История строительства монастыря




Горне-Успенский женский монастырь

 

 

Автор работы: Коротков Богдан ученик 5 класса

МБОУ ВМР «Сосновская средняя школа»

Руководитель: Классен Татьяна Владимировна

 

 

2020 г.

 

 

Введение

В ежегодных посланиях Президента России отмечается, что государство и Русская Православная Церковь должны объединить усилия в воспитании подрастающего поколения на традиционных духовных ценностях. Общество приближается к грани, за которой могут начаться необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Использование потенциала Православия – конкретный путь духовного возрождения страны [2, с. 4]. Определенную роль играют в этом процессе монастыри. У каждого человека есть такое место, где он чувствует себя счастливым, спокойным, здоровым и умиротворенным. Для многих вологжан Горне-Успенский монастырь является таким тихим и спокойным местом, где они получают заряд энергии, радости, тепла, приобщается к духовной культуре. Мне захотелось не только посетить это красивое место в самом центре города Вологда, но познакомиться с его историей, его назначением в современных условиях.

Цель исследования – изучить историю Горне-Успенского женского монастыря

В соответствии с целью исследовательской работы сформулированы задачи:

1. Изучение истории создания Горне-Успенского женского монастыря как одного из святыней Вологодского края;

2. Проанализировать влияние исторических событий на судьбу монастыря;

3. Описать современное состояние Горне-Успенского женского монастыря.

 

История строительства монастыря

На старинных фотографиях Горне-Успенский монастырь находится за белокаменной стеной с башенками. Если прийти на место, где прежде стоял монастырь, то мы не обнаружим и следа от стен. Горним монастырь назывался от местности, на которой расположен, называвшийся в старину горою, а Успенским по соборной Успенской церкви.

Первоначальная история монастыря малоизвестна, почти весь архив сгорел во время пожара в 1762 году. Монастырь основан приблизительно в 1590 году на западной стороне г. Вологды, на правом берегу реки. Известно, что первой настоятельницей монастыря была благочестивая старица Домникия, управлявшая обителью в продолжение многих лет.

Изначально монастырские храмы и постройки были деревянные. Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. В 1692—1699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобного Сергия Радонежского на пожертвования царевича Петра (будущий император Пётр) и царевича Иоанна. В 1709—1714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов.

В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного.

В 1824 году монастырь посетил император Александр I. В 1826—1828 годах на его средства был построен двухэтажный игуменский корпус. В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь в Грязовецком районе около озера Никольское.

В 1870—1873-х и 1882 годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища, предназначенного для детей - сирот духовенства Вологодской епархии.

В 1880 году перестраивается колокольня. В 1888 году епископ Феодосий преобразовал приют при монастыре в епархиальное женское училище, которое в 1903 году переехало в новое здание за пределами монастыря.

Истрия духовной жизни Успенской обители тесно связана с именами двух подвижников – диаконом Александром Воскресенским и иеромонахом Симеоном. В то время монастырь был многочисленным. В нем находилась больница, богадельня, детский приют, а также почти 30 лет епархиальное женское училище.

Влияние исторических событий на судьбу монастыря

Изучение истории данного вопроса показывает, что монастырю пришлось пережить испытание на прочность. В 1918 году монастырь был закрыт, но Успенский церковь, которую в городе именовали «Золотые кресты» оставалась действующей, и часть монахинь оставалась в нём до 1923—1924 годов, пока он не был окончательно отдан под нужды Красной Армии. Несмотря на постоянные притеснения, в 1923 году община Горне Успенского монастыря насчитывала 70 человек. 3 июля 1924 года Успенская церковь была закрыта. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. В советский период на территории монастыря располагались пересыльная тюрьма и воинская часть. В одной из частей здания размещалась часть НКВД.

Интересно, что одним из первых шагов новых хозяев монастыря – военных из танковой и авиационной частей – стала разборка на кирпич 3-метровой каменной ограды и святых ворот. А вторым шагом - всю территорию обнесли несколькими рядами колючей проволоки.

Сейчас «Золотыми крестами» называется церковь Николая Чудотворца на Горе рядом с монастырём и мало кто помнит, что раньше она называлась «У Золотых крестов», то есть находящаяся близ Успенского собора.

В Успенском храме в разное время размещались солдатская столовая, клуб, склады. Но об этом сейчас ничего не напоминает.

Особая святыня здесь – образ святителя Николая Чудотворца, ранее принадлежавший блаженной Любушке Сусанинской. Старица за несколько лет до монастыря предсказала о его возрождении. Акафист святителю Николаю сёстры читают по средам вечером.

Возрождение монастыря началось с 1960 года. В августе 1960 года Успенский собор был признан памятником истории и архитектуры. В 1976 году здесь начались реставрационные работы. В 1995 году началось восстановление Успенской церкви и с 1996 года в ней проходят службы.

В ноябре 2014 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий принял решение образовать Горне-Успенский женский монастырь в статусе Архиерейского подворья. Начались подготовительные мероприятия для организации монашеской жизни в данном месте.

Своим Указом глава митрополии возложил послушание старшей сестры Горне-Успенской женской обители города Вологды на Михальскую Галину Галактионовну, а протоиерея Андрея Тулякова назначил исполняющим обязанности настоятеля Архиерейского подворья «Горне-Успенский женский монастырь».

2 октября 2015 года в Вологду приехали монахиня Филарета (Дорохина) и инокиня Фотина (Ряснова) – в прошлом насельницы Снетогорского женского монастыря города Пскова.

С их приездом при Архиерейском подворье «Горне-Успенского монастыря» возродилась монашеская община. Вскоре им пришлось принять на себя исполнение тяжёлого и крайне ответственного послушания – труды по возрождению древнего женского монастыря.

24 декабря 2015 года Священный Синод постановил, в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, открыть Горне-Успенский женский монастырь в городе Вологде и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Филарету (Дорохину) [4].

26 декабря 2015 митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий за всенощным бдением в Горне-Успенском монастыре возвел монахиню Филарету (Дорохину) в игуменское достоинство, вручил ей наместнический посох – символ власти игумении над сёстрами обители, и возложил наперсный крест.

В Успенском соборе монастыря находятся почитаемые иконы и святыни:

- Образ Казанской Божией Матери;

- Образ свт. Николая Чудотворца;

- Образ Божией Матери «Скоропослушницы», перед которой ежедневно читается акафист;

- Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

За прошедшее время сёстрам обители удалось выполнить капитальный ремонт нескольких помещений келейного корпуса, произвести замену части кровли старинного здания и заложить основы монастырского подсобного хозяйства.

Распорядок жизни монастыря такой. День начинается с молитвенного правила в 7 часов утра. После утреннего богослужения – завтрак, а затем – на послушания: на кухне и в трапезной, в швейной, в храме, на клиросе, на птичнике.

Сёстры также занимаются мыловарением, рукоделием (вышивают иконы, плетут чётки), читают Псалтырь.

Послушания – до вечернего богослужения в 17 часов. Потом свободное время для сестёр, не занятых на послушаниях, когда можно почитать духовную литературу и помолиться. Отбой в 23 часа.

Во внутренней части монастыря есть просторный двор, который занят огородами и теплицами. Тут всё в полном порядке: впереди пять больших оранжерей. За ними – парники поменьше и открытые грядки.

Горне-Успенский женский монастырь – это настоящая тихая обитель с сохранившейся семейной атмосферой, при этом готовая принимать паломников.

Заключение

Обобщив весь материал можно сделать вывод, история Горне Успенского женского монастыря была сложная. Монастырь, переживший пожары, перестройки, «революцию, и до наших дней является святыней Вологодского края. История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции.

Монастыри являются духовными оплотами православия, они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни.

Знание истории своей страны, своего народа помогает нам познать суть происходящих событий в настоящем времени, ибо причины сегодняшних событий кроются в прошлом! С познания истории своей Родины начинается и познание общества и самих себя, своей собственной личности. И поэтому так важно расширять свои горизонты знания и понимания прошлого.

Литература

1. За излучиной, на горке // [Электронный ресурс]: [сайт] URL: https://vera-eskom.ru/2018/01/za-izluchinoy-na-gorke/(дата обращения: 01.10.2021).

2. Лодкина Т.В., Марченко Л.А. Воскресная школа в контексте православной традиции: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. – 160 с.

3. Монастырский вестник // [Электронный ресурс]: [сайт] URL: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/gorne-uspenskiy-zhenskiy-monastyr-g-vologdy-//(дата обращения: 01.10.2021).

4. Сальников А. В Вологде открылся женский монастырь / А. Сальников // Красный Север. – 2016. – 13 января. – С. 38.

5. Сальников А. Древний храм на окраине города: о восстановлении Успенского прихода в Вологде / А. Сальников // Благовестник. – 2013. – № 3. – С. 38-40.

6. Суворов Н. И. Время основания Горняго Успенского Девичья монастыря / Н. И. Суворов // Вологодские губернские ведомости. – 1860. – № 47. – С. 327-328.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: