Механизмы поворота гусеничных тракторов




Конспект: время на выполнение 2 часа.

1. Законспектировать материал

2. Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=RmuwhayJBb0

Механизмы поворота гусеничных тракторов

Поворот гусеничного трактора происходит при отключении от трансмиссии той гусеницы, в сторону которой надо повернуть трактор. Если нужно сделать крутой поворот, отключенную гусеницу притормаживают и трактор поворачивается на месте.

Механизм поворота большинства гусеничных тракторов представляет собой самостоятельный механизм, размешенный за главной передачей трактора. От двигателя к главной передаче идет один поток мощности, который далее распределяется механизмом поворота между правой и левой гусеницами.

В качестве механизмов поворота гусеничных тракторов используют фрикционные муфты поворота (Т-70С, Т-130), планетарный механизм (ВТ-150, ВТ-200). У трактора ХТЗ-150 функции механизма поворота выполняет коробка передач, на вторичных валах которой установлены гидроподжимные фрикционные муфты и тормоза, при помощи которых трактор поворачивает.

Фрикционные муфты поворота, как правило, изготавливают многодисковыми, сухими, постоянно замкнутыми. Необходимость применения многодисковых муфт обусловлена тем, что крутящий момент, передаваемый фрикционной муфтой поворота, значительно больше, чем крутящий момент, развиваемый двигателем. Рассмотрим устройство (рис. 4.) фрикционных муфт поворота.

Рис. 4. Задний мост трактора с фрикционным механизмом поворота:

  • 1 — тормозная лента; 2 — распорная втулка; 3 — рычаг муфты поворота;
  • 9 — регулировочные прокладки; 5и 7— уплотнительные кольца;
  • 6 — левый стакан подшипника; 8 — правый стакан подшипника;
  • 10 стопорная шайба; 11 — нажимной диск; 12 — ведущий барабан муфты поворота; 13 — нажимной диск; 14 — стопорная шайба;
  • 15 — вал заднего моста; 16 — ведущий диск;
  • 17— ведомый барабан муфты поворота; 18— ведомый диск;
  • 19— ведомое зубчатое колесо главной передачи

Ведущей частью муфты служит вал 15 главной передачи с расположенным на его шлицах ведущим барабаном 12. На наружной цилиндрической поверхности барабана сделаны продольные канавки, в которых установлены внутренними зубцами тонкие стальные диски 16.

Ведомая часть муфты — барабан 17, укрепленный на ведущем валу конечной передачи. На внутренней поверхности барабана сделаны канавки, в которые входят наружные зубцы дисков 18, снабженных фрикционными накладками. Ведомые и ведущие диски собраны через один. На валу 15 установлен нажимной диск 11, вращающийся вместе с валом, но имеющий возможность перемещаться вдоль его оси. В диск ввинчены шпильки, проходящие через отверстие барабана 12. На шпильки установлены пружины, упирающиеся с одной стороны в диск, а с другой — в укрепленные на шпильках шайбы. Пружины сжимают диски 16 и 18, и муфта, находясь в замкнутом состоянии, создает требуемый момент трения. При этом крутящий момент от главной передачи передается муфтами на конечные передачи, и трактор совершает прямолинейное движение.

Для поворота трактора надо отключить соответствующую гусеницу от трансмиссии, т.е. выключить одну из муфт поворота. При включении муфты диски 16 и 18 освобождаются, и вращение ведомого барабана и ведущей звездочки прекращается. В это время вторая муфта остается замкнутой, вследствие чего трактор поворачивается вокруг отключенной гусеницы. Для осуществления крутого поворота необходимо затормозить ведомый барабан 1 7 муфты поворота с помощью тормозной ленты 1.

Планетарный механизм поворота состоит из двух симметрично расположенных одинаковых планетарных механизмов управления правой и левой гусеницами. Механизм собран в цилиндрическом корпусе (рис. 5), установленном на подшипниках в корпусе заднего моста 5. Снаружи к корпусу прикреплена ведомая шестерня 18 главной передачи, а внутри имеются два зубчатых венца (короны). На осях 16, закрепленных на водиле 2, свободно надеты сателлиты 17, находящиеся в зацеплении с короной 3 и одновременно с солнечной шестерней 15. Солнечное зубчатое колесо 15 опирается на подшипники, помещенные в перегородке корпуса заднего моста. Эта ступица сделана заодно с тормозным шкивом 7. Водило 2 прикреплено к полуоси 10, на которой размещены тормозной шкив 12 и ведущая шестерня конечной передачи.

Рис. 5. Задний мост трактора с планетарным механизмом поворота: 1 — стакан подшипника; 2 — водило; 3 — коронное зубчатое колесо; 4 — шариковый подшипник; 5— корпус заднего моста;

  • 6 — пружина тормоза солнечного зубчатого колеса;
  • 7— шкив тормоза солнечного колеса; 8— бронзовая втулка;
  • 9— замковая пластина; 10— ведущий вал; 11 — уплотнительное устройство; 12— шкив остановочного тормоза; 13 и 14 — тормозные ленты; 15— солнечное зубчатое колесо; 16— ось; 17— сателлит; 18— ведомое коническое зубчатое колесо главной передачи

Работой планетарного механизма управляют тормоза, помещенные в боковых отделениях корпуса заднего моста 5, привод которых осуществляется рычагами и педалями.

При прямолинейном движении трактора педали и рычаги отпущены, при этом тормозной шкив 12 полуоси 10 свободен, а шкив 7затянут тормозной лентой 14 посредством пружины 6 вместе с солнечной шестерней 15 и находится в неподвижном состоянии. Шестерня главной передачи 18 вращает корпус, а он своими коронами 3 приводит во вращение сателлиты 1 7, заставляя их обкатываться по неподвижной шестерне 15.

Увлекаемое осями 16 сателлитов водило 2 передает вращение полуоси 10 и от нее через конечную передачу ведущей звездочке гусеницы.

Для поворота трактора в ту или иную сторону перемещают соответствующий рычаг на себя, лента 14 отпускает тормозной шкив 7, и солнечная шестерня освобождается. При этом сателлиты начинают вращать шестерню 15 в сторону, противоположную направлению вращения водила 2, усилие на водило не передается, и оно вместе со своей полуосью останавливается. Гусеница отключается от трансмиссии, в то время как вторая гусеница продолжает движение и поворачивает трактор. Для более крутого поворота после выключения тормоза зубчатого колеса нажимают на педаль остановочного тормоза. При этом тормозная лента 13 затягивается на тормозном шкиве 12, и полуось 10 затормаживается.

Затраты мощности, необходимые для поворота, в механизмах управления с фрикционными муфтами и планетарными механизмами равноценны. Они в одинаковой степени обеспечивают прямолинейность движения. В настоящее время широко применяют планетарные механизмы. Они надежнее и требуют меньших усилий на рычагах управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: