Раздел 2. Традиции народного воспитания в культуре якутов




К.Д. Ушинский писал о том, что: «опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был тот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» [10, с. 165].

Якуты (саха) – это коренное население Республики Саха (Якутия). Еще до прихода русских на якутские земли в XVΙΙ веке у народа саха существовала своя воспитательная система. Многовековой опыт народного воспитания накапливался в жестокой борьбе за жизнь в условиях Крайнего Севера. На формирование системы народного воспитания якутов оказали влияние как природно-климатические и географические условия, так и история народа, традиции, обычаи, обряды, быт и образ жизни народа саха.

Приоритетными для народного воспитания были две цели: подготовить ребенка к самостоятельной жизни и передать накопленный опыт новому поколению.

Традиции народа играют определяющую роль в воспитании полноценной личности. Традиции несут в себе множество представлений, обрядов, привычек, передаваемых из поколения в поколение. Они проявляются в устном народном творчестве, в народных ремеслах, одежде, играх и правилах поведения, на основе которых воспитывается молодое поколение. На традициях держится духовно-нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто не объединяет народ так, как традиции. Народ, утративший свой язык и территорию, сохраняет себя благодаря этническим традициям. Утратив традиции, народ исчезает, растворяется среди своих соседей. Таким образом, традиции играют важную роль в судьбе народа как гарант его сохранения.

С древних времен якуты почитают семью, ведь крепкая семья является основой формирования достойного общества. Именно в семье ребенок получает те основы нравственного и культурного развития, которые лягут в основу формирования его характера и личности.

Народная якутская педагогика, основанная на традиции воспитания реальной жизнью, использует много средств и методов воспитания ребенка: очень важны труд, личный пример, различные соревнования. Народное воспитание неразрывно связано с устным народным творчеством, игрушками и играми, традиционными праздниками и обычаями.

Устное народное творчество народа всегда было важнейшим средством воспитания будущего поколения. Устное народное творчество, как часть фольклора, помогает детям с детства неосознанно воспринимать серьезные, возвышенные и житейские поучения, вызывая у них глубокие эмоции своим красочным, ярким и метким народным словом. В песнях, прибаутках, частушках, поговорках, загадках всегда воспевались народные идеалы, ценности, высказывалось одобрение или осуждение поступков людей. В них переданы основные представления народа о жизненных ценностях, семье, любви, труде, родине.

Устное народное творчество якутов всегда несет в себе тепло, добро и нравственность.

Огромную роль в воспитании ребенка играют сказки, ведь сказки помогают детям разобраться в том, что такое добро и зло, что хорошо, а что плохо. Сказки сопровождают ребенка с самых ранних лет, и могут оставаться с ним всю жизнь. В сказках всегда осуждается лень, жадность, трусость и упрямство и одобряется смелость, трудолюбие и верность. Сказка во все времена играла огромную роль в формировании личностных качеств ребенка. Именно благодаря сказкам осуществляется духовно-нравственное, эстетическое, умственное и трудовое воспитание детей, формирование норм поведения и уважительное отношение к окружающей среде. Через сказки происходит передача накопленных знаний и социального опыта из поколения к поколению. Сказки развивают воображение, языковую выразительность ребенка. Поступки героев сказок заставляют ребенка задуматься над тем, почему они поступили так, а не иначе, помогают разобраться в своих поступках, учат жизненной мудрости. Сказка всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. Сказка призывает к мудрости, к активности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме этого, сказки расширяют кругозор ребенка, пробуждают интерес к устному народному творчеству.

Каждая якутская сказка – это прекрасный урок щедрости, доброты и порядочности, оказывающий нравственное воздействие на ребенка. Якутская сказка сохраняет в себе следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Мир якутских сказок заселен разнообразными персонажами. Традиционно ее героями являются представители всех сословий: бедняк, стураху, тойон (глава), боотур (богатырь), охотник, сирота, мудрецы и советчики. Вечными врагами выступают различные Абаасы (злые духи). Особо поэтично в якутских сказках описывают девушек-красавиц, суженых богатырей, жительниц Верхнего мира, дочерей Солнца, Месяца и Плеяд. Отвратительно и уродливо описывают – абаасы, которые пытаются помещать счастью главных героев –девушки-красавицы и богатыря. В сказке присутствуют также различные волшебные предметы, которые помогают богатырю победить злых духов.

