблизи линии фронта (по ту или другую сторону), сильно пострадали от военных действий, и службы в них прекратились в августе- сентябре 1941 г.: Свято-Троицкая церковь в Петергофе, Преображенская в Урицке (Лигово), Никольская в Колпино, св. Адриана и Наталии в Старо-Паново и Князь-Владимирская в Усть-Ижоре.

Таким образом, на оккупированной территории оказалась лишь одна действующая пригородная церковь — во имя иконы Божией Матери "Знамение" вблизи Екатерининского дворца в г. Пушкине (Детское Село). Бе настоятелем служил заслуженный митрофорный протоиерей Феодор Забелин. В годы первой мировой войны он, являясь благочинным стрелковой дивизии на Западном фронте, был тяжело ранен осколком снаряда, затем в 1919-1941 гг. служил в храмах Лужского и Детскосельского районов. Отец Феодор часто проповедовал, постоянно старался помогать прихожанам и пользовался их любовью и уважением. Хорошо знавшая батюшку Н. Ки-тер так написала о нем в своих воспоминаниях: "Все знавшие его называли "Филаретом Московским". Целый ряд бедняков состоял у него на постоянной пенсии. Каждую бездомную голодную кошку или собаку он, бывало, подберет и выкормит. Знали об этой его деятельности только самые близкие друзья, т. к. он строго запрещал о ней рассказывать. По виду это был очень скромный и незаметный старец. И он, несмотря на запрещения, неуклонно продолжал проповедовать... Во время боев, в самые страшные бомбардировки, он также спокойно, как и в обычное время, ежедневно служил у "Знамения" литургии, на которые собиралось много верующих. Бывало, звенят разбитые стекла и сыплется штукатурка, а о. Феодор бестрепетно предстоит св. Престолу, словно и не слыша потрясающих храм оглушительных взрывов. Когда отступавшие немцы предложили ему с его парализованной матушкой эвакуироваться [уже из Гатчины] вместе с больницей, значит, с максимальными для того времени удобствами, он отказался наотрез, заявив: "Никуда не поеду, пока хоть кто-нибудь из моей паствы тут останется". Добрый пастырь не оставил стада своего" (1).

Помимо о. Ф. Забелина в Знаменской церкви также служили протоиерей Иоанн Коляденко и протодиакон Владимир Керский. Кроме того, в Пушкине и Павловске к моменту начала оккупации оказались подвергавшиеся репрессиям в 1930-е гг. прот. Николай Смирнов, бывший заведующий Валаамским подворьем в Ленинграде игумен Илия (Мошков) и иосифлянский протоиерей Алексий Кибардин. Наличие такого количества священнослужителей позволило, несмотря на жестокий оккупационный режим, возродить церковную жизнь еще в нескольких храмах. Первой из них — 1 октября 1941 г. на Покров была освящена игум. Илией кладбищенская церковь святых Иоакима и Анны в г. Павловске, официально закрытая в сентябре 1939 г. о. Илия и его духовный сын — бывший послушник Валаамского монастыря псаломщик Алексий Маслов — служили в этом храме до 1 марта 1942 г., а затем от "страшного голода" покинули город и перешли служить в Осьминский район (2).

Также осенью 1941 г. освятил Спасо-Преображенскую церковь в Тярлево (сейчас часть г. Павловска) проживавший в этом поселке прот. Иоанн Коляденко. Он же стал служить и в возрожденной в конце 1941 г. в Павловске бывшей гарнизонной церкви св. Николая Чудотворца. Помогал о. Иоанну престарелый прот. Николай Смирнов, еще в 1910-е гг. служивший благочинным 1-го Царскосельского округа. В январе 1942 г. о. Николай из-за голода переехал в Гатчину, где и скончался через четыре месяца. Еще одну церковь Павловска — Мариинскую — возродить не удалось, немцы заняли ее здание под мастерские. Назначения на священнические места в храмах утверждал городской глава. С марта 1942 по 1943 г. (после отъезда других священников) все три церкви Павловска окормлял о. И. Коляденко.

Пушкин находился всего в паре километров от линии фронта и установленный в городе оккупационный режим не позволил возродить ни одного храма. Так, прот. А. Кибардин, служивший до ареста в 1930 г. настоятелем Феодоровского собора, не смог возобновить богослужения в нем. До войны собор использовался под кинозал и Архив кинофотодокументов. Архивные материалы занимали большую часть здания и в период оккупации, пока в январе 1944 г. не сгорели от огня советской артиллерии при освобождении города. Немцы же разобрали входную лестницу из розового песчаника, спилили часть дубков, посаженных у собора членами царской семьи, сломали царские врата и т.д. Оккупанты заняли для своих нужд почти все другие храмы Пушкина, здания которых также сильно пострадали от обстрела советской артиллерии. Усыпальница под Казанской кладбищенской церковью была превращена немцами в бомбоубежище; церковь св. Иулиана Тарсийского заняли части испанской Голубой дивизии; в помещении церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца германские войска устроили гараж, разгромив или сильно повредив внутреннее убранство; здание Александровского дворца было занято штабом немецкого командования (площадь перед дворцом превращена в кладбище для солдат СС), и в результате советского артиллерийского обстрела помещение дворцовой церкви было разрушено (3).

Службы продолжались только в Знаменской церкви, да и то лишь около года. В своем рапорте митр. Алексию от 1 мая 1944 г. прот. Ф. Забелин так описывал тяжелейшие условия служения в оккупированном городе: "17 сентября 1941 г. немцы заняли г. Пушкин, я перешел на жительство в ризницу Знаменской церкви, а на другой день, 18-го числа, дом, в котором я жил на Песочной ул., как и 14 домов по той же улице, был сожжен немцами, и я лишился всего своего имущества. С первых же дней оккупации г. Пушкина немцами началась эвакуация прихожан Знаменской церкви, питательные ресурсы наши постепенно уменьшались, а коменданты г. Пушкина отказывали нам в куске хлеба... С ноября 1941 г. в Пушкине началась голодовка, от которой слабели, пухли и умирали жители Пушкина. Для захоронения умерших при городской Управе была образована похоронная артель, которая собирала умерших по домам, причем умершие зашивались в простыни, одеяла и отвозились в братскую могилу. Было немало таких умерших, которых родные приносили в Знаменскую церковь, и они и оставались за отсутствием гробокопателей по 10-15 дней, потом увозились на кладбище... Службы в Знаменской церкви совершались по воскресеньям и праздничным дням, а в великом посту 1942 г. и по средам, пятницам, совершались и в морозные дни, как, например, 14 января 1942 г., когда температура в церкви снизилась до 12 градусов мороза, и, несмотря на холода, всегда ходили верующие и молились. Церковь никогда не пустовала. Знаменская церковь находилась на расстоянии 1-1,5 км от окопов и часто обстреливалась. Особенно интенсивный огонь был в ночь на 1 января 1942 г. Снаряд попал в косяк церковного окна, выходящего на северную сторону, выбил железную решетку и раму. Окно было зашито досками, что дало возможность продолжать службы, хотя много стекол выбито, особенно в верхних рамах, а застеклять их не было возможности" (4).

Факты, приводимые в рапорте о. Феодором, подтверждают и дополняют сохранившиеся свидетельства прихожан. Так, в дневнике проживавшей в 1942 г. в Пушкине Лидии Осиповой говорится: "15 февраля... Люди умирают от голода, вшей, тифа, жестокого и подлого обращения с ними немцев, так и тех русских, которые стоят у власти над ними, и все же у них достаточно духовных сил для того, чтобы отдаться мыслям о Боге и религии...

25 марта. Скоро Пасха. Совершенно невозможно представить себе что-нибудь более печальное. Голодаем уже по-настоящему. Пайки растягиваем на 4 дня, а в остальные не едим буквально ничего.

2 апреля. Страстной Четверг. Ни в церковь, ни свечки. 5 апреля. Пасха. С утра не было ни крошки хлеба и вообще ничего... Мороз около 20 градусов. Служба была... в 10 часов утра. Кое-кто святил "куличи". Что это за жалкое зрелище! И ни одного яйца" (5).

Особенно подробно описала церковную жизнь в оккупированном Пушкине в своих письмах военного времени упоминавшаяся Наталия Китер. В 1939 - феврале 1942 г. она пела и читала на клиросе в Знаменской церкви. В письме от 6 февраля 1943 г. в русский монастырь преп. Иова Почаевского (Словакия) Н. Китер сообщала: "Немцы заняли Царское 16-17 сентября, и большевики день и ночь до самого отъезда моего стали осыпать город всевозможными снарядами и бомбами. Ежедневно были пожары, так как много было зажигательных бомб. Население жило в подвалах. Я тоже, но лишь ночевала. Работая сестрой милосердия, я привыкла к снарядам настолько, что по звуку определяла: близко ли упадет, и если да, то мы просто бросались на землю. Население очень пострадало. Всюду валялись трупы, которые, за невозможностью хоронить из-за мерзлой земли, бросали в покинутые окопы, а то складывали в заброшенные дома. Голод был такой, что люди пухли и умирали массами... У Знамения служба была до самого моего отъезда (5-го февраля 1942 года). Это — единственная сохранившаяся церковь. Образ Пресвятой Девы был цел. Мы его особенно любили и чтили. Батюшка у Знамения был старенький и болезненный — о. Ф., за 70 лет ему было. Дом, в котором он жил, сгорел. Он все потерял и перебрался с хворой матушкой жить в ризницу. Мужественно служил и в самую отчаянную бомбардировку, когда все сидели в подвалах. Бывало, стреляют вовсю, а бежишь к Знамению — 15 минут скорым шагом. И только думаешь: добежишь ли? Да молитву Иисусову шепчешь или 90-ый псалом. Прибежишь, а там уже многие из друзей собрались. Прямо — на клирос. Церковь трясется, стекла звенят и сы-пятся, оглушительные взрывы заглушают службу, пение наше. Думаешь: только бы успеть причаститься! И подъем какой-то духовный, и радостно было бы умереть в храме, сразу после причастия. Но сберег Господь. Видно еще не готова. Конечно же не готова! Повреждена церковь была немного. Если не ошибаюсь, только в одном месте — брешь, да стекла вылетели. А ведь стоит на самом опасном месте" (6).

В результате нечеловеческих условий жизни Пушкин после года оккупации почти обезлюдел. В марте 1942 г. скончался от голода протодиакон Владимир Керский. 6 января 1942 г. также от голода умер известный писатель-фантаст Александр Беляев. В городе перед войной проживало много замечательных деятелей культуры, в том числе церковный архитектор, художник и поэт Александр Александрович Алексеев. Уже в период оккупации он написал целый ряд духовных стихотворений, вывезенных из СССР и опубликованных его ученицей и другом Н. Китнер. Поздней осенью 1941 г. Алексеев был вывезен из Пушкина в Гатчину с инвалидным домом, куда незадолго до этого поступил, но 29 ноября 1941 г. поэт погиб в Гатчине. За несколько дней до смерти он написал на обрывке бумаги стихотворение "Слава Богу":

Слава Богу: Ни одна строка Не найдет печатного станка. Слава Богу: Ни одна рука Не сплетет хвалебного венка. Слава Богу: Это мой удел, Так и будет, как Господь велел (7).

12 августа 1942 г. был принудительно вывезен из Пушкина в Гатчину о. Ф. Забелин. Эта "эвакуация" была проведена в грубой насильственной форме, большинство вещей протоиерея, в том числе митра, иконы, крестики, остались в Пушкине и были разграблены оккупантами. На посту настоятеля Знаменской церкви о. Феодора сменил прот. И. Коляденко. В октябре 1942 г. богослужения в храме были прекращены, и о. Иоанн перенес часть святынь (в том числе чтимые Знаменскую, Казанскую иконы Божией Матери, образы свт. Николая, св. Георгия, свт. Димитрия Ростовского) и церковной утвари во дворец князя Кочубея, где устроил часовню. Здесь он служил, как и в храмах Павловска, до осени 1943 г. Значительная часть бывших прихожан Знаменской церкви в 1942-43 гг. проживала в Гатчине, и они неоднократно ходатайствовали о временном перенесении царскосельских чтимых икон в Гатчинский собор, но получали категоричный отказ со стороны городского главы Пушкина Селезнева (8). А в ноябре 1943 г. перед отступлением нацисты при содействии Селезнева похитили и вывезли в Прибалтику большую часть как остававшихся в Знаменской церкви, так и перенесенных в часовню предметов утвари и икон, среди них чудотворный образ Божией Матери "Знамение" (обнаруженный в Риге в 1945 г.).

Подобная же неблагоприятная ситуация для возрождения церковной жизни, ввиду близости фронта и противодействия оккупантов, существовала и в других южных пригородах Ленинграда. Так, настоятель Никольской церкви г. Колпино протоиерей Димитрий Осьминский, оказавшись в сентябре 1941 г. на оккупированной территории, первоначально стал служить в Троицкой церкви пос. Самопомощь на ст. Поповка (ныне пос. Красный Бор), о. Димитрий уже был настоятелем этого храма с июня 1935 до его закрытия весной 1941 г. Теперь батюшка снова возродил церковь, но уже в ноябре 1941 г., ввиду выселения немцами жителей прифронтовой полосы, был вынужден бежать в Оредежский район. Там он с 19 декабря 1941 г. служил священником в церквах сел Загородицы, Ям-Тесово и Перечицы. Весной 1943 г. о, Д. Осьминский был зарегистрирован благочинным Псковской Миссии свящ. Иаковым Начисом, и с этого времени служил в церкви св. Флора и Лавра с. Загородицы. После эвакуации немцами жителей Оредежского района в Латвию о. Димитрий б декабря 1943 г. был назначен епископом Рижским Иоанном в церковь на ст. Алоя для обслуживания нужд православных беженцев. В июне 1945 г. протоиерей вернулся на родину и до своей кончины (в 1952 г.) служил настоятелем Никольской церкви на ст. Саблино Тосненского района. Храм же в Самопомощи сгорел в 1942 г. (9)

Настоятель Преображенской церкви в г. Урицке прот. Иоанн Чудович 19 сентября 1941 г. был выслан немцами в пос. Тайцы, и богослужения в храме прекратились, а сам храм в дальнейшем был разрушен. Неудачей закончилась попытка иосифлянского иеромонаха Тихона (Зорина) возродить церковь св. Андрея Критского на ст. Володарская. Он смог получить разрешение лишь на открытие привокзальной часовни, в которой в январе 1942 г. устроил церковь. Однако она действовала меньше трех месяцев, 23 марта оккупанты в принудительном порядке вывезли всех жителей пристанционного поселка в Волосовский район. Лишь престарелый священник Иоанн Пиркин, служивший в 1930-е гг. в Красном Селе, сумел возродить несколько храмов. Сначала, 30 ноября 1941 г., он открыл Покровскую церковь в Мариенбурге (ныне часть Гатчины), где служил до 1 марта 1942 г. Затем, в феврале 1942 г., о. Иоанн освятил Троицкую церковь в Красном Селе. Некоторое время в 1942 г. священник, очевидно, обслуживал и Троицкий храм в Самопомощи, а также возобновленную Никольскую церковь в пос. Ям-Ижора. о. Иоанн служил в Красном Селе почти два года, молясь, по свидетельству прихожан, "за страну родную, за наших бойцов Красной Армии" и о даровании скорой победы над гитлеровцами. В конце 1943 г. священник был угнан немцами в Литву, где вскоре скончался (10).

Известно также, что некоторое время в период оккупации действовала Екатерининская церковь в пос. Антропшино (Царская Славянка). В начале августа 1941 г. спецгруппа НКВД взорвала колокольню и верхний купол закрытого в 1938 г. храма, т. к. они будто бы могли служить ориентиром для немецкой артиллерии. Поэтому проживавший с 1939 г. на ст. Антропшино заштатный протоиерей Иоанн Успенский с осени 1941 г., по благословению епископа Нарв-ского Павла, стал служить в устроенном в частном здании молитвенном доме. К весне 1943 г. верующие привели в порядок Екатерининскую церковь, и в апреле о. Иоанн возобновил в ней богослужения. В конце 1943 г. немцы эвакуировали протоиерея в Эстонию, где он был приписан к Никольской церкви Таллина и до осени 1944 г. обслуживал русских беженцев. В период оккупации диаконом при о. Иоанне в Антропшино служил Константин Травин, и осенью 1944 г. Владыка Григорий (Чуков) рукоположил его во священника к Екатерининской церкви, которая осталась действующей и в послевоенный период (11).

Ближайшим к Ленинграду крупным церковным центром стал расположенный на расстоянии 40 км к югу город Гатчина (до 1944 г. имевший советское название Красногвардейск) с населением 38 тыс. жителей. Последние гатчинские храмы были закрыты в 1939 г. Город являлся центром укрепленного района, поэтому его захват 13 сентября 1941 г. германскими войсками сопровождался ожесточенными боями, в ходе которых сгорели Успенская русско-эстонская и Всехсвятская кладбищенская церкви. Возрождение уцелевших храмов облегчалось тем, что в Гатчину были выселены некоторые клирики ленинградских церквей, жившие в пригородах и неожиданно для себя оказавшиеся в оккупации. Так, служивший в Князь-Владимирском соборе протоиерей Александр Петров вместе с братом своей жены священником Михаилом Смирновым из Урицка (Лигово), где они проживали, сначала были вывезены на ст. Володарская, а затем в Гатчину.

Отец Александр Петров и возобновил в октябре 1941 г. богослужения в главном городском храме — Павловском соборе. Правда, в мае-июне 1941 г. собор начали перестраивать под кинотеатр, что серьезно повредило здание, а в сентябре немецким снарядом был пробит купол собора. Поэтому освящено было лишь подвальное помещение, в котором и начались службы. Верующие сохранили иконы, утварь, богослужебные одежды и охотно принесли их в открывшийся храм. Вторую церковь в Гатчине — св. Иоанна Предтечи на кладбище — открыл 14 декабря 1941 г. кандидат богословия о. Михаил Смирнов, подвергавшийся в 1929 г. аресту и высылке из Ленинграда. Третьим действующим храмом стала упоминавшаяся Покровская церковь в пригороде Гатчины — на ст. Мариенбург. В марте 1942 г. гатчинские священники были утверждены на своих приходах Управлением Псковской Миссии, но это не спасло о. А. Петрова от репрессий нацистов. 3 августа 1942 г. он был по доносу арестован и через две недели расстрелян в Гатчинском парке. Вдову и сына о. Александра на полтора года приютил о. М. Смирнов, а 20 января 1944 г. немцы угнали их в Эстонию (12).

С 4 по 27 августа Павловский собор обслуживал о. Михаил, а затем после почти трехнедельного пребывания в лагере для эвакуированных, 29 августа, обязанности настоятеля собора стал исполнять прот. Ф. Забелин. По свидетельству о. Феодора, он сразу же попал в двухстороннюю опалу — и со стороны германской военной власти, и со стороны гражданской администрации Гатчины: "Военный комендант вообще не принял меня, когда я пришел к нему, чтобы представиться, а городской голова на ходу бросил мне слова: "Мы ждем в соборе священника Амосова из Миссии. Через две недели придите" (13).

С февраля по июнь 1942 г. уполномоченным Псковской Миссии по Гатчинскому округу являлся служивший в храмах ст. Сиверская прот. Николай Шенрок, затем он уехал в Псков, и Гатчинским (а также Сиверским) благочинным стал прот. Николай Быстряков из с. Суйда. В конце августа 1942 г. Управление Миссии назначило благочинным И. Амосова, однако тот прибыл в Гатчину только через два месяца. 29 октября в Павловском соборе состоялось пастырское собрание, на котором Амосов заявил о том, что занимает должности настоятеля храма и благочинного. "Церковная малограмотность" авантюриста и его стремление выслужиться перед оккупантами вызвали единодушное возмущение гатчинских священников, и они обратились в Управление Миссии с просьбой о проведении ревизии. В декабре 1942 г. приехавший в Гатчину из Пскова старший ревизор о. И. Легкий снял Амосова со всех должностей. В дальнейшем до освобождения города настоятелем Павловского собора служил о. Феодор, а пост Гатчинского благочинного по очереди занимали протоиереи Н. Быстряков и Ф. Забелин.

Священники благочиния нередко подвергались различным гонениям со стороны оккупантов. Вскоре после казни о. Александра Петрова был расстрелян настоятель Преображенской церкви с. Ор-лино Иоанн Суслин, а в 1943 г. убиты нацистами священник Владимир Романский и о. Алексий из Сергиевской церкви с. Ящера. О позиции оккупантов красноречиво свидетельствует доклад митр. Алексию о. Михаила Смирнова в апреле 1944 г.: "..,с течением времени все убедились, что немцы не только холодно равнодушны в отношении к Православию, но даже враждебно настроены. В храм входили, не сняв головных уборов, несмотря на указания на недопустимость этого. Курящие входили с дымящей сигарой или папиросой. За каждым немцем нужно было следить, чтобы он в церкви что-либо не украл. В Гатчинском соборе с царских врат были сняты однажды все иконы и с жертвенника — проскомидийные копии. По улице священнику нелегко было пройти спокойно: увидят в рясе — начнут насмехаться. Однажды у меня немец-хулиган сорвал с головы зимнюю шапку и пытался надеть грязный котелок. Другой раз при выносе из дома покойника с пением "Святый Боже", немцы натравили на меня свою собаку... Дерганье за бороду, разные вскрики и многое другое, так что всех случаев глумления и не перечислить" (14).

Несмотря на все препятствия, приходская жизнь постепенно возрождалась. Много молодых людей и детей были крещены. Даже в будние дни в храмах обычно было 20-30 молящихся, а по воскресеньям — в несколько раз больше. Проповеди о. Ф. Забелина привлекали много верующих. В собор приходили и дети — они начали изучать религию в школе. Соборный хор сначала был любительским, а незадолго до Пасхи 1943 г. впервые пел новый церковный хор (около 20 человек). Большой радостью было обретение иконы "Утоли моя печали" в одном из разрушенных домов. Она была торжественно перенесена в собор. Вскоре после войны, 30 декабря 1946 г., в Павловском соборе был освящен боковой придел во имя этой иконы. Долгое время в епархии это было единственное напоминание о военном времени. Благодаря тому, что городской глава Гатчины Л.А. Рассказов пел в любительском соборном хоре, городское управление выделило общине храма безвозвратную ссуду в 100 тыс. рублей на восстановительные работы. Иоанно-Предтеченская церковь на кладбище также получила ссуду в 6 тыс. рублей, а Покровский храм в Мариенбурге — 15 тыс. По сообщениям прессы, на Пасху 1943 г. собор, кладбищенская и Мариенбургская церкви были переполнены (15).

Как уже говорилось, богослужения на ст. Мариенбург возобновил в ноябре 1941 г. о. Иоанн Пиркин. В марте 1942 г. на посту настоятеля его сменил священник Василий Апраксин. Он был выслан из своего прихода в Мордовии в 1930 г., а в 1941 г. находился на гражданской службе в Пушкине. После оккупации о. Василий был помещен в концлагерь. Псковская Миссия помогла ему вернуться к церковной деятельности, и он возглавил Мариенбургский приход. Один из активных прихожан, Дмитревский был избран церковным старостой. Он организовал ремонт церкви сразу после начала оккупации города. Был сделан новый иконостас. Некоторые иконы принесли верующие, а многие даже были заново написаны, о. Василий сам работал столяром. Только за 8 месяцев прихожане собрали 120 000 рублей (16). С осени 1942 г. священник преподавал Закон Божий в Мариенбургской прогимназии.

Арестованный 11 апреля 1944 г. НКВД о. В. Апраксин признался, что он во время оккупации служил четыре молебна "в честь немецкой армии" — два в годовщины занятия Мариенбурга, на празднике смотра РОА и на празднике урожая, а 22 июня 1943 г., в годовщину начала войны, священник, по предложению городского главы, организовал крестный ход из Мариенбурга в Гатчину и обратно. Эти показания подтверждают свидетельства очевидцев. В августе 1943 г. о. Василий произнес в церкви проповедь о необходимости сбора средств на РОА. В результате было собрано 2 300 рублей, но по предложению члена попечительского совета храма Н. Т. Дмитриева их сдали в "Русский комитет взаимопомощи" Гатчины на благотворительные цели. В январе 1944 г. о. В. Апраксин передал в Управление Миссии на ее нужды 6 тыс. рублей, больше никаких сборов и пожертвований он не устраивал (17).

Органы следствия и суда обвинили священника также в том, что он был в 1942 г. завербован начальником полиции для шпионской работы и по заданию немецкой разведки занимался выявлением политических настроений жителей Мариенбурга, донося на лиц, проявлявших антигерманские настроения, в гестапо. Однако эти обвинения представляются ложными. Их неоднократно отвергал на первых допросах сам о. Василий. Он говорил, что с гестапо никакого контакта не имел, а начальник полиции Мариенбурга П. Сысоев вызывал его лишь один раз — по поводу кражи икон из церкви, заявив при этом священнику о необходимости помогать полиции. Но о. Василий, по его словам, "никаких обещаний ему в работе не давал, так как не желал выдавать русских немцам". Точно был установлен лишь факт доноса В. Апраксина в июле 1942 г. городскому главе и в полицию на церковную старосту Мариенбургского храма И.И. Шес-тову для принятия мер в связи с тем, что она "разбазаривает свечи". Шестову отдали под суд, который не состоялся, и никакого наказания она в 1942-43 гг. не понесла, а в апреле 1944 г. была арестована уже органами НКВД. Одним из основных обвинений в адрес священника являлось предательство расстрелянного немцами "советского патриота" Николая Левшина. Однако из материалов дела видно, что к этому молодому полицейскому (еврею по национальности) о. Василий, говоря его словами, "относился, как к сыну", дал крестик и т. д. Левшин пытался перебежать через линию фронта в советскую армию, был в этот момент пойман и расстрелян. К его гибели священник (у которого родной сын Георгий служил в Красной армии) не имел никакого отношения. Даже на последних допросах о. Василий утверждал, что "по заданию Псковской Миссии политических настроений не выявлял и не доносил о патриотах", никаких подписок о сотрудничестве с немцами он также не давал. Впрочем, на закрытом судебном заседании войск НКВД Ленинградского округа от 2 июня 1944 г. В. Апраксин признал себя виновным в антисоветской и предательской деятельности и был приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. он был освобожден, вернулся в Гатчину (где скончался в 1962 г.) (18).

Вместе с о. Василием был арестован псаломщик его церкви Дмитрий Сыроквашин, диакон же Мариенбургского храма Димитрий Василевский скончался в сентябре 1943 г. У В. Апраксина неоднократно происходили конфликты как с Управлением Псковской Миссии, так и с гатчинским духовенством. По его словам, в марте 1942 г. он был зачислен на должность священника с большим трудом, так как гатчинский протоиерей о. А. Петров первое время не давал на это согласия, и только благодаря настойчивости прихода Управление Миссии назначило его "без ведома немецкой власти". Затем вышел указ прот. к. Зайца о назначении настоятелем Мариен-бургской церкви о. Михаила Смирнова и переводе о. Василия из-за конфликта с Шестовой в другой приход — в Орлино, но после приезда В. Апраксина в Псков и личной беседы с начальником Миссии тот отменил свое решение. В январе 1943 г. о. Василий получил из ризницы Пушкинской Знаменской церкви 8 ящиков риз, которые, по указу благочинного и Управления Миссии, должны были быть переданы в Павловский собор, однако В. Апраксин оставил их у себя. Весной 1943 г. священник стал собирать среди жителей Гатчины "Заручную подписку о бытии Апраксина настоятелем Павловского собора" и в конце апреля безрезультатно ездил с ней в Псков. По свидетельству о. Ф. Забелина, "группа верующих церковников Гатчинского собора обратилась к Преосвященному Экзарху-митрополиту с просьбой расследовать дело через доверенное лицо и ликвидировать смуту, а мы, пастыри г. Гатчины, обратились с аналогичным донесением в Миссию, но ответа ни мы, пастыри, ни наши пасомые так и не дождались"(19).

Существенным отличием о. В. Апраксина от других гатчинских священников было то, что он за богослужением не поминал ни Московского митр. Сергия, ни Ленинградского митр. Алексия, а лишь Экзарха Прибалтики. Все же другие священники поминали находившихся за линией фронта Владык. Бывший Гатчинский благочинный прот. Н. Быстряков 12 июня 1944 г. писал митр. Алексию, что в приходах благочиния молитвенная связь с ним "никогда не прерывалась". В это же время и священник со ст. Сиверская о. Василий Митрофанов писал Владыке Алексию, что "всегда поминал Местоблюстителя Патриаршего Престола и митрополита Петроградского", "православное наше Отечество и властей его, православное Русское воинство". Проводивший в марте 1944 г. по поручению митр. Алексия своеобразную инспекцию приходов Гатчинского и Павловского районов А. Ф. Шишкин также указывал в своей докладной записке Владыке, что протоиереи Забелин, Красовский, священник Митрофанов слушались Миссии, не порывая молитвенного общения со своими иерархами, молились за православное русское воинство и ожидали встречи "со своими". Известен и факт спасения о. Ф. Забелиным советского офицера, укрытого в соборе от преследования немцев (20).

Довольно активно происходило церковное возрождение во всем Гатчинском районе, где в период оккупации действовал 21 храм. К началу же войны служба совершалась лишь в двух церквах. Одна из них находилась в Суйде, историческом поместье Ганнибалов, в 8 км от Гатчины. Ее настоятель о. Николай Быстряков был рукоположен еще в 1899 г. к старинной Воскресенской церкви. В 1913-1921 гг. он построил в Суйде новую просторную деревянную Воскресенскую церковь, которая действовала до немецкой оккупации. Вторая церковь, Тихвинская, находилась в Болшеве, около станции Сиверская (здесь была дача митр. Ленинградского Алексия). Пастырем ее был престарелый протоиерей Константин Красовский, который продолжал свое служение и в годы оккупации. Новую Воскресенскую церковь Суйды заняли 13 июля 1941 г. для своих нужд советские войска, и богослужения в ней временно прекратились. 20 августа село захватили немцы, через два дня церковь привели в порядок, и после нового освящения в ней возобновились службы. Однако вечером 28 августа деревянный храм вспыхнул в результате попадания советского снаряда и сгорел до основания. С помощью немецкого военного пастыря крестьяне спасли большую часть церковного имущества и перенесли его в старый (1845 г. постройки) Воскресенский храм, закрытый в 1937 г. Уже на следующий день, 29 августа, прот. Н. Быстряков стал служить в этом храме и оставался его настоятелем до ареста 22 октября 1944 г. (21) По одному делу с о. Николаем был арестован и 26 декабря 1944 г. осужден председатель приходского совета Суйдинской церкви Михаил Степанович Ковригин.

Район ст. Сиверская был перед войной популярным дачным местом, здесь проживали летом и некоторые ленинградские клирики, которые в 1941 г. оказались на оккупированной территории, например, келейник митр. Алексия архим. Серафим (Емельянов). В конце августа 1941 г. Владыка послал его на свою дачу в Сиверской, откуда архимандрит вернуться в город уже не смог. С июня 1942 г. о. Серафим по просьбе прихожан стал служить в Троицкой церкви пос. Дружноселье близ Сиверской, но это служение продолжалось лишь около 7 месяцев. 20 февраля 1943 г. архимандрит скончался и, согласно его предсмертной просьбе, был погребен у храма.

Проживая летом на своей даче, оказался на оккупированной территории и митрофорный ленинградский протоиерей Николай Шенрок. Именно он открыл осенью 1941 г. Свято-Троицкую Друж-носельскую и Петропавловскую церкви в Сиверской. о. Николай в конце 1941 г. установил контакт с Управлением Псковской Миссии и в феврале 1942 г. был назначен уполномоченным по Гатчинскому округу, в который к лету уже входило 13 приходов. В мае 1942 г. он уехал во Псков, где стал заместителем начальника Миссии, а Петропавловскую церковь несколько месяцев до ареста нацистами в августе 1942 г. обслуживал священник Иоанн Суслин. По некоторым сведениям, в период оккупации в Сиверской действовала и четвертая — Преображенская церковь (в районе так называемой Старо-Сиверской).

После ареста о. И. Суслика и смерти архим. Серафима большинство сиверских храмов оказалось без священнослужителей. Поэтому в декабре 1942 г. в Петропавловскую церковь перешел из Алексиевского Таицкого храма прот. Иоанн Чудович, который с марта по май 1943 г. обслуживал и Свято:Троицкую церковь. Весной 1943 г. благочинный о. Николай Быстряков направил в Ригу для рукоположения в сан иерея 74-летнего старца Василия Митрофанова. Он с 1930 г. состоял секретарем приходского совета Тихвинской церкви, а в 1941-43 гг. являлся секретарем церковного попечительства. 18 апреля 1943 г. Экзарх митр. Сергий рукоположил В. Митрофанова во диакона, а 27 апреля — во иерея, о. Василий служил настоятелем Свято-Троицкой церкви в пос. Дружноселье до октября 1944 г. и преподавал Закон Божий в местной школе.

Согласно сообщениям прессы, сиверскому духовенству в 1943 г. приходилось совершать торжественные службы в годовщины начала войны и другие подобные даты: "В воскресенье, 22 августа, поселок Сиверская (Лен. обл.) будет праздновать двухлетие своего освобождения от большевистского ига. Утром... состоится крестный ход из всех трех церквей поселка в церковь Петра и Павла, там будет отслужен благодарственный молебен". Правда, некоторые священнослужители старались этого избегать. Так, о. В. Митрофанов в 1944 г. писал митр. Алексию, что он "от официальных праздников уклонялся". Последнее сообщение прессы о церковной жизни си-верских храмов в период оккупации относится к январю 1944 г.: "В дни великого православного праздника Рождества Христова во всех церквах поселка Сиверская совершались торжественные богослужения при большом стечении народа. В ночь под Рождество местная комендатура разрешила гражданскому населению хождение по улицам на шесть часов дольше обычного" (22).

Когда в конце 1943 г. немцы начали принудительную эвакуацию местного населения, сиверское духовенство единодушно отказалось эвакуироваться, вывезти церковное имущество в Псков и решило дожидаться прихода советских войск. При этом ему удалось спасти от унижения нацистами все храмы поселка. Инокиня Евдокия Осипова, в 1937-1969 гг. исполнявшая обязанности псаломщицы Тихвинской церкви, писала 1 марта 1970 г. митр. Ленинградскому Никодиму: "В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. я оставалась служить в церкви и вместе с отцом Константином [Красовским] много раз отстаивала ее от немцев, которые пытались ее поджечь и уничтожить" (23). Однако после освобождения Сиверской 1 июня 1944 г. был арестован о. И. Чудович, 25 октября 1944 г. — о. В. Митрофанов, оба они оказались осуждены. В октябре 1944 г. подвергался аресту и 84-летний о. К. Красовский, но вскоре был освобожден и до своей смерти в 1947 г. служил настоятелем Тихвинской церкви.

Прот. И. Чудович поселился 19 сентября 1941 г. в пос. Тайцы и вскоре возобновил богослужения в местной церкви свт. Алексия, митрополита Московского. Этот храм был закрыт в 1939 г. и превращен в клуб, а уже в сентябре 1941 г. местные жители добились разрешения германской администрации открыть любимую церковь. По воспоминаниям старожилов, вскоре рядом с ней запылал огромный костер — прихожане выносили из храма подшивки советских газет, портреты Ленина, Сталина и т. п. и бросали все это в огонь. По сравнению с другими оккупированными местностями, военнослужащие находившихся в Тайцах немецких частей относились к местной церковной жизни неплохо и даже помогли побелить стены храма и изготовить для него кресты. Из соседней Александро-Нев-ской церкви в Алексиевскую были перенесены чудом сохранившиеся там иконостас и утварь. На первую службу вместе с местными жителями пришли немецкие солдаты (позднее посещение православных богослужений им было запрещено), а церковный хор нередко приглашали для выступления в германский санаторий, разместившийся в бывшей усадьбе Демидова. Сохранились рисунки та-ицких храмов, сделанные осенью 1941 г. немецким военным художником Ю. Бугсгевденом (убитом в том же году партизанами). Определенная помощь приходу со стороны германской администрации, видимо, объяснялась тем, что о. И. Чудович некоторое время был не только настоят<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: