Аманова М.Б.: учитель МКОУ ШИ г. Королев, 2019г.: «
Дидактическое пособие «Тактильные рамки»
в коррекционной работе с детьми с ТМНР»
В процессе эволюции живых существ тактильные ощущения появились уже у типа простейших. В основе чувственного познания мира у человека также лежит тактильно-двигательное восприятие. До того, как в голове сложится зрительный образ матери, младенец узнает свою мать по запаху, по тактильным ощущениям.
«Ряд предметов имеет свойства, которые возможно выявить только через осязание (тактильные ощущения) – это температурный режим, весовые категории, вибрационные и некоторые другие признаки. Тактильные образы предметов возникают благодаря непосредственному ощупыванию, прикосновению, воздействию на кожные покровы» [Л.А.Мятиева, Э.Я.Удалова «Развитие сенсомоторики детей с ОВЗ» М. 2016г., с.89].
Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР сильно затрудняет отсутствие сосредоточенности, неразвитость синтеза тактильных сигналов, недостаточная целенаправленность моторики рук. Детей надо обучать специальным обследующим движениям (поглаживание, постукивание, ощупывание, сжимание, обведение пальцем по контуру), обозначать словом свойства и качества спользуемых материалов и предметов. Повышению тактильной чувствительности способствуют также пальчиковая гимнастика, массаж рук, специально подобранные сенсорные игры с ощупыванием предмета («чудесный мешочек»).
В коррекционной работе с детьми с ТМНР по развитию тактильного восприятия удачным приемом оказалось использование пособия «Тактильные рамки », которые педагоги МКОУ ШИ сделали своими руками из разных подручных матералов < Рис. 1, Рис.2>. На готовую деревянную рамку формата А-4 натягивают материал-основу (наждачная бумага, шуршащий придверный коврик, прорезиненный коврик, дерюжка, обивочная ткань, пробковая основа, ряды пуговиц разной величины, речной песок, мех, вязанное шерстяное полотно и др.). Из той же основы делаем формы в виде рукавичек < Рис. 3>. К каждой рамке надо подобрать по 2-3 картинки-ассоциации. Например, к рамке зеленого цвета из шуршащего придверного коврика < Рис. 4> подойдет картика-ассоциация «шуршащие под ногами осенние листья», т.к. при его ощупывании слышится характерный хруст; к тактильной рамке с основой из меха подойдет катринка-ассоциация «пушистый котенок» и так далее. Для коррекционных занятий достаточно изготовить комплект из 15-20 шт.рамок с рукавичками и комплек карточек-ассоциаций к ним. < Рис.5, 6, 7>
Предлагаем следующие варианты использования тактильных рамок:
· Ощупать рамку рукой и ногой, затем описать полученные ощущения с использованием картинок-ассоциаций.
· Ощупать рамку с закрытими глазами, затем найти ее среди других рамок.
· Подобрать к рамке из того же материала рукавички.
· По описанию картинки-ассоциации попытаться найти наиболее подходящую по тактильным ощущениям рамку и рукавичку к ней.
· Подобрать к рамкам подходящие картинки-ассоциации.
Рис.1. Рис.2.
Рис.3 Рис.4.
Рис.5. Рис. 6. Рис.7.