Особое внимание уделялось загадкам, так как загадки всегда были средством развития умственных способностей, сообразительности и смекалки ребенка. Загадки всегда использовали как тайный язык, которым люди старались скрыть свои мысли, уберечь свое жилище, семью, хозяйство от «нечистой силы». Загадками испытывали мудрость, находчивость и образованность человека. Сами загадки обогащают лексический словарь ребенка, развивают детские представления об употреблении слов в переносном значении, помогают понять многообразие слов.

Пословицы и поговорки не зря называют жемчужиной устного народного творчества, ведь в них всегда есть «педагогический момент». Они имеют способность воздействовать не только на разум, но и на чувства человека, а смысл, который в них заложен, легко воспринимается и запоминается детьми.

Пословицы и поговорки – живой голос народа, они создаются всем народом, поэтому выражают его коллективное мнение.

Якутский героический эпос Олонхо занимает центральное место в устном народном творчестве якутов. Для якутов Олонхо был не только средством развлечения, но и средством познания мира и истории своего народа. Олонхо – энциклопедия для народа Саха, в нем отражены представления об устройстве мира, происхождении и истории человечества.

Мир делится на Верхний – там живут божества Айыы, Средний мир – людской, Нижний мир – мир злых духов Абаасы. По преданиям жители Среднего мира жаловались божествам на то, что их обижают владыка Нижнего мира, и для того, чтобы их защитить владыка Верхнего мира отправляет на Землю детей старика Айыы Сиэр Тойона и старухи Айыы Сиэр Хотун – Нюргун Боотура Стремительного и АйтамиКуо. Все это описывается в героическом эпосе «Нюргун Боотур Стремительный» основоположника якутской литературы Платона Ойунского. Важно отметить, что это произведение целостного свода Олонхо было записано Платоном Алексеевичем Ойунским лишь в 30-ые годы XX в.

У народа Саха были специальные рассказчики Олонхо – олонхосуты, которые ездили по деревням и рассказывали Олонхо жителям деревни, а жители давали им в свою очередь жилье и пропитание. По преданиям самые длинные песни Олонхо исполнялись семь дней и семь ночей без перерыва. Олонхосуты помнили наизусть многие тысячи строк Олонхо, передавали его по наследству, как и умение его исполнять. Профессия сказителя олонхосута была сродни шаману, только у него не было ни бубна, ни музыкальных инструментов, а только его голос, которым он настолько искусно владел, что его слушатели будто бы в реальности видели перед собой древних героев.

По форме исполнения Олонхо делится на декламацию и песню. От лица сказителя декламируют нараспев, ускоряя или замедляя темп, а от лица персонажей олонхосут поет.

Олонхо играл огромную роль в воспитании детей. Слушая этот древний героический эпос, дети развивали свое воображение, а благодаря тому, что герои

Олонхо всегда были добры, сильны и благородны, дети брали с них пример. Олонхо прекрасно помогает детям определить, что такое добро и зло, что хорошо, а что плохо, учит уважать природу и старших.

Вторым по значимости, после Олонхо, видом якутского устного народного творчества является Осуохай, который исполняется коллективно. В осуохай есть запевала, который должен обладать сильным голосом и образной речью, а все остальные повторяют за запевалой. Многие исследователи XVIII — XIX вв. описывали в своих работах якутские танцы, указывая их прочную связь с верованием якутов. Одним из таких танцев был Осуохай, который, очевидно, был связан с праздником Ысыах. Танец Осуохай был одним из главных компонентов Ысыаха, отразившим его главную мысль в танцевальной форме.

Наиболее емко и полно об осуохай написал русский исследователь Сибири и Дальнего Востока Ричард Карпович Маак, который посетил Вилюйский улус в 1853-1854 гг. Он точно подметил характерные особенности танца: «Все участвующие составляют круг, мужчины берут женщин под руки и начинают тихо и с важностью двигаться, следуя с востока на запад, т.е. по направлению движения солнца» [69]

Осуохай – это классический обрядовый хороводный танец, который исполняется большим количеством танцующих. Он возник у якутов, как танец благодарения и обращения божествам Айыы и Иччи – духам хозяевам природы. В танце большое место занимали молитвенные обращения к небожителям, особенно к Урун Айыы Тойону, с просьбой о счастье, благодати, приплоде скота и других благах. Через народный танец осуохай ребенок познавал традиции, обычаи, культуру, особенности жизни якутского народа, воспитывался в духе коллективизма, развивался эстетически и физически.

Якутские народные танцы тесно связаны с далеким прошлым. Якуты были скотоводами-кочевниками, которые вместе со стадами лошадей и крупного рогатого скота кочевали до берегов реки Лены, попав в суровые климатические условия Крайнего Севера. Несомненно, в результате переселения якуты очень многое восприняли от северных народов: научились оленеводству, охоте и рыболовству, восприняли многие особенности быта северных народов. Якуты поклонялись божествам, от которых, по их мнению, зависело благосостояние семьи, удачная охота и рыбалка, а также размножение скота. Поэтому якутские народные танцы в большинстве своем посвящены этим божествам. Но существуют танцы, посвященные различным животным, а также входящие в состав спортивных состязаний.

Еще в младенчестве ребенка убаюкивали колыбельными песнями, которые несли в себе глубокий смысл. Это были первые песни, которые он слышал и пытался воспроизвести. Интонации, с которыми напевали песни, способствовали формированию мировосприятия и мироощущения ребенка. Из песен дети получали информацию об окружающем мире, природе, животных, родине и, конечно, о своем народе и его истории. Песни ненавязчиво передавали ребенку представления о нравственности и правилах поведения.

Важным аспектом в воспитании детей было развитие крепкого здоровья и физической силы. Из литературы известно, что ребенок играл в игры только до 7 лет, затем особое внимание народ уделял физическому воспитанию ребенка. В условия крайнего Севера было очень важно иметь хороший иммунитет и переносить суровые зимы Якутии, в связи с этим ребенка еще в младенчестве купали в холодной воде, проводили закаливание ребенка путем обтирания его снегом. Дети и подростки были настолько закалены, что могли часами проводить время на свежем воздухе. Такая закалка была необходима для проживания в условия крайнего Севера, ведь якуты издревле были скотоводами, и им приходилось много времени проводить на улице.

Одним из традиционных методов воспитания у каждого народа являются игры. В народных играх нашли отражение жизнь, быт, труд, взаимоотношения, народные обычаи, представления о смелости и чести. Игры были не только развлечением. С помощью игр дети постигали обязанности и ремесла, которыми они будут заниматься во взрослой жизни. Во время игры дети стремились проявить ловкость, выносливость, смелость, смекалку и находчивость.

Игры народа Саха были средством не только развлечения, но и физического воспитании молодежи. В якутские национальные виды спорта входили перетягивание палки – масс тардысыы, национальная борьба – хапсагай, якутские национальные прыжки – кылыы, ыстанга и куобах. Игры делились по принципу единоборья и многоборья. Большинство национальных игр были рассчитаны на взрослую часть населения, но благодаря облегчению и упрощению в национальных играх с успехом участвовали дети. В национальных играх якутов сочетаются такие важные факторы развития, как включение детей в практическую деятельность, физическое развитие, получение морального и эстетического удовольствия от деятельности.

В сюжетных играх дети воспроизводят почти все жизненные ситуации. Они играют в свадьбу, прием гостей, рождение младенца, то есть полностью отображают жизнь народа, их традиции и обычаи. С помощью таких игр дети приобщаются к традициям и обрядам своего народа, усваивают нормы и правила поведения, а также приобщаются к обрядовой жизни. Играя, дети запоминают последовательность обряда, правильное использование обрядовых предметов. Повторяя за взрослыми, дети напевают песни, копируют движения, что ускоряет их творческое развитие.

Раннее включение в трудовую деятельность, воспитание через труд характера и силы воли, преемственность трудовых занятий в семье являются у якутов традиционными в воспитании ребенка. В игровой деятельности детей присутствовали элементы трудовой деятельности, то есть труд находил отображение в содержании игры. Во время игры дети примеряли на себя такие роли, как пастух, дояр, охотник и так далее. Чаще всего игрушки, которые изготавливали сами же дети, копировали предметы быта, а также животных, которых дети видели в реальной жизни, например, коров, быков, телят, лошадей и собак. Все эти игрушки были изготовлены из того, что было под рукой, из дерева, тальника и бересты.

В якутской культуре воспитание будущего поколения носило гендерный характер, то есть девочек воспитывали так, чтобы в будущем они стали хранительницами домашнего очага и хорошими матерями, а мальчиков воспитывали как будущих защитников своей семьи. Особенно это выражалось в трудовом воспитании ребенка. Как правило, девочки помогали своим матерям, приобщаясь тем самым к ведению домашнего хозяйства, в то время как мальчики помогали отцам, выполи тяжелую работу по дому, ходили на охоту и рыбалку.

Трудолюбие всегда занимало один из центральных мест в системе жизненных ценностей, всегда рассматривалось как добродетель. Достаток, уважение и труд всегда были связаны друг с другом неразрывной нитью. Трудовое воспитание подразумевало обучение ребенка всем необходимым для взрослой жизни навыкам, а также формирование у ребенка особого отношения к труду как жизненно необходимому средству выживания. Конечно, объем нагрузки, и воспитательные меры всегда соответствовали возрасту ребенка, ведь обучение трудовой деятельности складывалось многими веками и проходило по продуманной схеме.

С раннего детства ребенок становился участником разнообразных дел, так сказать погружался в трудовую атмосферу семьи, постепенно втягиваясь в систему трудовых обязанностей. Дети не сразу принимались за настоящую работу, они приобщались к этому постепенно, через игру. Например, в руках у мальчика были маленькие лопаты и грабли, а отец специально оставлял для ребенка клочок земли, где он повторял действия взрослых, принимая это за игру. Девочка же могла помогать маме печь лепешки, сама делая лепешки и нося воду в своем маленьком ведерочке. От игры постепенно переходили непосредственно к настоящей работе, но уже в более зрелом возрасте.

Особое место в духовно-нравственном воспитании ребенка занимают народные праздники, связанные с традициями народа. Одним из главных праздников якутов считается праздник Ысыах, который знаменует собой начало лета и проводится в день солнцестояния. Каждая якутская семья заранее готовится к этому празднику, подготавливает традиционные костюмы, заготавливает угощения, делает оформление для своего стола. Конечно же, дети тоже принимают участие в подготовке праздника, тем самым приобщаясь к культуре своего народа.

Во время праздника, в процессе совершения древних, священных ритуалов и обрядов наиболее полно раскрывается внутренний мир народа. На Ысыахе можно ощутить образ жизни народа, нравственные принципы, мировоззрение и обычаи, которые выражают гармонию между природой и человеком. Присутствие ребенка на празднике – это не только приобщение к культуре своего народа, но и развитие чувства гордости за свой народ, усвоение нравственных принципов, обычаев и обрядов.

Таким образом, традиции народного воспитания якутов включали использование всех важнейших продуктов материальной и духовной культуры: фольклора, игр, обычаев, праздников, – как средств и способов воспитания в молодом поколении высоких нравственных качеств, физической выносливости и глубокого уважения к природе, семье и культуре своего народа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: