Учебно-методические материалы к лекции.
1.Краткое содержание лекции.
Возникновение Германской империи как событие, определившее специфику немецкой литературы рубежа веков.
Своеобразие литературной ситуации в Германии и Австро-Венгрии в конце ХIХ – начале ХХ века: внимание к французскому натурализму, возникновение феномена «почвенической» литературы, роль социальной сатиры.
Эволюция реализма: поздняя новеллистика Шторма, «Эффи Брист» Т. Фонтане Неоромантизм в немецкой литературе рубежа веков и его символистский смысл. Поэзия С. Георге.
Ранний немецкий модернизм. Вена и Прага как культурные и литературные центры. Р.Вагнер: модернистская интерпретация мифа, теория синтетического искусства, поэтика лейтмотивов, образы любви и смерти.
Культурфилософия Ф. Ницше: романтизм середины века, натурализм, символизм и неоромантизм у Ницше. Ницшевский проект «нового человека» и посюсторонней религиозности («человекобожия»). Особенность жанра ницшевских сочинений; символичность их образности; пародия библейского стиля. Интерпретация конфликта между культурой и цивилизацией. Образ декаданса (исторический, индивидуально-психологический, социальный и религиозный аспекты), мотив «смерти богов». Полемика с христианством как общественной идеологией. «Сверхчеловек» и поэзия отрицательных величин у Ницше («гений как болезнь»); отказ от всех форм двоемирия; трагический смысл самопознания. Романтическое истолкование античности; мотивы «аполлонийского» и «дионисийского»; критика сократовского «нигилизма». Значение Ницше для немецкой и западной культуры ХХ века. Т. Манн и С. Цвейг о Ницше. Ницше в России.
Драматургия Г. Гауптмана. От натурализма к экспрессионизму.
Творчество братьев Манн: основные темы, идеи, проблематика.
Венский круг писателей. Шницлер; Рильке.
Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции.
1. Законспектировать научную и критическую литературу по изучаемой теме.
2. Завести словарь литературоведческих терминов и понятий по изучаемой теме.
Литература:
Основная
1. «Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века»: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007).
Дополнительная
1. Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Отв. ред. Ю.Н.Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 600 с.; Кн.2. 704 с.
2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна лимитед, 2003. 271 с.
3. Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.286-304.
4. Дэвис, Норман. История Европы. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 943 с.
5. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып.2: Хрупкая лира. Лекции, статьи по австрийской литературе ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 1999. 303 с.
6. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с.
7. Макарова Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1992. 335 с.
8. Свасьян К.А. Райнер Мария Рильке // Свасьян К.А. Голоса безмолвия. Ереван: Советакан грох, 1984. С.62-93.
9. Шестаков В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С.280-306.
10. Энциклопедия экспрессионизма. Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар. М.: Республика, 2003. 432 с.
Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. 114 с.
Проблема творческого метода Г. Гауптмана
Герхарт Гауптман (1862–1946) – один из ярчайших представителей немецкого натурализма. Сочетание натурализма с элементами критического реализма в драме «Перед восходом солнца» (1889). Драма вырождения семьи Краузе. Проблема «инстинкта» и культуры в драме. Система образов в пьесе. Способы характеристики персонажей (речевая характеристика, система лейтмотивов, отношение к искусству, отношение к любви и др.). Натуралистические черты в поэтике пьесы. Символика в пьесе.
«Одинокие» (1891) – драма одиночества и потерянности современного человека. Развитие в пьесе тем и мотивов драмы «Перед восходом солнца» (семейная тема, тема искусства, мотив опьянения, неудавшейся любви, самоубийства и др.). Углубление социального анализа и усиление реалистических тенденций в пьесе. Образ Йоганнеса Фокерата. Старшее поколение семьи Фокератов в пьесе. Тема религии в драме. Антиницшеанские мотивы (образ Анны Мар). Символический образ Мюггельского озера, его художественная функция.
Социальный конфликт в драме-дискуссии «Ткачи» (1892). Коллективный образ народа в пьесе. Своеобразие и художественная функция ремарок в пьесах Гауптмана.
«Вознесение Ганнеле» (1893) – переход к неоромантической драме. Воплощение романтического двоемирия в композиции пьесы. Неоромантический мотив «грёзы» как способа преодоления трагизма бытия. Символистская драма-сказка «Потонувший колокол» (1896). Проблема творческой личности в драме. Проблема природы и цивилизации в пьесе. Влияние Л.Н. Толстого и Г. Ибсена, Э. Золя на драматургию Гауптмана.
Социально-философский роман «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910) – первое большое эпическое полотно Гауптмана. Мистико-богоискательские мотивы в романе. Пути достижения счастья заблудившимся человечеством, смысл человеческой жизни – основные проблемы романа. Образ Эмануэля Квинта. Значение творчества Гауптмана для западноевропейской литературы.
Литература
Мандель Е.М. Гауптман-драматург. Творчество конца XIX – начала XX в. – Саратов, 1972.
Мережковский Д.С. О современной немецкой драме и Гауптмане // Эстетика и критика: В 2 т. – М.: Харьков, 1994. – Т. 1. – С. 277–284.
Сильман Т. Г. Гауптман. – Л.; М., 1958.
Храповицкая Г.Н. Гауптман, Герхарт // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 1. – С. 161–167.