Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?




Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов;
  • «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

  • боязнь родителей или взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • плохо развитые навыки общения;
  • крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • пассивная реакция на боль;
  • негативизм, агрессивность;
  • жестокость по отношению к животным;
  • лживость, воровство;
  • отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
  • агрессивность.

Подростковый возраст

  • побеги из дома;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • попытки самоубийства;
  • криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

2. Поговорите с родителями.

3. Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

4. Обратитесь в органы опеки и попечительства.

5. Обратитесь в милицию или прокуратуру.

6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

 

 

 
 

 


ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:
эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

* угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
* лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
* однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
* преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
* вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

* задержка психического развития;
* трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
* низкая самооценка;
* эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
* избыточная потребность во внимании;
* депрессия, попытки суицида;
* неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
* ложь, воровство, девиации в поведении;
* нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

* дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
* дети раннего возраста;
* дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
* дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
* дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
* родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
* в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

* не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
* публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
* сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
* обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

 

 

 
 

 


АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Расскажи о себе:

1. Твой пол: м ж

2. Возраст ___________ лет

3. Перечисли состав cвоей семьи (членов семьи, проживающих вместе с вами)
1 ________________________ 5 ________________
2 ________________________ 6 ________________
3 ________________________ 7 ________________
4 ________________________ 8 ________________

4. Как ты оцениваешь материальный достаток своей семьи:
- высокий
- средний
- низкий
- крайне низкий

5. В каком классе ты учишься __________________

6. Как ты учишься
- хорошо (5-4)
- удовлетворительно (4-3)
- плохо(3-2)

 

7. Чем занимаешься в свободное время?
- слушаю музыку
- читаю
- сижу дома
- смотрю телевизор
- собираемся на улице, в подвале, в подъезде
- хожу к друзьям
- что-то другое ________________________________________

8. Тебе трудно найти контакт со сверстниками?
- да
- нет

9. Какие у тебя отношения с родителями?
- часто бывают конфликты, ссоры
- тебя наказывают за проступки физически
- тебя оскорбляют словами, кричат, заставляют чувствовать плохим человеком
- хорошие отношения

10. Как ты относишься к различным формам насилия?
- с возмущением
- с равнодушием
- готов ли что-то предпринять для изменения ситуации
- считаешь насилие иногда допустимым

11. Наблюдал ли ты насилие у себя в семье?
- да
- нет

12. По отношению к кому было направлено насилие в семье?
- к матери
- к отцу
- бабушке
- дедушке
- братьям
- сестрам
- к себе самому (причинение вреда самому себе)
- к животным

13. Допускал ли кто-нибудь в семье насилие по отношению к тебе?
- Да (если да, то кто)________________________
- Нет

14. Подчеркните, пожалуйста, те виды насилия, которые ты испытал или продолжаешь испытывать в своей семье:
- психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и др.)
- эмоциональное (оскорбления, грубая брань)
- вербальное (словесное)
- экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки
- физическое (побои, издевательства)
- уничтожение, повреждение имущества
- сексуальное насилие (принуждение)
- изнасилование

15. Допускал ли кто насилие по отношению к Вам в школе?
а) да (если да, то кто) _______________________
б) нет

16. В какой форме было это насилие? а) унижения, оскорбления б) крик и брань в) высмеивание перед классом г) грубое одёргивание

17. Обращались ли Вы к кому-нибудь за помощью?
- да (к кому?)

а) друзьям
б) учителям (соц. педагогу)
в) родителям (родственникам)
г) посторонним взрослым д) другое _______________

- нет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: