Малый бизнес должен стать одним из элементов формирования рациональной структуры местной экономики и ее финансирования с учетом развития особенностей каждой конкретной административно-территориальной единицы. Решению этой задачи способствует создание и развитие региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в целях экономической и организационной поддержки малого бизнеса.
В Гомельской области осуществляется активная государственная поддержка малого предпринимательства в сферах финансово-кредитного обеспечения путем бюджетного финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие производства продукции и создание новых рабочих мест.
Формируются инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - бизнес-центры, инкубаторы малого предпринимательства и др.
Оказывается помощь в информационном и учебно-методическом обеспечении предпринимательской деятельности [9].
К основным элементам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Гомельской области относятся:
. Комитет экономики Гомельского облисполкома осуществляет разработку стратегии экономического развития Гомельской области, реализацию государственной социально-экономической политики, и в своей деятельности подчиняется облисполкому и Министерству экономики Республики Беларусь. Основными задачами Комитета являются:
реализация государственной экономической политики в области, направленной на повышение благосостояния населения;
разработка программ и прогнозов социально-экономического развития области на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу и на текущий период;
|
проведение государственной инвестиционной политики, формирование экономической среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования внутренних и внешних инвестиций;
участие в государственном регулировании бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и социальной составляющих экономической сферы.
анализ и оценка социально-экономической ситуации в области, разработка мер, стимулирующих рациональное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала.
. Отдел предпринимательства комитета экономики Гомельского облисполкома:
разрабатывает предложения и осуществляет реализацию государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства в Гомельской области;
разрабатывает и направляет в установленном порядке предложения по совершенствованию налогообложения, системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства, представления государственной, статистической и бухгалтерской отчетности; а также по проектам иных законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к сфере поддержки и развития предпринимательства.
разрабатывает совместно с местными исполнительными и распорядительными органами и общественными объединениями предпринимателей областные Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в Гомельской области и осуществляет контроль за их реализацией;
обеспечивает эффективное использование государственных средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства в области, осуществляет взаимодействие с финансовыми органами, учреждениями банков, предпринимательскими структурами по вопросам финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства;
|
осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов субъектов хозяйствования сферы малого предпринимательства, получающих финансовую поддержку из средств областного бюджета;
оказывает соответствующую консультационную и информационную поддержку субъектам малого предпринимательства Гомельской области;
содействует формированию инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства в Гомельской области, разрабатывает и организует выполнение мероприятий, способствующих развитию сети центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого предпринимательства и других субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;
в соответствии со своей компетенцией рассматривает жалобы и обращения граждан по вопросам предпринимательской деятельности.
. Отдел развития предпринимательства Управления экономики Гомельского горисполкома занимается регистрацией, перерегистрацией и ликвидацией юридических лиц, а также проводит работу по поддержке и развитию предпринимательства в г. Гомеле.
При райисполкомах работают отделы экономики, деятельность которых направлена в том числе и на поддержку и развитие предпринимательства в своем районе. Все райисполкомы занимаются вопросами регистрации и ликвидации индивидуальных предпринимателей, оказания консультационной помощи индивидуальным предпринимателям.
|
При Гомельском облисполкоме работает Совет содействия малому бизнесу, в состав которого входят представители местной исполнительной власти, общественных организаций, центров поддержки предпринимательства, предприниматели. Основными задачами Совета содействия являются оказание организационной, нормативной и финансово-кредитной поддержки малому бизнесу.
Неотъемлемой частью экономической политики страны является государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства, которая направлена на активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, наращивание экспорта товаров и услуг, ускоренное развитие сектора малого бизнеса в малых и средних городах страны, а также в сельской местности.
С целью содействия развитию малого предпринимательства в Беларуси действуют центры поддержки предпринимательства (ЦПП). Официальное начало их деятельности относится к 1997 году, когда вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 года № 1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь». Хотя фактически многие из этих центров появились значительно раньше в ответ на возникающие потребности предпринимателей в получении консультаций по различным вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.
В чем же отличие ЦПП от юридических, аудиторских, рекламных и других видов консалтинговых фирм? Отличий много, но основных, два - это комплексность оказываемых услуг ЦПП и их философия по отношению к предпринимателям.
ЦПП оказывают консультации по различным направлениям - от вопросов регистрации предприятия и получения лицензии до вопросов обучения и помощи в проведении маркетинговых исследований, поиске потенциальных инвесторов и других источников финансирования инвестиционных проектов. В ЦПП помогут грамотно составить бизнес-план, расскажут о видах финансовой государственной поддержки и о том, как ее получить. Конечно, у каждого ЦПП есть своя специализация, но в любом случае сотрудники Центра выслушают проблемы, и, если не смогут помочь сами, подскажут, к кому обратиться, чтобы получить качественную информацию или услугу.
Также очень ценна философия сотрудников ЦПП. Хотя ЦПП в нашей стране, так же, как обычные консалтинговые фирмы, являются коммерческими организациями, основной целью ЦПП является все-таки не получение максимальной прибыли, как у другой коммерческой организации, а устойчивое развитие предпринимательского сектора. Поэтому плата за услуги ЦПП является только формой покрытия затрат на содержание офиса и квалифицированных сотрудников, а не самоцелью.
На сегодняшний день в г. Гомеле действует 4 ЦПП:
1. ЗАО "Гомельский бизнес - инновационный центр" (г. Гомель, ул. Барыкина, 269 - 303) определен Министерством экономики РБ в качестве базового центра поддержки предпринимательства по Гомельской области, имеет также статус инкубатора малого предпринимательства и инновационного центра. ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» специализируется на составлении бизнес-планов, коммерциализации инновационный разработок, обучении и подборе персонала. Центр создан при Гомельском государственном техническом университете им. П.О. Сухого, который является учредителем центра.
2. ЗАО ”Гомельское региональное агентство экономического развития“ (г.Гомель, ул. Федюнинского, 16, оф. 23) оказывает услуги в сфере развития бизнеса (проектный менеджмент, бизнес-планирование, маркетинг, обучающие мероприятия). Деятельность Агентства направлена на устойчивое развитие территорий, рост инвестиционного потенциала и содействие развитию предпринимательства, в том числе в сельской местности.
3. КУП ”Гомельский областной информационно-методический центр“ (г.Гомель, пр. Ленина, д.2, каб.523)
4. РУП «Центр научно-технической и деловой информации» (г. Гомель, пр. Ленина, д.3, к. 306)
Вторыми по популярности субъектами инфраструктуры поддержки предпринимательства являются инкубаторы малого предпринимательства (ИМП). В их функции входит не только оказание консультационных услуг, но и предоставление офисных помещений для начинающих субъектов малого предпринимательства по ценам ниже рыночных, а также предоставление сопутствующих услуг (по желанию самих предпринимателей) - секретарских и по пользованию офисной техникой (ксерокс, компьютер, сканер, принтер, факс). Имея возможность пользоваться офисной техникой ИМП, за счет получения других дополнительных услуг, малый бизнес экономит первоначальный капитал. Кроме того, имидж ИМП укрепляет доверие к начинающему предприятию или индивидуальному предпринимателю, а возможность получить быстрый и качественный совет способствует успешному развитию бизнеса.
На сегодняшний день в г. Гомеле действует один ИМП, такой как частное консалтинговое унитарное предприятие «БелТрастинфо» (г.Гомель, ул.Жарковского, 24-а, офис 1 (5 этаж).
Деятельность ЧКУП «БелТрастинфо» представляет в аренду помещения и офисное оборудование, оказывает широкий спектр услуг, находящимся на начальной стадии организации и осуществления предпринимательской деятельности субъектам хозяйствования, по вопросам, связанным с ведением бухгалтерского и налогового учета, оформлению деклараций и отчетности, предоставляемой в налоговые и контролирующие органы.
ЧКУП «БелТрастинфо» проводит семинары - практикумы по различным аспектам ведения бизнеса, организованные в рамках реализации мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства Гомельской области на 2010 - 2012 годы по согласованию с комитетом экономики Гомельского облисполкома, ИМНС по Гомельской области, Гомельским областным управлением Фонда социальной защиты населения.
Как подчеркнули специалисты, одной из характерных особенностей инкубатора является оказание бухгалтерского сопровождения предпринимательской деятельности, в частности ведение бухучета.
В инкубаторах создаются благоприятные условия для начального развития малого бизнеса, предпринимателям предоставляют информационную, консультационную и техническую поддержку.
С давних пор деловые люди создавали разнообразные организационные и институциональные структуры в виде торговых домов, гильдий, палат, обществ, объединений и т. п. для защиты своих общих интересов. История их развития продолжительна и разнообразна. За рубежом более 90% субъектов предпринимательства состоят членами одного или нескольких объединений предпринимателей и нанимателей.
В настоящее время они создаются в виде некоммерческих организаций ассоциаций (союзов) и общественных объединений.
Ассоциации (союзы) создаются юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями с целью координации их предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов.
Так, в г. Гомеле, создана Гомельская областная организация Белорусского профессионального союза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» (г. Гомель, ул. Советская, 29, комн. 315, 317, 318) - профсоюз объединяет работников малых предприятий и кооперативов, а также индивидуальных предпринимателей.
Белорусский профессиональный союз работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» (Профсоюз «Садружнасць») - самостоятельная общественная организация, объединяющая на добровольных началах в целях представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав, интересов работников предприятий, организаций сферы малого, среднего предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей, их наемных работников.
Профсоюз «Садружнасць» выступает за:
сохранение и создание новых рабочих мест;
цивилизованные трудовые отношения;
безопасные условия труда;
достойную зарплату;
социальные программы.
Основные цели и задачи Профсоюза «Садружнасць»:
защита индивидуальных, коллективных прав и интересов членов Профсоюза, а также всемерное содействие развитию предпринимательства в Республике Беларусь;
содействие улучшению условий оплаты труда, обеспечение социальных гарантий членов профсоюза.
Для успешного решения этих задач Профсоюз «Садружнасць» развивает социальное партнерство с органами исполнительной власти, общественными объединениями нанимателей и предпринимателей, представляет интересы членов Профсоюза при заключении соглашений и коллективных договоров.
Общественные объединения создаются только физическими лицами (индивидуальными предпринимателями, директорами, бухгалтерами, экономистами, юристами и т.п.) с целью выражения, как правило, профессиональных интересов его членов.
В г. Гомеле действует общественное объединение содействия развитию частного предпринимательства «Единство» - неправительственная, некоммерческая, политически не ангажированная общественная организация предпринимателей Гомельской области является единственной в Гомельской области организацией, которая объединяет предприятия малого и среднего бизнеса, точнее, их руководителей. Члены «Единства» представляют все основные отрасли экономики - промышленность, строительство, торговлю, услуги.
В Новобелицком районе г. Гомеля действует 4-е Совета индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынках и торговых объектах частной формы собственности:
. Рынок «Торговые ряды «Черниговские» (г. Гомель, ул. Ильича,301);
. Новобелицкий филиал частного торгового унитарного предприятия «Гомельский центральный рынок» (г. Гомель, ул. Ильича, 74);
. Торговый центр «Этюд» (г. Гомель, ул. Ильича, 57);
. Торговый центр «Анастасия» (г. Гомель, ул. Ильича, 32).
Администрация Новобелицкого района г. Гомеля постоянно взаимодействует с вышеназванными советами, совместно участвует в проведении всевозможных семинаров, выставках-продажах по вопросам улучшения предпринимательского климата с учетом изменений в нормативных актах. Председатели советов принимают участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, связанных с развитием предпринимательства, принимают коллективные решения, с учетом мнения совета предпринимателей.
Таким образом, начинающим предпринимателям рекомендуется обращаться в ЦПП, ИМП. Действующим коммерческим структурам для защиты прав и имущественных интересов, поиска новых партнёров, налаживания кооперационных связей и т. п. целесообразно обращаться в объединения предпринимателей.
Также стоит отметить, что основными достоинствами субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является создание благоприятной среды для облегчения старта субъекту малого предпринимательства и быстрейшей адаптации к рыночным условиям.
В этой связи субъекты инфраструктуры выступают основными элементами, которые осуществляют комплексную и адресную поддержку субъектам малого предпринимательства, а также начинающим предпринимательскую деятельность гражданам.
Таким образом, сеть субъектов инфраструктуры обеспечивает оперативное получение субъектами малого предпринимательства правовой информации, справочной, коммерческой, консультаций по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, проведение специализированных обучающих курсов, семинаров для различных целевых групп и разной степени подготовленности, получение образцов документов, используемых на практике субъектами предпринимательства, типовые договора, контракты, учредительные документы, формы отчетности и др.
Нельзя оставить без внимания и основные причины, «тормозящие» развитие центров поддержки и инкубаторов малого предпринимательства.
Первая касается внешних факторов, определяющих организационно-правовые и экономические условия хозяйственной деятельности, а именно: отсутствие заказов со стороны государства, гарантирующих определенные доходы и создающих условия для развития; высокий уровень арендных платежей и налоговых изъятий; отсутствие государственной финансовой поддержки; низкая платежеспособность клиентов.
Вторая группа причин - это внутренние проблемы развития субъектов, обусловленные прежде всего спецификой их бизнеса, недостатком опыта работы в условиях конкурентной среды (низкая информированность потенциальных клиентов об оказываемых услугах; недостаток квалифицированных специалистов; низкая координация действий по продвижению своих интересов).
Таким образом, следует отметить, что формирование государством благоприятных условий для развития инфраструктуры малого предпринимательства, повлечет за собой создание комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.
3. Оценка предпринимательского сектора Республики Беларусь и Гомельской области
За предыдущие годы суверенитета Беларусь достигла значительных успехов в деле строительства независимого государства, своего динамичного социально-экономического развития. На протяжении текущей пятилетки предстоит не только закрепить эти достижения, но и, по существу, выйти на качественно новые параметры.
Фактически 2011 год знаменует начало нового этапа в развитии страны, для которого характерны задачи не столько возрождения и сохранения экономического потенциала, сколько решительного рывка во всех отраслях и сферах деятельности с целью создания нового облика экономики, выхода на уровень передовых европейских государств. Совершить такой рывок в экономическом и социальном плане без активизации предпринимательских способностей наших граждан нереально. Предприимчивость, активность и деловая инициатива - весомые факторы успеха при переходе к инновационной модели развития экономики и страны в целом.
Текущий год - это год реализации Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Принятие данного документа направлено на реализацию вышеуказанного приоритета и еще раз подтверждает реальную заинтересованность государства в становлении и развитии масштабного конкурентоспособного предпринимательского сектора экономики путем проведения углубленных реформ, направленных на стимулирование и всестороннюю поддержку предпринимательской инициативы.
За последние годы была проделана значительная работа по либерализации условий осуществления экономической деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, упразднению необоснованных административных барьеров для развития бизнеса.
Со стороны государства субъектам малого и среднего бизнеса предусмотрено оказание информационной, имущественной, финансовой и других видов поддержки.
Важную роль в решении этой задачи сыграли Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», подписанный Главой государства 1 июля 2010 г.
Принят также целый ряд законодательных актов, направленных на предоставление широкомасштабных льгот субъектам предпринимательства, находящимся и осуществляющим деятельность в сельских населенных пунктах, малых и средних городских поселениях.
В республике принята Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 гг., на её реализацию предусматривается выделить около 45 млрд. руб.
Планируется, что в результате ее осуществления темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, составит в 2011 году 113%, а в 2012 году -115%.
На основе республиканской разработаны региональные программы поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 гг.
К настоящему времени в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. На начало февраля 2011 г. в Беларуси действует 54 центра поддержки предпринимательства и 11 инкубаторов малого предпринимательства. На 1 января 2010 г. в республике действовало 48 центров, т. е. прирост за год составил 6 центров или 12,5 % и 10 инкубаторов малого предпринимательства (прирост 10 % за 1 год).
В 2010 году в центры поддержки предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности обратились 68,6 тыс. человек.
Основными клиентами центров являются предприниматели, работающие свыше 1 года (около 50% обратившихся), граждане, которые планируют или начали осуществлять предпринимательскую деятельность (почти 30%), студенты (15-17%), безработные (3-4%).
Центры действуют во всех областях республики, г. Минске. Доля таких учреждений, функционирующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, превышает 20% от общего количества центров (12).
Таблица 1
Количество центров предпринимательства в Республике Беларусь
Наименование области | Число центров на 8 февраля 2011 г. | |
Общее количество центров в области (г. Минске) | В том числе расположенные в малых и средних городских поселениях, сельской местности | |
Брестская | ||
Витебская | - | |
Гомельская | ||
Гродненская | ||
Минская | ||
Могилевская | ||
г. Минск | - | |
Итого: |
Государство в рамках Государственной программы содействия занятости населения создает необходимые условия и возможности безработным гражданам для раскрытия предпринимательских способностей. Многие предприниматели, будучи безработными, прошли переобучение при центрах занятости, получили субсидии, ссуды, использовали в качестве первоначального капитала льготные государственные кредиты.
В 2010 году 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения.
Всего же за 2006-2010 гг. количество безработных, которым оказано содействие в организации предпринимательской деятельности в виде субсидий (31,3 млрд. руб.), составило 14 139 человек.
За этот же период обучение основам предпринимательской деятельности прошли 3 690 человек. В 2011 году предусматривается выделить более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.
В целях повышения профессионализма, создания положительного имиджа предпринимателей и стимулирования деловой активности населения в республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнiк года».
За 2008-2010 гг. количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц увеличилось на 33 027, или на 62%, а численность индивидуальных предпринимателей выросла на 40 019, или на 17% [10].
Согласно информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2011г. в стране состоит на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства - юридических лиц. За 2010год количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7 559 (или на 9,6%).
Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. - 231 834 человека. По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 12 229 человек (или 5,6%).
Таким образом, на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 318 028 субъектов малого предпринимательства.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год достиг 21%, в том числе от юридических лиц - 18,4%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%.
На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работали 20,4% от занятых в экономике (рис. 1).
В 2009 году удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4%. По итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, достигло 42%. В промышленности сосредоточено 19,9% субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, строительстве - 10,2%, транспорте - 8,4%, сельском хозяйстве - 3,3% от общего количества субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. Общепризнанным в мире показателем деловой активности в стране и регионах выступает количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, приходящихся на 1 000 постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении). В Беларуси наибольший уровень деловой активности наблюдается в г. Минске -27 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на 1 000 постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике - 16,6), наименьший - в Гомельской области - 11.
Таблица 2. Уровень деловой активности по регионам (2009 год)
Количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на 1 000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении) | |
Республика Беларусь | 16,6 |
По областям (г. Минску): | |
Брестская | 13,1 |
Витебская | 12,6 |
Гомельская | |
Гродненская | 13,1 |
г. Минск | |
Минская | 17,3 |
Могилевская | 13,4 |
Наибольшая плотность индивидуальных предпринимателей (по итогам 2009 года) наблюдается в Брестской области - 53,4 индивидуального предпринимателя на 1 000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте, наименьшая - в Могилевской - 42 и Гомельской - 42,9 областях.
Лидером в стране по развитию малого предпринимательства выступает г. Минск. В 2010 году в столице осуществляли деятельность 89,1 тыс. субъектов малого предпринимательства. В их числе около 35,2 тыс. юридических лиц и почти 54 тыс. индивидуальных предпринимателей. От этого сектора экономики города в бюджет поступило более 15 млрд. руб. При этом вклад малого бизнеса Минска - четвертая часть от общего объема налоговых поступлений, в том числе от организаций - 23,4%, от ИП - 1,6%.
По итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42 процента (рис.4). В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, строительстве - 10,2 процента, транспорте - 8,4 процента, сельском хозяйстве - 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций.
Анализ показателей за семь лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора (рис. 5). За период с 2003 по 2009 год сохраняется значительная доля субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, функционирующих в сфере торговли и общественного питания, а также промышленности.
В 2009 году наблюдается небольшой рост доли субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в таких сферах, как строительство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.
Средняя численность работников в среднем за 2009 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1 процента больше, чем за 2008 год.
По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента) (рис. 6).
Торговля и бытовое обслуживание населения.
Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, составил за 2009 год 11942,8 млрд. рублей, что составляет 29,5 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание (2008 год - 19,9 процента).
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 49,4 процента, непродовольственных - 50,6 процента.
Объем платных услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, составил 1867 млрд. рублей (рост по сравнению с 2008 годом на 65,6 процента).
Финансовое положение субъектов малого предпринимательства - юридических лиц
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2009 год составила 99662 млрд. рублей - 28,9 процента от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2008 год - 20,7 процента). Средняя выручка в расчете на один субъект малого предпринимательства - юридическое лицо, осуществлявшее деятельность в 2009 году, по всем отраслям в целом за 2009 год составила 1287,5 млн. рублей (2005 год - 985,3 млн. рублей, 2006 год - 1232,3 млн. рублей, 2007 год - 1115,8 млн. рублей, 2008 год - 1155,5 млн. рублей).
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 10520,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 115,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 573,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 41,7 процента.
В 2009 году в общем количестве субъектов малого предпринимательства - юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 24,1 процента, малых организаций - 20,1 процента (в 2008 году доля убыточных малых предприятий - 22,4 процента).
Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2009 году по микроорганизациям этот показатель составил 12,9 процента, по малым организациям - 13,8 процента (в 2008 году уровень рентабельности по малым предприятиям составлял 17,1 процента). При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше - 10,3 процента (в 2008 году - 14,2 процента).
Региональное развитие
Уровень регионального развития субъектов малого предпринимательства - юридических лиц во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей.
Большая часть субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (37,7%) сконцентрирована в г. Минске (рис.7). Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.
Индивидуальные предприниматели.
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, на 1 января 2010 г. составило 219605, из них количество плательщиков единого налога - 111682. За 2009 год общее количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 4021 человека (1,9 процента), количество плательщиков единого налога уменьшилось на 10 941человек (8,9 процента) [10].
Приведенная диаграмма свидетельствует о том, что распределение количества индивидуальных предпринимателей по регионам республики более равномерное, чем субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (рис. 7, 8). Это объясняется тем, что процедура регистрации индивидуальных предпринимателей, их налогообложение проще, чем в случае юридических лиц, для осуществления их деятельности не требуется значительных капиталовложений, владения навыками управления, а, следовательно, высокой квалификации или специального образования, и, самое основное, они не “привязаны” к месту нахождения.
ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
По состоянию на 1 января 2011 г. в Гомельской области зарегистрировано 38 232 субъекта малого бизнеса, в том числе 8 560 юридических лиц и 29 672 индивидуальных предпринимателя. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество зарегистрированных юридических лиц увеличилось на 766 единиц, или на 9,8%, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей увеличилось на 900 человек. В целом прирост составил 1 666 субъектов предпринимательской деятельности.
В доходную часть бюджета за январь-декабрь 2010 г. от деятельности субъектов малого бизнеса поступило в виде налогов и неналоговых платежей 769,8 млрд. руб. (в том числе от юридических лиц - 661,0 млрд. руб., от индивидуальных предпринимателей - 108,8 млрд. руб.). Удельный вес поступлений малого бизнеса в бюджет области за 2010 год составляет 15,5%.
На 1 января 2011 г. число малых предприятий, осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях, - 1 127 единиц.
Одним из важнейших направлений социально-экономического развития региона в 2011 году будет продолжение работы по активизации инвестиционной деятельности. Планируется реализовать ряд крупных инвестиционных проектов:
· организация производства ламинированной плиты на ОАО «Речицадрев»;
· создание производства изолирующих древесноволокнистых плит на РПУП «Мозырский ДОК»;
· модернизация щебеночного завода «Глушкевичи»;
· строительство автодороги «Восточный обход» в г. Гомеля и др.
В текущем году планируется выполнить работы по организации производства энергосберегающего, ламинированного, зеркального, гнутого закаленного стекла в ОАО «Гомельстекло», завершить проект по созданию производства ПИ-трубы в ОАО «Речицкий завод «Термопласт» и др.
Заключение
Малое предпринимательство в Республике Беларусь - это перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
Целью государства является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, широкое использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах производства и оказания услуг, развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности, активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.