Sobriety lessons – the means of saving intellect




В статье приведен обзор исследований, проведенных авторами ранее по урокам Трезвости в образовательных учреждениях г. Тюмени. Описаны результаты последнего исследования (ноябрь-декабрь 2016 г.), в котором изучались творческие способности 10-классников четырех образовательных учреждениях (на материале трех нестандартных математических задач) в связи с их статусом Трезвости: сохраняют это естественное состояние или отравляются интоксикантами (алкоголем, табаком, энергетикам) с определенной частотой. Результаты исследования подтвердили, что самоотравление интоксикантами заметно снижает интеллектуальные способности учащихся, а систематические уроки Трезвости в школах и обучение этому выпускников педагогических профессий – жизненная необходимость.

Ключевые слова: Трезвость, уроки Трезвости, педагогика Трезвости, школа, самоотравление, интоксиканты, алкоголь, табак, энергетики, творческие способности.

ThepapercontainsthereviewofearlyresearchonSobrietylessonsinschoolsandthemostrecentresultsobtainedinNovember-December 2016. Thisresearchwasaimedatexploringcreativeabilitiesof 10thformpupilsinfourschoolsinconnectionwiththeirSobrietystatus – iftheypreservedthisnaturalstateorself-poisonthemselveswithintoxicants (alcohol, tobacco, energeticdrink). The results confirmed that self-poisoningwithintoxicants significantly lowers intellect and learning ability. And systematic Sobriety lessons in schools and preparing graduating students of pedagogic professions to teach those Sobriety lessons is a vital need.

Keywords: Sobriety, Sobrietylessons, pedagogy of Sobriety, school, self-poisoning, intoxicants, alcohol, tobacco, energy drinks, creative abilities.

В 2011-2012 учебном году В.А. Загуменным на систематической основе проводились уроки Трезвости в общеобразовательных школах г. Тюмени: №7, №17, №28, №62, №63 (447 учеников с 6-го по 11 класс). Результаты проведённых уроков отслеживались с помощью анкетирования, которое помогает в поддержании обратной связи с учениками и повышает эффективность проведённых уроков.

Анкетирование показало (рис. 1), что массовое приобщение школьников к интоксикантам начинается с 5-го класса. С 5-го по 9-ый класс – 57%, а до 10-го класса 73% школьников приобщились к интоксикантам [1].

Рис.

1. Приобщение школьников к интоксикантам
(алкоголю, табаку и энергетикам)
по результатам анкетирования в 2011/2012 учебном году[1].

 

На рисунке 2 приведены результаты исследования, проведенного в 5-х – 11-х классах одной из школ г. Тюмени в 2010 и 2014 году. В этой школе уроки Трезвости систематически проводились в течение четырёх лет.

Нижняя часть диаграммы (желтого цвета) отражает долю учащихся, живущих в Трезвости в 2010 году (до проведения уроков). Верхняя часть диаграммы (зеленого цвета) построена по результатам анкетирования учащихся 5-х – 11-х классов этой же школы в 2014 году (номера классов те же, но ученики другие – бывшие 5-классники на тот момент уже учились в 9-м классе).

Диаграмма показывает, что в результате проведения всего 2-х – 4-х систематических уроков Трезвости в год в каждом классе ежегодно в течение четырёх лет в данной школе изменился морально-психологический климат, общее отношение к Трезвости, и во всех классах значительно возросла доля учащихся, живущих в Трезвости.

Рис.

2. Прирост живущих в Трезвости через 4 года
после проведения уроков Трезвости в одной из школ г. Тюмени[2].

 

Почти линейный характер уменьшения доли живущих в Трезвости говорит о том, что без проведения систематических уроков Трезвости практически стопроцентно гарантировано приобщение ученика к интоксикантам за время обучения. При проведении уроков Трезвости доля живущих в Трезвости возрастает, но не стабилизируется, тенденция снижения сохраняется, что объясняется недостаточным количеством уроков, а также массированным «информационным террором», программирующим молодёжь через СМИ, рекламу и произведения искусства на самоотравление[2].

Резкий выброс на графике в 10-м и 11-м классах объясняется тем, что из двух 9-х классов успешно сдают экзамены и проходят по конкурсу в один 10-ый в основном те, кто живет в Трезвости [3].

Общественной организацией «Трезвая Тюмень» были проведены дополнительные исследования для подтверждения выявленной особенности – сохранения творческого потенциала учащихся за счёт трезвого образа жизни. Для этой цели в 2015-2016 учебном году были проведены письменные тесты по решению задач и анонимные опросы в математических 10-х классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, в которых ранее уроки Трезвости не проводились, или проводились очень редко.

Контрольная работа включала в себя три задачи. В различных вариантах были изменены цифровые данные, содержание задач оставалось таким же. Время на контрольную работу было определено 7 минут. Разрешено было пользоваться калькуляторами. Письменное задание выполнялось на обратной стороне опросного листа.

Исходные условия исследования:

Шк-А – уроки Трезвости в школе проводились систематически во всех классах, начиная с 5-го, в течение 5-ти лет;

Шк-Б – математический 10-й класс, в котором у 30% учащихся проводились уроки Трезвости в 6-м и 7-м классах;

Шк-В, -Г -Д, -Ж, -З – классы общеобразовательной школы, лицеев и гимназий, где уроки Трезвости не проводились.

На рис. 3 представлены результаты – количество задач, решенных учениками соответствующих классов, и доля живущих в Трезвости в этих классах.

Рис.

3. Результаты анонимного тестирования и анкетирования
учащихся 10-х математических классов в 2015-2016 учебном году
в г. Тюмени[2].

 

По итогам исследования авторы сделали следующие выводы:

- Тесты в математических классах, где предъявлялись ещё более жёсткие требования к творческим способностям учащихся, показали, что учащиеся 10-го класса общеобразовательной школы Шк-А, где 95% учащихся живут в Трезвости, не намного уступают учащимся математических классов гимназий и лицеев, где математика изучается более глубоко.

- По результатам опроса, из тех учащихся, которые решили три задачи, 82% живут в Трезвости, 18% отравляются редко. Учащиеся, которые не решили ни одной задачи, в Трезвости не живут, травятся редко и часто[2].

В ноябре-декабре 2016 года проведено очередное исследование, объектом которого выступили 10-классы (142 человека): одна школа, один лицей и две гимназии. В школе уроки Трезвости проводилисьс 4-го класса, в остальных образовательных учреждениях уроки не проводились.

При исследовании учащимся предлагалась контрольная работа, состоящая из трех задач:

Задача №1. Сколько получится, если полтора разделить на одну треть?

Задача№2. Гитара с чехлом стоит 6 500 рублей. Гитара на 6 000 рублей дороже чехла. Сколько стоит чехол?

Задача№3. Летят утки, навстречу селезень. Селезень говорит: «Здравствуйте, 265 уток». Утки отвечают: «Нас не 265, но было бы 265, если бы нас было столько, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты с нами». Сколько было уток?

Также в анкете был вопрос о личной Трезвости: «Вы пробовали алкоголь, табак, энергетики(подчеркните, что пробовали)?» Нет / 1 раз / несколько раз / очень редко / редко / часто. В результате было получено следующее распределение учащихся по частоте и виду самоотравления (рис. 4, 5, 6).

Рис.

4. Частота самоотравлений интоксикантами 10-классников

 

 

Рис.

5. Соотношение отравляющихся и неотравляющихся интоксикантами 10-классников

 

В последующих диаграммах группировка ответов сделана следующим образом (по любому интоксиканту): «нет» = нет, 1 раз; «редко» = несколько раз, очень редко, редко; «часто» = часто.

Рис.

6. Распределение по частоте самоотравлений интоксикантами опрошенных 10-классников

 

Далее были соотнесены частота самоотравлений и количество решенных задач (рис. 7, 8).

Рис.

7. Количество опрошенных, решивших задачи, в зависимости от частоты самоотравлений интоксикантами

 

Рис.

8. Доля опрошенных, решивших задачи, в зависимости от частоты самоотравлений интоксикантами

 

Результаты исследования по классам (образовательным учреждениям) сведены в диаграмму (рис. 9), на которой отчетливо видно, что в классах с большей долей живущих в Трезвости количество решенных задач (успеваемость, творческие способности при решении нестандартных задач) выше, чем в классах, где меньшее число учащихся ведут трезвый образ жизни.

Рис.

9. Результаты анонимного тестирования и анкетирования
учащихся 10-х классов четырех образовательных учреждений г. Тюмени в ноябре-декабре 2015-2016 учебного года

 

Таким образом, по итогам исследования, и учитывая полученные ранее результаты, сделаны следующие выводы:

1. Массовое приобщение к интоксикантам начинается с 5-ого класса.

2. Систематические уроки Трезвости дают практически гарантированный результат: в школе, где уроки проводились систематически, большее число детей сохраняют Трезвость, и выше успеваемость.

3. В 10-й класс после экзамена проходят по конкурсу большей частью те, кто живёт в Трезвости.

4. Самоотравление интоксикантами (алкоголем, табаком и другими) заметно снижает интеллектуальные способности учащихся.

5. Жизненно необходимо для общества обучение студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов основам науки Трезвости, которые они смогут использовать не только на благо своих молодых семей, но и передадут своим воспитанникам в образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Загумённый В.А. Методика и результаты анкетирования школьников на уроках Трезвости / В.А. Загумённый // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости: материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 48-57.

2. Загумённый В.А. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся / В.А. Загумённый, Р.В. Распопов // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России: материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 26-35.

3. Загумённый В.А. Отношение подростков и молодёжи к Трезвостипо результатам анкетирования тюменских школьников / В.А. Загумённый, Р.В. Распопов // Здоровый образ жизни российской молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 134-139.

Сведения об авторах

Распопов Роман Владимирович, к.т.н., доцент кафедры кибернетических систем, Тюменский индустриальный университет, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», romanraspopov@gmail.com, тел. 8-905-820-5283.

Загумённый Владимир Афанасьевич, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», zva-1950@mail.ru, тел. 8-922-043-0589.

About authors

Raspopov R.V., cand. of tech. sciences, associate professor of Cybernetic Systems department, Tyumen Industrial University, member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”romanraspopov@gmail.com, tel. 8-905-820-5283.

Zagumenniy V.A., member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”, zva-1950@mail.ru, tel. 8-922-043-0589.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: