Десятое декабря. Домашняя работа. Практическое занятие № 6




Десятое декабря

Домашняя работа

Практическое занятие № 6

Освоение видов переработки текста

Учебная цель: совершенствование умений выполнять информационную переработку текста

Учебные задачи:

1. Развитие умения находить нужную информацию в тексте, умения информационной переработки текста с целью его сокращения.

2. Выработка навыков оценки текста.

Краткий теоретический материал по теме

Очень часто мы сталкиваемся с необходимостью переработать текст, чтобы максимально упростить работу с ним и одновременно повысить уровень его практического применения. Различные виды переработки текста позволяют в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст (в форме плана, тезисов, конспекта), развёрнуто или кратко передать его содержание (в форме устного пересказа, подробного, сжатого и выборочного изложения, аннотации, оглавления), создать оригинальный текст на основе текста­источника (в жанре реферата, резюме), выявить тему или проблему текста (дать ему заголовок). Созданный на основе текста­источника новый текст носит название вторичного.

1 Виды сокращений (план, тезисы, конспект, тематический конспект, выписки, реферат).

2 Виды оценки текста (рецензия, аннотация, отзыв).

Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого­либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Выписки

Наиболее простой вид записи – выписка (выдержка), дословная или документально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая­то часть, отдельные фрагменты его или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для подготовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

Конспект

Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Реферат (от лат. – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно­исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Аннотация (от лат. – замечание) – краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

Рецензия (от лат. – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из толкового словаря.)

Задания для практического занятия

Задание 1. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Кони о Л.Н.Толстом.

Из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского.Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах,— жестом и голосом. Его рассказ не был тонкимрисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсемдругою была речь Тургенева с его мягким и каким­то бабьим голосом, высокие ноты которого так малошли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы исочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, вкоторых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразнонаправленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностьюизображающею и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни проотрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни произысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатленияи в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характеромотличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто ипоразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставилослушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались егоцель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого­нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепеннорасширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановитьв памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаютсяво многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в егопозднейшие произведения, но мне хочется привести кое­что из этого в том именно виде, в котором онопервоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении,- говорилон,- надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своемупредмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению,и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает известного совершенства сам собою». УТургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету ивеликолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а уНекрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.

Задание 2. Прочитайте несколько аннотаций. Укажите, в какой из них характеристика книги сочетается с элементами ее оценки.

I. Русские писатели XI - начала XX века: Библиогр. слов.: Кн. для учащихся/Сост. В.А.Котельников, Ю.М. Прозоров; Под ред. Н. Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1995. - 575 с.: ил.

Словарь углубит представления школьников о русских писателях, начиная с древнейших времен и доначала XX в. Книга состоит из следующих разделов: «Писатели Древней Руси (XI-XVII веков)»,«Писатели XVIII века», «Писатели XIX века», «Писатели конца XIX-начала XX века». В живой, увлекательной форме рассказывают авторы о детстве и юности писателей, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе. Юные читатели, возможно, впервые познакомятся с Афанасием Никитиным, Феофаном Прокоповичем, В. Г. Бенедиктовым, Н.И.Гречем, М.М.Загоскиным, В. А. Гиляровским, А. М.Ремизовым, Н. А. Тэффи, В. Ф. Ходасевичем и другими прозаиками, поэтами, критиками.

II. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники: т. Т. 1/Сост. биографические очерки и прим. В. В. Кунина.- М.: Правда, 1985. - 640 с., 2 л. вкл.

В двухтомнике собраны документы и материалы, характеризующие отношения А.С.Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передается атмосфератрудной и прекрасной жизни поэта и тех людей, которые были ему близки и дороги. Все подборкиматериалов предваряются биографическими очерками о друзьях Пушкина.

III. Толстой А. К.Князь Серебряный; Стихотворения; Баллады/Сост., авт. послеслов. и коммент. Н. И. Цимбаев.- М.:Просвещение, 1993.- 100 с.- (Шк. б­ка).

В книгу включены известный исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный»,исторические баллады и лирические стихотворения Алексея Константиновича Толстого.

IV. Жуков В. П., Жуков А. В.Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3­е изд., перераб.- М.: Просвещение,1994.-431 с.

В словаре, предназначенном главным образом для учащихся старших классов, приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеологизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают стилистическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка.

Задание 3. Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложениях.

1. _________________ – краткое последовательное изложение содержания или основных положений текста книги, статьи др., указывающее на его назначения и другие особенности с целью проинформироватьо содержании текста­источника.

2. _________________ – небольшой текст, кратко и обобщенно излагающий основные положения и выводынаучной или публицистической статьи, монографии и др. с целью максимально точно представить суть работы, чтобы читающий мог решить, нужно ли изучать её целиком.

3. __________________ – графически выделенный элемент структуры текста, который предшествует всему тексту и информирует читателя о его содержании или проблематике.

4. _____________________ – наиболее сжатая форма свёртывания текста с целью выявления последовательности его смысловых частей.

5. _____________________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста.

6. _____________________ – краткая обобщенная характеристика текста книги, статьи, монографии и др.,задача которой – полноценно проинформировать о содержании текста­источника, поэтому данный вид вторичного текста содержит выходные данные (автор, название, место и время издания), сообщает об основной теме книги, статьи и др.

Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: