Форма правления и тип политического режима России




Этапы переходного процесса в России 1989-1993

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства.

 

-Формирование новых органов государственной власти Съезд народных депутатов СССР, начало формирование политической оппозиции, нарастает экономический кризис

 

- Принятие Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. стало отправным пунктом в начале работы по подготовке новой российской Конституции. Однако в связи с конфронтацией между законодательной и исполнительной властью решение вопроса о принятии новой Конституции России все время откладывалось, что породило в стране конституционный кризис.

 

- Сформированы для разработки проекта новой Конституции России конституционной комиссии и конституционного совещания, деятельность которых сопровождалась нарастающими противоречиями между Президентом РФ и депутатским корпусом.

 

- Конституционный кризис в сентябре – октябре 1993 года, приведший к противостоянию властей и кровавым событиям 3 – 4 октября в Москве.

 

- Особый порядок принятия новой Конституции России в декабре 1993 года путем проведения референдума одновременно с выборами в Государственную Думу и Совет Федерации РФ.

Подготовка и принятие конституции РФ 1993г.

 

Проект Конституции разрабатывался в особом порядке, который включает в себя несколько этапов.

Первым Съездом народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия (июнь 1990 г.), которая работала над проектом до марта 1993 г. Из-за противоборства между представительным органом власти (Съездом народных депутатов и Верховным Советом) и Президентом Российской Федерации с марта 1993 г. началась подготовка альтернативного проекта, так называемого президентского варианта (не следует забывать, что Президент оставал-,; ся Председателем Конституционной комиссии). Конституционная комиссия 7 мая 1993 г. отклонила президентский вариант проекта, тем самым фактически ликвидировав почву для достижения компромисса между властями по проекту новой Конституции.

С мая 1993 г. работу над президентским вариантом: проекта продолжило Конституционное совещание, образованное по инициативе Президента Российской Федерации в соответствии с его Указом от 20 мая 1993 г. В сове Конституционного совещания было 250 членов. Свою работу Конституционное совещание проводило по пяти секциям: федеральных органов власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; партий и общественных объединений; предпринимателей и товаропроизводителей. В работе Совещания принимали участие некоторые народные депутаты Российской Федерации, члены Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры.

На пленарном заседании Конституционного совещания 12 июля 1993 г. проект Конституции был утвержден. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации. После трагических событий 3—4 октября 1993 г. работа над проектом вступила в завершающую стадию. Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 г. была образована Общественная палата Конституционного совещания. Распоряжением Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. были утверждены Положения о Государственной и Общественной палатах Конституционного совещания, на заседаниях которых 2 ноября 1993 г. согласовывается окончательный вариант проекта, который был затем вынесен на референдум.

Форма правления и тип политического режима России

Россия является одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому). Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

 

Россия — демократическая федеративная президентско-парламентская (по мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов действующей Конституции В. Д. Зорькина[9][10], а также международных экспертов, изучающих смешанную форму правления, Роберта Элджи[11] и Мэттью Шугарта[12]) республика с широкими полномочиями президента. Согласно высказываниям Президентов России Владимира Путина[13] и Дмитрия Медведева[14][15][16][17], заместителя председателя Государственной думы Олега Морозова[18], председателя Совета федерации Сергея Миронова[19] и других — президентская республика

 

Согласно Конституции Президент России является главой государства и в этом качестве выполняет особые функции как по отношению к другим государственным органам, так и по отношению к обществу и в целом к государству. Проявляясь одновременно в двух порою трудно различимых «ипостасях»– в качестве особого государственного органа и высшего должностного лица, Президент РФ выступает как гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства. Важной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация есть "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (статья 1), она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой — это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Согласно статье 110 Российской Конституции, "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, руководствуясь не только Конституцией и федеральными законами, но и указами Президента (статья 113). Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: