С. В. Тетерский и О. В. Решетниковвыявили иерархию мотивов, которыми движимы люди, начинающие заниматься добровольчеством:
· безотносительные ценности (для христианского мира — любовь, труд, долг, этика человеческих взаимоотношений);
· общечеловеческие ценности;
· самореализация;
· общественное признание, чувство социальной̆ значимости;
· самовыражение и самоопределение;
· профессиональное ориентирование;
· приобретение полезных социальных и практических навыков;
· возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками; приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
· способность выразить гражданскую позицию;
· выполнение общественного и / или религиозного долга;
· организация свободного времени.
Говоря о социализации участников добровольческого движения, мы выделяем возможности, которые появляются у добровольцев и способствуют их личностному росту и развитию (личностная значимость), это:
· возможность применения знаний, умений и навыков в актуальной̆ ситуации;
· возможность подготовки к дальнейшей̆ трудовой̆ (профессиональной̆) деятельности;
· повышение уровня ответственности по отношению к другим гражданам, окружающей̆ среде и самоорганизации;
· развитие эмпатийных навыков, толерантности;
· возможность знакомства и общения с заинтересованными, неравнодушными людьми;
· готовность служить высоким социально значимым целям, готовность возлагать на себя ответственность при решении актуальных социальных проблем.
Добровольческое движение целиком связано с действием. Оно предполагает определенные действия, обычно направленные на улучшение жизни нуждающихся, или сбор средств на проекты и программы. Люди вступают в добровольческое движение по собственному желанию и с намерением помочь нуждающимся или организации. Доброволец может быть членом общественной̆ организации, а может и не быть, это его личный̆ выбор.
Для воспитания подрастающего поколения сегодня очень интересен опыт добровольческой̆ деятельности как механизма развития альтруизма, гражданской позиции, безвозмездной̆ помощи современной̆ молодежи людям, находящимся в тяжёлой̆ жизненной̆ ситуации.
Чем мотивируются волонтеры? Мотивация волонтерской деятельности является одной из изучаемых тем настоящего времени.
С. В. Михайлова видит успешность формирования мотивации добровольцев-волонтеров в том, что добровольческая деятельность представляет собой̆ уникальную возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей̆ с потребностями общества. Также волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения людей̆ и приносит пользу как государству, так и самим волонтерам.(1)
Б.П. Ильин, считает, что поведения связано с двумя мотивами: морального долга и морального сочувствия. Человек с моральным долгом совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной̆ самооценки, относясь при этом к объекту помощи по-разному (и даже иногда отрицательно) (2)
С. В. Алещенок в качестве ведущей̆ мотивации добровольческой деятельности называет солидарность и ответственность за проблемы в обществе (3).
Также очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на хорошо оплачиваемую работу. Часто эти мотивы появляются в связи с тем, что работодатели склонны принимать на работу людей̆ уже имеющих какой̆-то трудовой опыт [4] Посредством волонтерской деятельности развиваются их умения и навыки, например, волонтерство в лечебных заведениях требует определенных медицинских и психологических знаний, хотя бы на минимальном уровне.
Волонтеру необходимо обладать рядом качеств, таких, как дисциплинированность, ответственность, внимательность, самокритичность и энтузиазм. Важно умение общаться с людьми разных возрастных категорий (дети, их родители), умение находить индивидуальный подход к каждому пациенту, понимать и принимать его уникальность. К сожалению, волонтер-психолог не имеет права напрямую, как специалист, использовать большую часть своих знаний. Волонтер не проводит диагностику и профилактику, только лишь сопровождает пациента в течение его нахождения в стационаре: ходит с ним в процедурные кабинеты, присутствует при проведении лечебных мероприятий, а при разрешении врача выводит пациентов на прогулку и присутствует на различных праздничных мероприятиях. Такое тесное взаимодействие с пациентами, их родственниками позволяет волонтерам лучше понять пациентов и их близких, их потребности, психологическое состояние, отследить процесс адаптации к заболеванию, нахождению в лечебном заведении и создать комфортные условия, способствующие установлению контакта между пациентами и его ближайшими родственниками, а также врачами для обеспечения эффективного лечения. Волонтеры изнутри знакомятся с особенностями работы медперсонала и врачей с пациентами, что позволит в дальнейшем проводить с ними профилактические мероприятия по предотвращению эмоционального выгорания и т.п.
В.В. Семикин выделил четыре фактора, влияющие на становление волонтерской деятельности:
1. Желание добровольно и безвозмездно помогать людям (54%);
2. Активное социальное служение (20%);
3. Стремление к добровольчеству как образ жизни (10%);
4. Улучшение качества жизни в обществе, экологии на планете и здоровья людей̆ (4%) и другое (12%) (5).