Статистика контроля таможенной стоимости




Методы определения таможенной стоимости

«Таможенная стоимость – это стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, то есть в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей.

Одним из ключевых вопросов статистики внешней торговли является вопрос определения таможенной стоимости товаров, поскольку это нее зависит величина таможенной пошлины, взимаемой таможенными органами, и необходима им для осуществления валютного контроля внешнеторговых сделок.

Существует 6 нормативно установленных методов определения таможенной стоимости, последовательность применения которых представлена на рисунке 1.

 

 
 

 

 


Рис. 1. Схема применения методов определения таможенной стоимости

Первый методпо цене сделки с ввозимыми товарами – является основным, где таможенной стоимостью признается цена сделки с ввозимыми товарами, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары. В цену сделки включают следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

1. Расходы на доставку до авиапорта, порта или иного места ввоза товаров на таможенную территорию страны (стоимость транспортировки, расходы на погрузку, выгрузку товаров; страховая сумма);

2. Расходы, понесенные покупателем (комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость тары, упаковки);

3. Соответствующая часть стоимости товара и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров;

4. Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

5. Прямой или косвенный доход продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории страны.

К положительной стороне данного метода можно отнести то, что никакие компоненты, кроме законодательно установленных, не могут быть доначислены к цене, фактически уплаченной или подлежащей к уплате. К негативной – то, что существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено и ряд других. При наличии предпосылок для оценки по цене сделки с ввозимыми товарами не допускается использование других методов оценки.

При использовании методов оценки по цене сделки с идентичными и однородными товарами в качестве базы для определения таможенной стоимости товаров используется цена идентичных или однородных товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, что таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. При нахождении варианта продажи, отличающегося по какому-либо из оговоренных условий, то следует провести корректировку базовой цены. К отрицательному моменту относится то, что при отсутствии возможности документального подтверждения исходных данных, необходимых для корректировки, применение данных методов не допускается.

При невозможности использовать предыдущие методы, необходимо переходить к следующим, при этом последовательность применения 4 и 5 методов может быть изменена по желанию декларанта.

Резервный метод применяется в тех случаях, когда ни один из пяти первых методов не может быть использован. По данному методу таможенная стоимость определяется с учетом мировой практики.

Таким образом, нормативная регламентация последовательности применения методов определения таможенной стоимости призвана обеспечить наиболее полное и эффективное перечисление средств в федеральный бюджет в результате осуществления своевременного и четкого таможенного обложения. Законодательная регламентация условий помещения товаров под конкретный таможенный режим (см. Приложение 1) способствует упорядочению ВЭД и оказывает влияние на размер и вид таможенных платежей, подлежащих к уплате в отношении перемещаемых через границу товаров и транспортных средств.

Стоимостной учет внешнеторгового оборота обеспечивает обобщающую оценку экспорта и импорта страны, характеризует состояние торгового баланса и платежной способности. Стоимостная оценка ввозимых и вывозимых товаров базируется на понятии статистической стоимости. Она позволяет привести все многообразие внешнеторговых цен, используемых участниками ВЭД, к сопоставимому виду, к единой базисной оценке, принятой в рамках используемой системы учета внешней торговли.

В соответствии с Международными правилами толкования внешнеторговых терминов «Инкотермс-2000» установлены 13 видов коммерческих условий поставок, а следовательно, и условий формирования цен, приведенные в Приложении 4.

Все условия поставок разделены на 4 отдельные группы – E, F, C, D. В основе такой группировки лежит момент исполнения продавцом обязанностей по поставке товара покупателю.

Инкотермс-2000 применяется в сфере внешней торговли товарами, когда предмет купли – продажи материализован и перемещается через таможенные границы различных государств. Типовые условия поставок (Инкотермс-2000) разработаны и опубликованы Международной торговой палатой. В Российской Федерации Инкотермс-2000 признаны торговым обычаем. То есть, Инкотермс-2000 не имеют силу закона и обязательны для исполнения, только, когда стороны договора добровольно обращаются к ним. Таким образом, положения типовых условий поставок применяются, если в международном договоре купли-продажи сделана прямая оговорка на конкретное условие поставки товара (торговый термин), предусмотренное Инкотермс-2000.

При этом стороны договора вправе по своему усмотрению отступать от выбранного типового условия поставки товара и, таким образом, ограничить его применение либо дополнить (расширить), оговорив дополнительные обязанности стороны (сторон).

Любое отступление от избранного условия поставки должно быть оговорено в контракте. При отсутствии каких-либо оговорок, стороны внешнеторговой сделки купли-продажи должны руководствоваться требованиями избранного условия поставки (Инкотермс-2000).

Условия поставок товаров, предусмотренные Инкотермс-2000 позволяют определить на кого (продавца или покупателя) возлагается бремя затрат, обусловленных:

– перевозкой (транспортировкой) товаров;

– погрузкой, выгрузкой или перегрузкой товаров и проведением иных операций, связанных с их перевозкой;

– страхованием товаров в связи с их международной перевозкой;

– уплатой таможенных платежей (экспортных/импортных).

При определении таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров, указанные выше расходы, подлежат включению в таможенную стоимость товаров, если ранее они не были включены в контрактную стоимость.

В таможенную стоимость ввозимых в РФ товаров подлежат включению только расходы по перевозке (транспортировке), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, а также суммы экспортных таможенных платежей (уплаченных в стране вывоза), понесенные до прибытия товаров на таможенную территорию РФ.

Расходы по страхованию товаров определяются стоимостью товаров (ценностью груза) и не зависят от протяженности маршрута и продолжительности перевозки. Таким образом, расходы по страхованию, как правило, подлежат включению в таможенную стоимость в полном объеме.

В случаях, когда выбранное условие поставки (конкретный торговый термин), возлагает обязанности несения расходов на продавца (полностью либо частично), такие расходы обычно включаются в контрактную стоимость товаров.

Если бремя расходов (полностью либо частично) по доставке товаров в РФ несет покупатель, то такие расходы не входят в контрактную стоимость товаров и подлежат уточнению для целей включения их в таможенную стоимость.

При вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ все расходы, которые понес продавец согласно избранному условию поставки, подлежат включению в таможенную стоимость (кроме экспортных таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление товаров).

При изменении таможенного режима, условия поставок, предусмотренные Инкотермс-2000, имеют второстепенное значение, поскольку таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения товарами таможенной границы РФ, если иное не установлено таможенным законодательством РФ.

Базисом при расчете статистической стоимости экспортируемых товаров являются цена ФОБ – российский порт (водный транспорт) или цена ДАФ – граница РФ (любой вид транспорта).

При расчете статистической стоимости импортируемых товаров базисной ценой выступает цена СИФ – российский порт (водный транспорт) или цена СИП – пункт назначения на границе РФ (любой вид транспорта). Во всех случаях цены пересчитываются в доллары США по курсу, установленному Центральным банком РФ на дату принятия ГТД к таможенному оформлению. Такая практика учета экспорта и импорта имеет определенный экономический смысл. Экспортная цена ФОБ устанавливает эквивалент той стоимости, которая должна быть возмещена из-за границы за экспорт товара, импортная цена СИФ – эквивалент той суммы, которую страна должна выплатить за границу за купленный там товар» [2].

 

 

Предмет и задачи статистики контроля таможенной стоимости

 

«Значение данного раздела специальной таможенной статистики определяется тем фактом, что таможенная стоимость используется в качестве исходной расчётной базы (основы) в целях таможенного обложения товаров.

Любая система налогообложения предполагает для обеспечения эффективности её действия наличие двух составляющих: во-первых, установление чёткого порядка исчисления базы налогообложения (в нашем случае – таможенной стоимости), во-вторых, введение необходимых механизмов, которые позволят контролировать соблюдение установленных правил расчёта налогооблагаемой базы.

Система контроля таможенной стоимости включает две стадии. Первая – это контроль при таможенном оформлении товаров, вторая – это последующая проверка правильности заявленных сведений либо путём дополнительной документальной проверки (делается запрос всех необходимых документов), либо путём проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (внешние проверки).

Важным направлением контроля таможенной стоимости является контроль обоснованности решений, принятых таможенным органом по определению размера и структуры таможенной стоимости, а также контроль порядка соблюдения правил и технологии её заявления.

Законодательной основой для определения, заявления и контроля таможенной стоимости являются Закон РФ «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс, Постановление Правительства «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ» и др.

Предметом статистики контроля таможенной стоимости являются ход и результаты проведения мероприятий по контролю таможенной стоимости.

Задачи статистики в области контроля таможенной стоимости сводятся к следующим:

1. Учёт и анализ объёмов проверочных мероприятий.

2. Учёт числа проведённых корректировок таможенной стоимости и методов, использованных при её определении.

3. Учёт и анализ сумм доначисления таможенной стоимости и таможенных платежей.

4. Изучение загруженности сотрудников, занимающихся контролем таможенной стоимости.

5. Анализ использования методов определения таможенной стоимости участниками ВЭД, их структуры и её изменений.

6. Совершенствование системы показателей для оценки организации и эффективности контроля таможенной стоимости.

7. Формирование статистической отчётности по контролю таможенной стоимости и разработка предложений по её совершенствованию и др. задачи.

Первичная учетная документация по контролю

таможенной стоимости

 

Для заявления таможенной стоимости товаров применяются формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2. Они являются приложениями ГТД и без неё недействительны. Эти документы являются основными источниками данных статистики определения и контроля таможенной стоимости. Кроме того, в отделах контроля таможенной стоимости ведутся журналы проверок по таможенной стоимости и документы по корректировкам таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2. Источниками информации также являются журналы передачи материалов о правонарушениях, связанных с неправильным заявлением таможенной стоимости.

На основе перечисленных источников информации, статистика контроля таможенной стоимости располагает широкой базой данных, включающей сведения:

– о количестве контрактов, поставленных на учёт по результатам контроля таможенной стоимости, т.е. включённых в план проверок,

– о методе определения таможенной стоимости,

– о количестве проведённых проверок таможенной стоимости,

– о количестве корректировок таможенной стоимости,

– о суммах доначисления таможенной стоимости и таможенных платежей,

– о числе внешних проверок с выходом на предприятия,

– о числе заведённых дел по правонарушениям, связанным с неправильным заявлением таможенной стоимости,

– о штрафных санкциях по заведённым делам и др. информацию.

Статистический анализ корректировок

таможенной стоимости

 

Проверка обоснованности проведения корректировок таможенной стоимости и возврата таможенных платежей предполагает необходимость проведения предварительного анализа данных и документов, имеющихся в таможенном органе. Без предварительного анализа не исключены случаи ошибочного принятия решения по возврату таможенных платежей.

Основными показателями данного направления анализа являются:

1. Число окончательно проведённых корректировок таможенной стоимости.

2. Количество товаров, по которым произведена корректировка таможенной стоимости.

3. Сумма доначислений таможенной стоимости по результатам корректировок (руб.).

4. Сумма доначислений таможенных платежей по результатам корректировок таможенной стоимости (руб.).

5. Число поставленных на учёт контрактов по результатам контроля.

6. Число проведённых проверок по вопросам таможенной стоимости.

7. Сумма фактически довзысканных таможенных платежей по результатам контроля таможенной стоимости.

8. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях.

9. Сумма начисленных штрафов.

10. Сумма взысканных штрафов.

Контроль за деятельностью отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) проводится в виде анализа представленных документов: ГТД, ДТС-1, ДТС-2, КТС-1 и КТС-2. Для проверки и анализа заявленной в ГТД и ДТС таможенной стоимости используется база данных ценовой информации, которая распространяется в централизованном порядке.

Важным направлением контроля таможенной стоимости является контроль обоснованности решений, принятых таможенным органом по определению размера и структуры таможенной стоимости, а также контроль порядка соблюдения правил и технологии её заявления.

В связи с разграничением функций принятия решений по таможенной стоимости для различных уровней таможенных органов была разработана и действует определённая технологическая схема информационного обмена.

Передача документов из отдела ОТО и ТК по вопросам, касающимся таможенной стоимости, т.е. входящим в компетенцию отдела таможенной стоимости, осуществляется в форме рапорта. Решение по таможенной стоимости принимается на основе 1-го экземпляра ГТД, ДТС и приложенному к ним пакету документов.

Контроль осуществляется в виде статистического учёта переданных рапортов или, если решение принимается вышестоящим органом, в виде учёта писем-запросов.

Направления, показатели и методы анализа

контроля таможенной стоимости

 

Анализ работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости проводится согласно приказам ГТК – ФТС с 1995 г. Показатели, характеризующие данное направление работы таможенных органов утверждаются указаниями ГТК – ФТС. Анализ проводится по нескольким направлениям.

Исходной информацией для проведения анализа являются данные отделов ОТО и ТК и отделов таможенной статистики и анализа (ОТС и А), а также документы по результатам контроля (акты, справки, рапорты) и сводные формы статистической отчётности.

Первое направление – изучение загруженности сотрудников, занятых контролем таможенной стоимости. Основными показателями по данному направлению анализа являются:

- среднее число ГТД, приходящееся на одного сотрудника;

- среднее число ДТС, приходящееся на одного сотрудника;

- среднее число КТС, приходящееся на одного сотрудника.

Анализ проводится в статике и в динамике, например, индексным методом. Рассматриваются системы функционально связанных показателей, как например,

Число ГТД = Число сотрудников * Число ГТД, приходящихся на 1 сотрудника.

Второе направление – анализ качества проведения проверок по таможенной стоимости. Данное направление анализа проводится по следующим показателям:

- соотношение числа проверок таможенной стоимости и числа контрактов, включённых в план проверок (среднее число проверок, приходящееся на один контракт),

- соотношение суммы доначисления таможенных платежей и числа проверок таможенной стоимости (средняя сумма доначисления таможенных платежей, приходящаяся на одну проверку),

- соотношение числа заведённых дел по фактам неправильного заявления таможенной стоимости и числа проведённых проверок (среднее число заведённых дел, приходящееся на одну проверку),

- соотношение числа внешних проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и общего числа проверок по вопросам таможенной стоимости (доля внешних проверок в общем числе проверок по таможенной стоимости) – показатель сложности,

- соотношение суммы начисленных штрафов и числа заведённых дел по фактам неправильного заявления таможенной стоимости (средняя сумма начисленных штрафов, приходящаяся на одно заведённое дело),

- соотношение взысканных и начисленных штрафов по заведённым делам.

Третье направление – анализ эффективности осуществления контроля таможенной стоимости проводится по показателям:

1. Средняя сумма доначисленных таможенных платежей, приходящаяся на одну корректировку таможенной стоимости (в тыс. руб. на 1 корректировку).

2. Доля таможенных платежей, довзысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, которые впоследствии были отменены, в общей сумме довзысканных платежей по всем решениям о корректировке таможенной стоимости товаров (в %):

где – сумма таможенных платежей, фактически возвращенных за отчетный период по отозванным или аннулированным решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных в режиме выпуска для внутреннего потребления;

– сумма таможенных платежей, фактически возвращенных за отчетный период по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, аннулированным по решению суда;

– общая сумма таможенных платежей, фактически довзысканных за отчетный период по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных в режиме выпуска для внутреннего потребления.

3. Доля таможенных платежей, взысканных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, в общей сумме таможенных платежей доначисленных по результатам корректировок таможенной стоимости товаров (в %):

где – сумма фактически взысканных таможенных платежей;

– сумма доначисленных таможенных платежей за отчетный период.

Ещё одним направлением анализа может являться изучение структуры применяемых методов оценки таможенной стоимости. Анализ проводится на основе типологической группировки числа применённых методов с выделением трех групп. В первую группу выделяют первый метод, во вторую – методы со второго по пятый и в третью группу – шестой (резервный) метод. Указанная группировка используется для расчета структуры применяемых методов оценки таможенной стоимости. Анализируются изменения структуры во времени. Изучение структуры методов показывает её существенные изменения. Если в 1995-1997 гг. доля использования первого метода составляла от 95% до 99%, то после 1998 г. постоянно растёт доля использования шестого метода, которая в последнее время превышает 50%.

Учитывая сложность работы по контролю таможенной стоимости, перечисленные выше показатели должны дополняться другими критериями для получения наиболее обоснованной оценки работы таможенных органов по данному направлению.

 

 

Вариационный ряд представлен в табл. 5.

 

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: