Государственное и местное управление




Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

 

Курсовая работа

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

 

Исполнитель

слушатель группы ГУ10з Фомина Ю.Л.

Научный руководитель

Минчукова Л.А. к.э.н., доцент

 

 

Гомель 2011год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Общие положения о предпринимательской деятельности и ее нормативно-правовая база

Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности

Нормативно-правовые акты регулирующие предпринимательскую деятельность

. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

. Оценка предпринимательского сектора Республики Беларусь и Гомельской области

Заключение

Список используемых источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы и предмета исследования, т.е. комплекс мер, проводимых в Республике Беларусь органами государственного управления по развитию предпринимательского сектора экономики.

Целью работы является разработка комплекса мер и предложений, способствующих реализации государственной политики в области предпринимательства.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

выделить наиболее важные составляющие предпринимательского сектора с учётом особенностей состояния и развития экономики в настоящее время;

конкретизировать роль государства в малом бизнесе;

изучить и проанализировать систему государственной поддержки малому предпринимательству

сделать анализ предпринимательского сектора Республики Беларусь.

 


1. Общие положения о предпринимательской деятельности и ее нормативно-правовая база.

 

Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности

 

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведённых, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления [1].

Можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли. Получение прибыли в качестве основной цели ставится субъектом хозяйствования изначально и придаёт деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в случае получения им убытков;

систематичность. Четких количественных критериев систематичности в законодательстве не содержится. Представляется, что предпринимательская деятельность должна вестись в виде промысла. Разовая сделка, хоть и направленная на получение прибыли, не является основанием отнесения деятельности к предпринимательской;

самостоятельность (осуществление деятельности от собственного имени). Выделяют имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность - это наличие у субъекта хозяйствования обособленного имущества, которое составляет экономическую базу его деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности.

риск как логическое продолжение самостоятельности. Этим предпринимательство отличается от деятельности органов государственной власти и управления и от хозяйственной деятельности, осуществляемой в условиях административно-плановой экономики;

самостоятельная имущественная ответственность. Ответственность - это возможные последствия риска. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных имущественных последствий у субъекта хозяйствования;

наличие определённых источников получения прибыли: пользование имуществом, продажа вещей, произведённых, переработанных или приобретённых для продажи, выполнение работ, оказание услуг, предназначенных для реализации другим лицам, а не для собственного потребления. Представляется, что необходимость включения данного признака в качестве обязательного в нормативное определение предпринимательской деятельности неоправданна. Предпринимательская деятельность многогранна и источники получения прибыли не могут представлять собой исчерпывающий перечень. Например, ситуация, в которой патентообладатель систематически извлекает прибыль, предоставляя право другим лицам пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам, не укладывается в законодательный перечень.

Помимо основных признаков предпринимательской деятельности, можно выделить и вспомогательные:

легализация (легитимация) деятельности, т. е. осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законодательством порядке. Отсутствие этого признака не приводит к утрате деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однако, делает её незаконной;

профессионализм, который во многих случаях обуславливается необходимостью получения лицензии на тот или иной вид деятельности;

новаторский характер.

Предпринимательская деятельность может осуществляться единолично (от имени индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, частного унитарного предприятия) и коллективно (в виде различных организационно-правовых форм коммерческих организаций).

Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

частное предпринимательство (представлено индивидуальными предпринимателями);

коллективное предпринимательство (представлено хозяйственными товариществами и обществами) [2].

Виды предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям в зависимости от:

формы собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность (частная, государственная);

характера деятельности (производственная, торговая, направленная на оказание услуг, выполнение работ).

 

Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности

 

К субъектам предпринимательской деятельности в Республике Беларусь относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Итак, субъекты предпринимательской деятельности имеют право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещённой законодательством Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на свою продукцию в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключёнными договорами;

самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством;

устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, имеющейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

получать любой не ограниченный по размерам доход;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность не запрещённую законодательством.

Основной обязанностью субъектов предпринимательской деятельности является соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность. Детализируя данную обязанность субъектов предпринимательской деятельности, можно отметить, что они, в частности, обязаны:

выполнять все обязательства, вытекающие из законодательства и заключённых ими договоров;

заключать трудовые договора (контракты) с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры в соответствии с законодательством;

предусматривать в трудовых договорах (контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

принимать меры по охране окружающей среды, охране труда, соблюдению техники безопасности, производственной гигиены и санитарии;

производить расчёты со всеми работниками, привлечёнными для работы согласно заключённым договорам, независимо от своего финансового состояния;

соблюдать правила и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь [11].

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные фонды. В Республике Беларусь действуют центры поддержки предпринимательства, основными задачами которых являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.


1.3 Нормативно-правовые акты регулирующие предпринимательскую деятельность

 

К основным Законам и нормативным правовым актам регулирующим предпринимательскую деятельность можно отнести:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

. Закон Республики Беларусь 28 мая 1991 г. № 813-XІІ «О предпринимательстве в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями - настоящий Закон определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Закон направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

. Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. - Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства, систему государственной поддержки через формирование торгово-промышленных палат, центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, фондов финансовой поддержки предпринимателей, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, государственные программы поддержки малого предпринимательства, целевые фонды нежилых помещений. Закон обязывает местные органы власти оказывать системную поддержку малому предпринимательству.

. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», которым утверждены два положения: Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования - данным Декретом введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, - один из способов либерализации белорусского законодательства.

. Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» - Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, при этом 7 из этих видов включают в себя 59 составляющих работ и услуг. Кроме того, отменяется лицензирование порядка 60 работ и услуг по иным 14 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. Если говорить в цифрах, то отменяется лицензирование чуть больше 30% лицензируемых на сегодняшний день видов. Особым достижением, которое затронуло большое количество субъектов хозяйствования, стала отмена лицензирования в сфере розничной торговли продовольственными и промышленными товарами и общественного питания. По оценке Министерства экономики, отмена лицензирования данного вида деятельности позволит упростить условия хозяйственной деятельности для порядка 130 тысяч субъектов хозяйствования. Это основная масса лицензиатов в стране. По 16 видам деятельности увеличен срок действия лицензий. Лицензия теперь будет действовать не пять, а десять лет, тем самым сократится периодичность необходимости обращений за продлением срока действия лицензии [5].

. Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.

. Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» - данный документ направлен на решение вопросов, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствование регулирования предпринимательской деятельности, а также условий взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

. Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

Кроме указанных основных актов существуют также специальные законы и акты Президента и Правительства, регулирующие отдельные виды деятельности: банковскую, страховую, аудиторскую, лизинговую. Также необходимо знать законодательство о налогах, которое состоит из закона о налоговой инспекции и специальных законов, посвященных отдельным видам налогов, и довольно большого количества подзаконных актов. Кроме того, существует Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-3, а также акты законодательства, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, порядок заключения договоров, порядок расчетов и другие отношения.

Последним новшеством в предпринимательстве Республики Беларусь является принятие программного документа, направленного на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси - это Директива Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Президент четко определил суть белорусской стратегии либерализации: конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо. В Директиве №4 этот принцип стал одним из ключевых [8].

Подписанный документ важен прежде всего тем, что дает четкий сигнал всем органам государственного управления о том, что бизнес - один из важнейших приоритетов экономической политики. Основные его положения - это прежде всего свободная конкуренция, свободное ценообразование (отмена ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), сохранится государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.

Директива содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.

Наименования этих разделов сформулированы в виде концептуальных системных требований ко всем государственным органам и организациям, общественным объединениям и гражданам страны:

. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами.

. Завершить гармонизацию налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.

. Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

. Усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой).

. Исключить излишнее регулирование рынка труда.

. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства.

. Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность [8].

 


2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

 

Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

 

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

. создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а так же научно-техническим разработкам и технологиям;

. введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

. реализация программ направленных, на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

. организация многопрофильных исследований предпринимательских структур [3].

Для реализации указанных направлений создана и постоянно совершенствуется многообразная система организаций и инструментов поддержки предпринимательства, среди которых государственные органы республиканского и местного уровня, коммерческие и некоммерческие организации.

Поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства.

Программы поддержки малого предпринимательства увязаны с программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с реализацией народнохозяйственных проектов и программ.

Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а так же других источников.

В настоящее время вопросы развития малого и среднего предпринимательства рассматриваются в следующих государственных программах:

) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;

) Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы. Среди основных мер по ее реализации, в частности, предусматриваются:

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства;

финансовая поддержка малого предпринимательства, которая осуществляется за счёт средств областного бюджета. Так в Гомельской области разработана своя программа:

· Источник финансирования - областной бюджет;

· Формы финансовой поддержки:

Оказание финансовой помощи на возвратной и льготной основе для реализации инвестиционных проектов,

Направляется на приобретение основных средств,

Создание новых рабочих мест;

· Частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленных на финансирование инвестиционных проектов, а также расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга;

· Частичная компенсация расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках.

повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

) Государственная программа укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы;

) Программа содействия занятости населения (принимается ежегодно);

5) Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений, разрабатывается на 2 - 3 года;

6) Региональные программы поддержки малого предпринимательства (принимаются местными Советами депутатов на 1-2 года);

И др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: