ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика возрастных особенностей
Ведущей составляющей музыкальности ребенка старшего дошкольного возраста является эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения. Эмоциональная отзывчивость к музыке, выражающаяся в умениях ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, проявляется в специальных музыкальных способностях – ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), чувство ритма (эмоциональная способность). Слушание музыки вызывает у ребенка сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении.
Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, выражающиеся в изменившемся его отношении к исполнению музыки, – участие в музыкальной деятельности становится для ребенка художественным творчеством.
Задачи музыкального воспитания и развития
Задачи воспитания и развития детей в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:
· способствовать обогащению слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями, направлениями в музыке, накапливанию представлений о жизни и творчестве композиторов, развитию умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
· создавать условия для обучения детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
Задачи воспитания и развития детей в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
|
· способствовать развитию умений чисто интонировать в пении, сотрудничать и заниматься творчеством в коллективной музыкальной деятельности;
· способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;
· стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
Ориентация детей в образовательной области
Дети учатся узнавать и различать музыку разных композиторов, стилей и жанров (характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки). Имеют основные представления о творчестве композиторов, музыкальных инструментах, элементарных музыкальных формах. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимают, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности. Рассуждают о музыке адекватно характеру музыкального образа. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.
Организация опыта освоения образовательной области
Педагог осуществляет диагностику интересов и избирательных предпочтений детей в выборе видов музыкальной деятельности, музыки разных жанров и композиторов.
Обогащает музыкой другие виды детской деятельности, организуя образовательные ситуации.
Педагог использует музыкально-дидактические игры в организации совместной деятельности детей, включает их в самостоятельную деятельность дошкольников.
|
Развивающая среда детского сада оснащена необходимыми музыкально-дидактическими играми, которые учат ребенка играть в них и создавать такие игры самостоятельно.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка:
• развита культура слушательского восприятия;
• любит посещать концерты, музыкальный театр, делиться полученными впечатлениями;
• музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов;
• проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках;
• активен в театрализации (участвует в ритмо-интонационных играх, стихотворных ритмах, певучих диалогах, рассказываниях);
• проговаривает ритмизированно стихи и способен к импровизации мелодии на заданную тему, участвуя в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
• не активен в некоторых видах музыкальной деятельности;
• не узнает музыку известных композиторов;
• имеет слабые навыки вокального пения;
• плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой;
• не принимает активного участия в театрализации;
• музыкальные способности развиты слабо*.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды музыкальной деятельности | Педагогические цели и задачи | Музыкальный репертуар | Интеграция образовательных областей | Формируемые интегративные качества |
Сентябрь, 3-я неделя* | ||||
Планета детства | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Способствовать развитию умений различать, сопоставлять образы двух контрастных произведений. | «Болезнь куклы», муз. П. Чайковского [9, с. 83]**. «Новая кукла», муз. П. Чайковского [25, с. 10]. | • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). • Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучива- ние). • Физическая культура (дви- | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполнять несложные физические упражнения. Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность. Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: использовать различные формы общения. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы |
б) развитие слуха и голоса. | Способствовать развитию чувства ритма; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать ритмические рисунки песен Е. Тиличеевой, интервалы в пределах чистой секунды, малой терции. | «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 18]. | ||
Способствовать формированию звуковысотного восприятия, умения различать интервалы от октавы до примы. | «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 16]. |
Продолжение табл.
|
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Побуждать петь не спеша, негромко, напевно, выразительно, передавая характер музыки. | «Если все вокруг по- дружатся», муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского***. | гательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) | и правила поведения: чутко реагировать на оценку действий. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: рассказывать об эпизодах раннего детства. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять деятельность, используя сформированные умения и навыки |
б) песенное творчество. | Побуждать детей к импровизациям на слоги «ку-ку-ку», «динь-динь-дилень». | Музыкально-игровое упражнение «Сочини песенку». | ||
Музыкально-ритмические движения: | ||||
а) упражнения; | Обратить внимание детей на логические акценты музыкальных фраз, способствовать развитию умения отличать их движениями; создавать условия для организации и упражнения детей в действии с мячом. | «Упражнение с мячами», муз. А. Петрова [6, с. 93]; «Вместе весело шагать», муз. А. Бурениной [1, с. 67]. | ||
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Способствовать развитию умения выполнять полуприседания с выставлением ноги на пятку. | «Из-под дуба», русская народная мелодия, обр. Н. Метлова [9, с. 22]. | ||
в) пляска; | Способствовать развитию у детей выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. | «Мячик», муз. А. Бурениной [1, с. 68]. | ||
Создавать условия для обучения умениям отмечать движением разный ха- | «Потанцуем вместе», латвийская народная |
Продолжение табл.
рактер музыки двух музыкальных частей, ощущать момент выполнения затактового поскока, поворачиваться вполоборота, не опуская рук при выполнении трех перетопов. | мелодия, обр. Я. Кепитаса [8, с. 198]; «Кукляндия», муз. А. Бурениной [1, с. 69]. | |||
г) игры, хороводы. | Способствовать развитию быстроты реакции, выдержки, умений слышать и точно передавать в движении начало и окончание звучания музыкальных фраз. | «Бери флажок», венгерская народная мелодия, обр. Н. Метлова [8, с. 165]. | ||
II. Пальчиковая гимнастика. | Способствовать хорошей тренировке пальцев рук, повышению психического тонуса детей. | «Дружба», муз. Т. Ткаченко [42, с. 7]. | ||
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) | Способствовать развитию умения играть мелодию на металлофоне, треугольнике, ксилофоне и других музыкальных инструментах индивидуально, в ансамбле и оркестре | «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 16] | ||
Сентябрь, 4-я неделя | ||||
«Каков уход, таков и плод» | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для ознакомления с новой песней лирического характера; способствовать развитию умения | «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой [9, с. 6]. | • Музыка (музыкально-художественный | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения. Любознательный, активный: про- |
Продолжение табл.
определять характер музыки; побуждать детей к творчеству, воображая картину осени. | вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкальное упражнение-игра). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, | являть высокую речевую активность, познавательный интерес к миру. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: применять различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений. | ||
б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для закрепления знаний детей о длительности звуков; организации и проведения упражнения в составлении простых попевок. | Музыкальное упражнение-игра «Музыкальная поляна», авт. З. Роот [31, с. 14]. | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения пению протяжному, напевному и легкому, отрывистому с постепенным ускорением или замедлением темпа, без музыкального сопровождения. | «Осенняя песенка», муз. Л. Семеновой, сл. В. Газизовой [14, с. 18]. | ||
б) песенное творчество. | Создавать условия для импровизирования на заданный текст польки. | «Полька», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой [9, с. 53]. | ||
Музыкально-ритмические движения: | ||||
а) упражнения; | Создавать условия для обучения детей умениям воспринимать и различать звучание музыки в высоком, среднем и низком регистре, изменять движения в связи со сменой частей, ходить простым хороводным шагом, держась за руки, по кругу, сужать, расширять круг. | «Хороводный шаг», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [8, с. 45]. |
Продолжение табл.
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Создавать условия для обучения детей выразительному исполнению русского танцевального шага на легком беге (с закидыванием пятки назад вверх). | «Учимся танцевать», муз. Т. Ломовой [8, с. 116]. | экскурсия). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки |
в) пляска; | Способствовать развитию у детей умения передавать в движении веселый оживленный характер музыки, улучшению качества исполнения танцевальных движений, встречающихся в пляске. | «Веселый танец», украинская народная мелодия, обр. П. Расс-Серебряной [8, с. 221]. | ||
г) игры, хороводы. | Создавать условия для закрепления умений согласовывать свои действия со строением музыкального произведения, своевременно включаться в действие игры; способствовать улучшению качества поскока и стремительного бега. | «Кто скорее?», муз. Т. Ломовой [8, с. 159]. | ||
II. Пальчиковая гимнастика. | Способствовать развитию мелкой моторики рук. | «Домик», муз. Т. Ткаченко [42, с. 9]. | ||
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) | Совершенствовать навыки и умения детей, полученные ими при обучении игре на металлофоне в старшей группе | «Кап-кап-кап», румынская народная песня, обр. Т. Попатенко [9, с. 38] |
Продолжение табл.
Октябрь, 1-я неделя | ||||
Содержание домашних животных | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для ознакомления детей с содержанием нового произведения, содержанием пьесы, характером музыки, композитором; способствовать развитию эстетических чувств детей. Способствовать формированию звуковысотного восприятия: создавать условия для организации и проведения упражнения с целью обучения детей умению различать неполный звукоряд (пять ступеней), последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих вверх и вниз. | «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [10, с. 25]. «Котя, котенька, коток», русская народная песня, обр. Н. Метлова [9, с. 85]. Музыкально-игровое упражнение «Цирковые собачки», авт. Е. Тиличеева [2, с. 30]. | • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкальное упражнение-игра). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения. Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художественные произведения, мир природы. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: использовать различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения умению петь протяжно, точно интонируя, подстраиваясь к тону, заданному педагогом, выражая свое эмоциональное отношение к содержанию песен. | «Мой щенок», муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского [24, c. 114]. |
Продолжение табл.
б) песенное творчество. | Побуждать детей к импровизациям на слоги «ку-ку-ку», «динь-динь-дилень». | Музыкально-игровое упражнение «Сочини песенку». | отгадывание загадок). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия). • Чтение художественной литературы (чтение, обсужде- ние) | представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели; управлять поведением в соответствии с требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями; реагировать на оценку своих действий и поступков, воздерживаться от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения детей умениям вслушиваться в музыкальные фразы, самостоятельно отмечать изменением движений смену музыкальных фраз, отрабатывать легкий, естественный бег с высоким подъемом ног. Помогать детям осваивать выразительное исполнение русского плясового шага для кадрили (на легком пружинистом шаге). | «Цирковые лошадки», муз. М. Красева [8, с. 54]. «Как пошли наши по- дружки», русская народная мелодия, обр. М. Иорданского [8, с. 42]. | ||
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Побуждать детей выполнять игровые образные движения; создавать условия для закрепления умений легко и энергично скакать с ноги на ногу, бегать широко, стремительно. | «Котик и козлик», муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Жуковского [9, с. 69]; «Птичий двор», муз. А. Бурениной [1, с. 139]. | ||
в) пляска; | Способствовать развитию у детей чувства ритма, координации движений, воображения, способности к импровизации; создавать условия для организации и упражнения в выразительной импровизации знакомых де- | Танец-игра «Найди себе пару», муз. А. Спадевеккиа [1, с. 79]. |
Продолжение табл.
тям движений в свободных плясках, стремлении к искренности движений в соответствии с характером музыки. | волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки | |||
г) игры, хороводы. | Создавать условия для обучения детей умениям передавать в движениях веселый характер музыки, выражать в действии оттенки динамики, ритм, воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения; способствовать улучшению ритмической точности движений, пружинящего бега и легкого поскока. | «Ищи», муз. Т. Ломовой [8, с. 157]; разученные с детьми игры, хороводы. | ||
II. Пальчиковая гимнастика. | Способствовать развитию мелкой моторики рук. | «Домик», муз. Т. Ткаченко [42, с. 9]. | ||
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) | Создавать условия для обучения детей приемам игры на двух пластинах, добиваясь точной координации движений | «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой [2, с. 16] | ||
Октябрь, 2-я неделя | ||||
«С нами старый скворушка до весны прощается...» | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для обучения детей умениям различать средства музыкальной выразительности («Как рас- | «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского [9, с. 80]. | • Музыка (музыкально-художественный | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения. |
Продолжение табл.
сказывает музыка?»), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней. | вид детской деятельности: музыкальное упражнение-игра). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельнос- | Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художественные произведения, мир природы. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: применять различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели; управлять поведением в соответствии с требованиями со стороны взрослых | ||
б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для обучения детей чистому интонированию мелодии, ритмической точности. | «Не летай, соловей», русская народная песня, обр. В. Кикты [9, с. 9]. | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения пению не спеша; способствовать развитию умения передавать грустный характер песни. | «Скворушка прощается», муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен [24, с. 10]. | ||
б) песенное творчество. | Создавать условия для импровизации на заданный текст польки. | «Полька», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой [9, с. 53]. | ||
Музыкально-ритмические движения: | ||||
а) упражнения; | Совершенствовать умения детей ходить в соответствии с четким, бодрым характером музыки, следить за осанкой и координацией движений; создавать условия для обучения плавным движениям рук; способствовать развитию умения точно менять движения в соответствии с музыкальной фразой. | Музыкальное упражнение «Марш», муз. И. Дунаевского [8, с. 23]; «Маленький вальс», муз. Н. Леви [9, с. 20]. |
Продолжение табл.
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Способствовать развитию умений детей передавать в движении плавный и легкий характер музыки, исполнять переменный шаг. | «Белолица, круглолица красная девица», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [8, с. 124]. | ти: наблюдение, экскурсия). • Чтение художественной литературы (чтение, обсужде- ние) | и первичными ценностными представлениями; реагировать на оценку своих действий и поступков, воздерживаться от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки |
в) пляска; | Создавать условия для организации и упражнения детей в легком беге, ритмических хлопках, притопах и кружении в парах. | «Парная полька», чешская народная мелодия, обр. О. Вайнштейн [8, с. 193]. | ||
г) игры, хороводы. | Создавать условия для обучения детей слышать и точно передавать в движении начало и окончание звучания музыкальных фраз; способствовать развитию внимания, быстроты реакции, выдержки. | «Бери флажок», венгерская народная мелодия, обр. Н. Метлова [8, с. 165]. | ||
II. Пальчиковая гимнастика (подгруппами). | Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук. | «Птички», муз. Т. Ткаченко [42, с.19]. | ||
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) | Создавать условия для обучения игре на металлофоне, треугольнике, ксилофоне и других музыкальных инструментах индивидуально, в ансамбле и оркестре | «Антошка», русская народная песня, обр. В. Кикты [9, с. 45] |
Продолжение табл.
Октябрь, 3-я неделя | ||||
чудо-дерево | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Создавать условия для ознакомления детей с различными вариантами бытования народных песен. | «Во поле береза стояла», русская народная мелодия, обр. Н. Римского-Корсакова и обр. А. Гурелева [29, с. 3–6]. | • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: музыкальное упражнение-игра). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок). • Труд (трудо- | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения. Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художественные произведения, мир природы. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: применять различные формы общения; владеть речевыми умениями, адекватно используя вербальные и невербальные средства общения. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных |
б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для обучения детей умению удерживать интонацию на одном звуке, петь ритмически точно. | «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой [9, с. 11]. | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения выразительному пению с точным интонированием мелодии; способствовать развитию чувства ритма, работе над звуковысотностью, чистотой интонации. | «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой [9, с. 87]; «Во поле береза стояла», русская народная песня, обр. Н. Римского-Корсакова [29, с. 88]. | ||
б) песенное творчество. | Побуждать детей импровизировать, исполняя веселую плясовую мелодию на заданный текст. | «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой [9, с. 52]. |
Продолжение табл.
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения детей выполнению полуприседаний с выставлением ноги на пятку. | «Из-под дуба», русская народная мелодия, обр. М. Иорданского [9, с. 22]. | вой вид детской деятельности: поручение). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия). • Чтение художественной литературы (чтение, обсужде- ние) | представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: планировать действия, направленные на достижение конкретной цели; управлять поведением в соответствии с требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями; реагировать на оценку своих действий и поступков, воздерживаться от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач; вычленять существенные родовые признаки и группировать предметы, доказывать правильность обобщений. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеть разнообразными речевыми умениями; проявлять |
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Совершенствовать навык творческой передачи действий отдельных персонажей, побуждать детей к поискам выразительных движений. | «Плетень», русская народная мелодия, обр. А. Лядова [9, с. 24]. | ||
в) пляска; | Создавать условия для обучения детей умениям отмечать движением разный характер музыки двух музыкальных частей, ощущать момент выполнения затактового поскока, выполняя три перетопа, поворачиваться вполоборота, не опуская рук. | «Танец березок», русская народная песня, обр. Н. Римского-Корсакова [3, с. 89]. | ||
г) игры, хороводы. | Способствовать развитию тембрового слуха; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении самостоятельно начинать и заканчивать движение, выполнять хороводный шаг. | «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова [8, с. 172]; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко [8, с. 182]. | ||
II. Пальчиковая гимнастика. | Способствовать развитию мелкой моторики рук. | «Дружба», муз. Т. Ткаченко [42, с. 7]. |
Продолжение табл.
III. Игра на инструментах (индивидуально – подгруппами) | Совершенствовать умения и навыки детей при обучении игре на металлофоне | «Во саду ли, в огороде», русская народная песня, обр. В. Агафонникова [9, с. 116] | волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные умения и навыки | |
Октябрь, 4-я неделя | ||||
краски осени | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений; | Побуждать детей эмоционально воспринимать пьесу лирического характера, выражать свое отношение к ней, высказываясь о ее характере и содержании, различать музыкальное вступление и заключение. | «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой [9, с. 6]. | • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: музыкальное упражнение-игра). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движения). • Коммуникация (коммуни- | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: ощущать потребность в двигательной активности; выполнять несложные движения. Любознательный, активный: проявлять высокую речевую активность, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; использовать разные способы познания мира природы; действовать в различных видах детской деятельности. Эмоционально отзывчивый: сопереживать персонажам литературных произведений; эмоционально реагировать на музыкальные и художест- венные произведения, мир природы. |
б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для обучения детей пению с чистым интонированием мелодии, умению подстраиваться к голосу взрослого, подражая взрослому. | «Эхо», муз. Е. Тиличе- евой, сл. Л. Дымовой [9, с. 85]. | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения умению петь не спеша, чуть грустно и нежно, передавая лирический характер песни. | «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [9, с. 13]. |
Продолжение табл.