Введение индивидуального сопровождения в образовательном процессе учащихся с особенностями психического развития не противоречит Конвенции о правах ребенка и закону РФ «Об образовании».Дети с ЗПР способны овладеть школьной программой, если им будут созданы адекватные условия обучения. К важнейшему условию относится комплексная работа специалистов разного профиля (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-дефектолог) в построении образовательного маршрута для учеников. Важно, чтобы в каждой общеобразовательной школе были специалисты, составляющие психолого-педагогическую службу школы. Основной целью деятельности данной службы должно являться обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья детей школьного возраста; их социальной адаптации и социализации; а также сопровождение и контроль соматического здоровья; сопровождение обучения и коррекции; контроль динамики коррекции.
В Приложении к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» указаны цели и задачи и виды психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Цель сопровождения: обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
На наш взгляд, при составлении индивидуальной программы следует ориентироваться не только возрастные нормы, но в большей степени – на уровень актуального развития ребенка.
Задачи сопровождения:
× предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
|
× помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
× психологическое обеспечение образовательных программ;
× развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
× Профилактика.
× Диагностика (индивидуальная и групповая).
× Консультирование (индивидуальное и групповое).
× Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
× Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
× Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
× Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
При наличии в школе психолого-педагогической службы индивидуальное сопровождение развития и обучения детей разрабатывается совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, классным руководителем ученика, учителями-предметниками на основании информационного запроса ориентировано на:
× осуществление комплекса мер, направленных на развитие и внедрение в практику работы современных методов и методик обучения учащихся;
|
× разработку режима проведения индивидуальной коррекционной работы с учащимися;
× оказание необходимой помощи родителям по воспитанию и обучению ребенка в семье;
× оказание необходимой психологической помощи педагогам, осуществляющим коррекционную и развивающую работу с детьми.
Педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, медицинским работником школы осуществляется дополнительный сбор информации для оформления документации по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития.
Документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития включают следующие блоки:
× информационный блок содержит данные об ученике, родителях, месте проживания;
× социальный блок содержит данные о социальном положении семьи;
× медицинский блок включает в себя данные о состоянии соматического здоровья (психологического), нахождение на диспансерном учете у врачей специалистов и другую необходимую информацию;
× психологический блок содержит данные об уровне тревожности, психолого-педагогическую характеристику, оценку эмоционального состояния, результаты исследования эмоционально-волевой и поведенческой сферы, уровень актуального развития, выявление проблем, влияющих на обучение, другие исследования по необходимости;
× учебный блок отражает результаты обучения по основным и индивидуальным программам сопровождения;
× методологический блок (коррекционный) определяющий уровень, виды и формы оказания коррекционной помощи учащемуся, контролирующий динамику развития.
На основании проводимых диагностических и социально-педагогических исследований разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения обучения и коррекции развития. Специалисты разрабатывают рекомендации учителям-предметникам и классному руководителю для работы с данным учеником, определяют комплекс мер по оказанию коррекционной помощи.