Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Решение экспериментальных задач.
Норма времени: 2 часа.
Цели и задачи: закрепить умения и навыки применения полученных знаний на практике, распознавания органических веществ с помощью качественных реакций. Исследовать свойства выданных образцов полимеров и волокон.
Приобретаемые умения и навыки: продолжить работу по формированию умений и навыков решения расчетно-экспериментальных задач с использованием алгоритма, развитие логического мышления при составлении логико-смысловой модели и при решении расчетно-экспериментальных задач по химии, формирование навыков применения на практике умений работы с лабораторным оборудованием.
Оснащение рабочего места:
реактивы: растворы этилового спирта, уксусной кислоты, глюкозы, сульфата меди, гидроксида натрия, глицерин, этаналь, полиэтилен, полипропилен, полиакрилонитрил, капрон, хлопок.
оборудование: штатив с пробирками, индикаторная бумага, медная проволока, спиртовая горелка.
Литература: Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
Краткие теоретические сведения
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Вещество, функциональная группа | Реактив | Видео-опыт или ДЭ | Характерные признаки |
Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи | Раствор KMnO4 (розовый) или Раствор Br2 (жёлтый) | 1.Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия, бромной водой. 2.Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия, бромной водой. | Обесцвечивание раствора |
Фенол (карболовая кислота) | Раствор FeCl3 (светло-жёлтый) | Качественная реакция на фенол | Окрашивание раствора в фиолетовый цвет |
Этанол | Насыщенный раствор I2 + раствор NaOH | Качественная реакция на этанол | Образование мелкокристаллического осадка CH3I светло-жёлтого цвета со специфическим запахом |
CuO (пркалённая медная проволока) | Окисление этилового спирта оксидом меди (II) | Выделение металлической меди красного цвета, специфический запах ацетальдегида | |
Многоатомные спирты, глюкоза | Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде | Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II) | Ярко-синее окрашивание раствора |
Карбонильная группа –CH=O (альдегиды, глюкоза) | Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→) | Реакция "серебряного зеркала" | Образование блестящего налёта Ag↓ («серебряного зеркала») на стенках сосуда |
Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде | Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II) | Образование красного осадка Cu2O↓ | |
Карбоновые кислоты | Лакмус | Диссоциация | Окрашивание раствора в розовый цвет |
спирт + H2SO4(конц.) | Получение уксусно-этилового эфира | Специфический запах сложного эфира | |
Муравьиная кислота | Лакмус | Диссоциация | Окрашивание раствора в розовый цвет |
Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→) | H-COOH + 2[Ag(NH3)2]OH → | Образование блестящего налёта Ag↓ («серебряного зеркала») на стенках сосуда | |
Ацетаты (соли уксусной кислоты) | H2O (гидролиз) + фенолфталеин | Гидролиз ацетата натрия | Окрашивание раствора в розовый цвет |
Раствор FeCl3 | 3CH3COONa+FeCl3→(CH3COO)3Fe+3NaCl | Окрашивание раствора в красно-бурый цвет |
РАСПОЗНАВАНИЕ ПЛАСТМАСС
|
|
Полиэтилен. Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит сине ватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.
Полиметилметакрилат. Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пла менем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.
Фенолформальдегидная пластмасса. Темных тонов (от коричневого до чер ного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.
РАСПОЗНАВАНИЕ ВОЛОКОН
Хлопок. Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.
Шерсть, натуральный шелк. Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.
Ацетатное волокно. Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.
Капрон. При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах.
Содержание работы
Задание 1.
В двух пробирках находятся этиловый спирт и глицерин. Опытным путем определите каждое из выданных веществ. Запишите уравнения происходящих реакций.
|
Задание 2.
В пяти пронумерованных пробирках даны следующие вещества без надписей: этанол, уксусная кислота, глюкоза, глицерин, этаналь. Опытным путем определите каждое из выданных веществ. Запишите уравнения происходящих реакций.
Задание 3. Найдите соответствия:
1. Наличие альдегидной группы в молекуле HCOH можно доказать с помощью реактивов: | А) Гидроксид меди (II) |
2. Наличие карбоксильной группы в молекуле CH3COOH можно доказать реакцией с: | Б) Аммиачный раствор оксида серебра |
3. Двойственные функции муравьиной кислоты проявляются при взаимодействии с: | В) Бромная вода |
4. Для качественного определения уксусной кислоты применяют: | Г) Раствор перманганата калия |
5. Для определения непредельных углеводородов используют: | Д) Раствор хлорида железа (III) |
6. Для определения фенола используют: | Е) Индикаторы |
7. Для определения крахмала применяют: | Ж) Концентрированная азотная кислота |
8. Для качественного определения многоатомных спиртов применяют: | З) Раствор йода |
9. Для качественного определения глюкозы применяют: | И) Специфический запах |
10. Для определения белка применяют: | К) Растворы неорганических кислот |
Задание 4. Заполните таблицу.
Волокна Свойства | Поли- этилен | Полиметил-метакрилат | Ацетатное волокно | Капрон | Хлопок |
Цвет, внешний вид | |||||
Горит или нет. Характер горения. Запах | |||||
Запишите формулы исходных веществ и формулы полимеров образцов | |||||
К какому классу относятся данные образцы волокон |
Задание 5.
1. Пентен можно отличить от пентана с помощью любого из реактивов:
А - раствор перманганата калия и гидроксид меди (II)
Б - оксид серебра и гидроксид меди (II)
В - бромная вода и оксид меди (II)
Г - бромная вода и раствор перманганата калия
2. При добавлении к некоторому органическому веществу свежеосажденного гидроксида меди (II) и нагревании образовался красный осадок. Это органическое вещество:
А - фенол В - этилен
Б – формальдегид Г - уксусная кислота
3. Реакция «серебряного зеркала» не характерна для:
А – фруктозы В - глюкозы
Б - этаналя Г - формальдегида
4. Реактивом на глицерин является:
А - бромная вода В - аммиачный раствор Ag2О
Б - хлороводород Г - гидроксид меди (II) (свежеприготовленный)
5. Муравьиную кислоту можно отличить от уксусной кислоты с помощью:
А – индикатора В - раствора [Ag (NH3)2]OH
Б - раствора NaOH Г -раствора K2CO3