Изучить: составы правонарушений в сфере землепользования в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом, порядок возмещения вреда, причиненного земельным ресурсам.
Проанализировать: порядок применения уголовной и административной ответственности в данной области, систему и компетенцию органов, имеющих полномочия по применению мер ответственности к нарушителям земельного законодательства
Письменно выполнить: подготовить проект постановления о наложении административного взыскания за земельное правонарушение, проект решения местного органа власти об изъятии земельного участка.
Юридическая ответственность связана с мерами государственного воздействия, применяемыми к нарушителям земельного законодательства. При этом возникает самостоятельный вид земельных правоотношений – охранительные правоотношения, которые регулируются соответствующим институтом земельного права, имеющим комплексный характер.
Основанием применения мер юридической ответственности является земельное правонарушение. Земельным правонарушением признается виновное противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства.
Состав земельного правонарушения включает:
объект – родовым объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок, объектом конкретных правонарушений выступают отдельные виды отношений по использованию и охране земель;
субъекты земельных правонарушений могут быть юридические и физические лица, в том числе должностные лица. Ответственность за земельные правонарушения несут как субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли), так и лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, но допустившие нарушения правил использования и охраны земель;
объективная сторона земельного правонарушения заключается в противоправном поведении, которое может быть совершено как
в виде активных действий, так и в виде бездействия;
субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.
Земельное законодательство не содержит перечня земельных правонарушений, а только устанавливает границы правомерного поведения посредством закрепления прав и обязанностей по отношению к земле. Составы земельных правонарушений определяются отраслевым законодательством, устанавливающим отдельные виды ответственности (уголовным, административным, гражданским и др.).
В зависимости от объекта земельных правонарушений можно выделить несколько видов таких правонарушений:
• посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок
с земельными участками, не предусмотренных законодательством);
• посягающие на порядок надлежащего использования земель (использование земельных участков не по целевому назначению, не использование земельных участков в течение определенных сроков, несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.);
• посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; нерациональное использование земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).
В зависимости от характера, степени общественной опасности и применяемых санкций земельные правонарушения можно разграничить по отраслевому признаку на: дисциплинарные или административные проступки, уголовные преступления, гражданско-правовые нарушения, финансовые правонарушения.
Административная ответственность наступает за целый ряд земельных правонарушений, отнесенных к категории правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования:
• нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению – ст. 15.6 КоАП;
• нарушение порядка использования земли и требований по ее охране – ст. 15.10 КоАП;
• порча земель – ст. 15.11 КоАП;
• самовольное отступление от схем или проектов землеустройства – ст. 15.12 КоАП и др.
В качестве земельных правонарушений против порядка управления административное законодательство предусматривает такие составы, как нарушение порядка ведения государственного земельного кадастра (ст. 23.25 КоАП); самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41 КоАП) и нарушение сроков возврата временно занимаемых земель (ст. 23.42 КоАП).
Уголовная ответственность наступает за следующие правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям:
• деяния, посягающие на отношения по рациональному использованию и охране земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК), которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.
• Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых, отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во-вторых, отношения собственности на землю.
Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния, как правило, наступает при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.
Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. В соответствии с Кодексом о земле юридические лица, независимо от формы собственности, и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Вред возмещается в полном объеме в соответствии с общими правилами гражданского законодательства (ст. 933 ГК). Размер ущерба, причиненного загрязнением земель химическими веществами, деградацией и нарушением земель определяется в соответствии с Временной методикой, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При определении размера ущерба используются данные обследования земель, выполненные лабораториями аналитического контроля территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, гидрометеослужбой, контрольно-токсикологическими лабораториями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, а также лабораториями других министерств и ведомств, имеющими право на выполнение таких работ. Ущерб от загрязнения земель химическими веществами, деградации и нарушения земель измеряется совокупными затратами на восстановление загрязненных земель и приведение этих земель в прежнее состояние. Такие затраты определяются исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок. При невозможности определения размера ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране земель по существующим методикам, убытки возмещаются в общегражданском порядке.
В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством. Земельно-правовые меры воздействия могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей. Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако, в случае причинения вреда земельному участку, таковой должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает возврат самовольно занятых земельных участков и принудительное изъятие земельных участков (прекращение прав на землю) за нарушение правил использования
и охраны земель.